Луганская республика шагает левой

Луганская республика шагает левой

Руководство самопровозглашенной Луганской народной республики объявило о начале «выборочной» национализации предприятий всех форм собственности. И это – лишь часть обширной политической и экономической программы ЛНР. Чем может обернуться такая инициатива, и какое общество собираются строить творцы нового мира на отдельно взятой Луганщине, разбиралась «Реальная газета»

Андрей Дихтяренко

Луганская республика шагает левой

Траектория «Луны»

Не дождавшись от Кремля обнадеживающих сигналов, позволяющих говорить хоть о каких-то перспективах присоединения Донбасса к России, верхушка ЛНР взяла вынужденный курс на самостоятельное плавание в бурных водах международной политики.
Но международное сообщество, включая и РФ, не торопится признавать самопровозглашенную «Лунную республику». А линия фронта неумолимо сдвигается всё ближе к ее «столице» – Луганску. И даже у самых пылких сторонников отделения от Украины из числа местного населения с каждым новым воем сирены или гулом от рвущихся мин потихоньку испаряются последние остатки энтузиазма.

К тому же в области закрываются магазины и предприятия, сворачивается бизнес, закрываются рынки, в некоторых населенных пунктах полностью приостановлено бюджетное финансирование. И с каждым днем войны положение становится всё хуже. Еще месяц-другой, и луганские пенсионеры, дружно голосовавшие за отделение Луганщины, начнут штурмы почтовых и банковских отделений, искренне удивляясь, почему им не выплачивают пенсии и пособия. А там и до голодных бунтов недалеко. И кивать на «преступное киевское правительство» ЛНР-овцам станет все сложнее.

Очевидно, что эту проблему понимают и в окружении Валерия Болотова. В этой связи на официальном сайте ЛНР появился многостраничный документ, озаглавленный «Тезисы к программе первоочередных действий правительства народной республики» (новая ссылка на документ). В нем эленеровцы попытались рассказать своим сторонникам, каким видят дальнейшее развитие событий и какие шаги собираются предпринимать.

Вкратце, основой суверенитета и экономического благополучия Луганской народной республики заявлен гипотетический союз с Россией.
Россия упоминается практически в каждом пункте этого документа. И очень хорошо заметно, что перспектива оказаться без поддержки соседней державы очень пугает руководство ЛНР. Собственно, если убрать социальную риторику, заставляющую вспомнить о «хотелках» времен Перестройки, в голом остатке из стратегических целей ЛНР остается одна – максимальная интеграция в «Русский мир»:

«Целями Правительства Республики провозглашаются:
– строительство демократического, правового и социального государства, в котором граждане защищены от любой дискриминации по национальному, языковому или социальному признаку и могут полностью реализовать все свои права и возможности;
– создание союзного государства с Россией, предусматривающего единое политическое, экономическое и культурное пространство, общую систему безопасности; договорные отношения с Украиной и другими государствами;
– достижение уровня жизни граждан как в России и Евросоюзе».

Впрочем, в «Тезисах» проскакивает и понимание того, что луганским повстанцам вряд ли в ближайшее время удастся переложить весь ворох своих социально-экономических проблем на плечи Владимира Путина.
Поэтому до конца 2015 года в республике заявлено свободное хождение гривны и рубля, а в течение лета текущего года, на период «отражения агрессии, сохранения суверенитета и территориальной целостности», люди Болотова берут на себя «выплату пенсий и пособий в полном объеме, и начало дополнительных выплат для ветеранов, пенсионеров, молодежи, работников правоохранительных органов; повышение зарплат работникам бюджетной сферы, шахтерам, металлургам и энергетикам». Также ЛНР «отменяет двукратное повышение тарифов на газ, электроэнергию и жилищно-коммунальные услуги, введенные киевской властью». Отныне на территории республики действуют тарифы на услуги ЖКХ, установленные в 2013 г. ЛНР обеспечит своевременные выплаты заработной платы, пенсий, социальных пособий на всей территории Республики, в том числе… в Славянске и Краматорске. Интересно, что луганчане декларируют социальные гарантии жителям городов Донецкой области, формально – гражданам «братской ДНР». Или границы Луганской народной республики будут скорректированы?

И еще один очень симптоматичный пункт: правительство ЛНР обещает повысить заработную плату «на предприятиях, принадлежащих олигархам, за счет снижения добавочной стоимости, которую те присваивали»!

Левый поворот

В целом, инициативы ЛНР в сфере экономики и финансов крайне любопытны.
В ближайшее время, если верить тезисам, молодая республика развернет бурную экономическую деятельность:

«…Введет упрощенную систему налогообложения для малого и среднего бизнеса с целью снижения налоговой нагрузки на такие предприятия в два раза.
Введет налоговые льготы и каникулы для производственных предприятий, осуществляющих инвестиции в модернизацию и расширение производств на пять лет.
Обеспечит предоставление государственных субсидий для развития малого и среднего бизнеса в общем объеме не менее 50 млн гривен.
В месячный срок проведет аудит всех договоров поставки горно-шахтного оборудования в рамках программы реструктуризации угольной отрасли с целью исключить разворовывание госсредств за счет многократного завышения цены контрактов. Высвободившиеся средства (по предварительной оценке, не менее 3 млрд гривен) направляются на доплаты к заработной плате и пенсиям шахтерам.
Создаст упрощенные процедуры регистрации предприятий и прохождения всех разрешительных процедур для реализации инвестпроектов.
Создаст Агентство инвестиционного развития Республики, задача которого – обеспечить реализацию масштабных инвестиционных проектов, предусматривающих увеличение числа новых рабочих мест.
Добьется того, чтобы все материальные и финансовые ресурсы, прежде всего налоговые поступления и валютная выручка крупнейших экспортеров, которые поступали раньше или еще поступают с территории Республики в Киев, оставались в распоряжении народа Республики.
Предприятия Республики ежегодно обеспечивают производство ВВП в размере 256 млрд рублей, при этом собираемые налоги позволяют обеспечить только 48% бюджета. Такая ситуация сложилась в результате целенаправленной политики властей и олигархии, направленной на изъятие и перераспределение доходов, создаваемых нашей экономикой. Поэтому первостепенная задача – вернуть наши налоги.
Обеспечит поставки нефтепродуктов из России по внутрироссийским ценам, что приведет к снижению цены бензина в Республике в 1,5 раза.
Добьется недискриминации поставляемых в Россию товаров, произведенных предприятиями Республики, по сравнению с российскими, включая государственные закупки и закупки государственных корпораций.
Организует сотрудничество Республики с российскими регионами. Особое внимание будет уделено приграничному сотрудничеству в рамках ассоциаций экономического взаимодействия Центрального и Южного федеральных округов Российской Федерации.
Заключит соглашение о поставках газа из России по цене 268,5 доллара за тыс.куб.м.
Министерство финансов совместно с муниципалитетами подготовит бюджет Республики на 2015 год и Бюджет Пенсионного Фонда Республики.
Расходная часть бюджета будет запланирована в объеме не менее 18 млрд гривен. Доходная часть бюджета будет запланирована в объеме, равном расходной, т.е. бюджет 2015 года будет бездефицитным. Рост доходной части бюджета будет обеспечиваться за счет возврата в Республику налоговых платежей донецких промышленных предприятий, которые сейчас платят налоги в Киеве».

В сфере промышленности:

«Восстановит поставки промышленной продукции на российский рынок, что позволит уже в 2014 году увеличить производство и экспорт в Россию подвижного состава, локомотивов и др. продукции транспортного машиностроения на 30%, продукции химического комплекса республики не менее чем на 50%, сельхозпродукции не менее чем на 30%.
Совместно с предприятиями и органами власти России создаст условия для упрощенного выхода предпринимателей Республики на российский рынок, что должно обеспечить общий прирост экспорта готовой продукции в России на общую сумму не менее чем 100 млн долларов в 2014 году.
Согласует с Россией беспошлинную поставку нефти на переработку и возобновит работу Лисичанского НПЗ, обеспечив потребности в нефтепродуктах Луганской и Донецкой Народных Республик. За счет полной загрузки мощностей Лисичаснского НПЗ Республика получит не мене 200 млн долларов налоговых поступлений в 2014 г. и не менее 500 млн долларов в 2015 г.»

И, самое интересное. На среднесрочной повестке дня ЛНР – национализация крупных предприятий.

«Национализирует собственность украинского государства на территории Республики. Национализирует предприятия, принадлежащие украинским олигархам и отказавшиеся перейти в юрисдикцию Республики. Примет антиолигархическое законодательство, чтобы навсегда предотвратить возможность повторного сращивания крупного бизнеса и власти (но, при этом «Определит перечень предприятий, предлагаемых к приватизации для заинтересованных российских инвесторов в текущем и будущем годах». – Прим. ред.)», – обещают «Тезисы».

По сути, верхушкой ЛНР сделан выбор в пользу социалистического пути развития. Что, в принципе, неудивительно – если с присоединением к РФ не задастся, какое-то время республика сможет сводить концы с концами, изымая «добавочную стоимость» у олигархов.

Вопрос в том, как далеко подобный «левый поворот» может завести молодую «Лунную республику». Вариантов развития событий масса: история ХХ века знает немало примеров построения социализма в отдельно взятых странах, от СССР и Китая, до Кубы и Северной Кореи. Теперь на «особый путь» социалистических государств сворачивает и Луганщина. Что дальше: коллективизация, культурная революция, идеи чучхэ? Остается надеяться, что идеологи в своих планах все-таки рисуют будущему строю «Луганского социализма» человеческое лицо.

«Постараемся выйти на ноль»

Планы ЛНР по частичному переводу экономики региона на социалистические рельсы прокомментировал ее премьер-министр Василий Никитин. По его словам, в построении новой экономической политики «республике» приходится надеяться только на собственные силы:

– Как планируете проводить национализацию?
– В ближайшие дни будет принят закон о национализации. По факту к национализации предприятий будем подходить очень взвешенно. Она будет проводиться точечно, после анализа экономики конкретного предприятия. Массовой и поголовной национализации не будет. Мы создадим специальную комиссию, которая будет заниматься этим вопросом.
– Речь идет о предприятиях угольной отрасли?
– Не только. Это будет и транспорт, и сельское хозяйство, и горнодобывающая отрасль. Достаточно много сфер будет затронуто, но, опять-таки, после тщательного анализа.
– По вашим предварительным подсчетам, сможет ли республика быть экономически независимой от Киева? Сможет ли выплачивать пенсии, пособия, зарплаты?
– Предварительные оценки есть, что в самое ближайшее время… может быть, до конца года мы постараемся выйти на ноль. Возможно, мы сравняем наши доходы с расходами, особенно после уничтожения коррупционных схем, которые были. Мы вполне в состоянии это сделать.
– А какие вы видите источники бюджетного финансирования?
– В Луганской области, к сожалению, все бюджетирование и финансирование было завязано половина на производстве, а половина на торговле. Это очень плохой показатель, когда чуть ли не базарная доходная часть – уровень, наверное, 18-го века. На сегодняшний день мы должны поднимать в первую очередь производство, наращивать мощности, чтобы мы могли предлагать нашу продукцию другим странам.
Лично я особое внимание буду уделять развитию сельского хозяйства. Наш регион способен прокормить не только себя.
– В «программе первоочередных действий» говорится о повышении пенсий, зарплат бюджетникам … Средства на это есть?
– Работа над этим ведется полным ходом.
– Вы рассчитываете на помощь со стороны России? Может быть, уже сделаны какие-то авансы со стороны РФ?
– Пока мы надеемся только на себя. А в дальнейшем рассчитываем на сотрудничество с Российской Федерацией, странами Таможенного союза.
– Кого будете национализировать в первую очередь?
– Сейчас каждый день проходят встречи с руководителями предприятий, с ними налажена работа. Я не думаю, что у нас встанет вопрос о том, что придется кого-то национализировать насильно. У нас другой подход.
– Хватает ли у вас экспертов сейчас и ресурсов, чтобы сформировать правительство и разработать социальную политику с нуля?
– Компетентных людей у нас пока хватает. Но понадобятся специалисты для независимого и, возможно, международного аудита некоторых предприятий…