С лета 2014 года ни “Укрпочта”, ни “Новая почта” посылки на оккупированный Донбасс не доставляют. 6 лет переселенцы выкручивались как могли: договаривались с курьерами или перевозчиками, чтобы отправить посылку на имя посредников, а те уже довозили ее до адресата. Весной 2020 года с началом карантина задача усложнилась, а стоимость доставки стала для многих неподъемной. Теперь основной трафик “посылок” идет через “перевозов” – водителей, которые везут пассажиров через территорию России. Ехать приходится через четыре “таможни”, одна из которых – “республиканская”.
Надежда Войнич
Тысяча гривен за спортивную сумку
Перевозчиков, согласных взять с собой посылку и привезти ее на неподконтрольную территорию, находят по совету знакомых или в социальных сетях. Ежедневно в онлайн-сообществах переселенцев кто-то ищет “добросовестного человека”, который бы отвез из Киева (Харькова, Кривого Рога, Днепра и т.д.) “небольшую посылочку” за “адекватную цену”. Откликаются на такие сообщения как обычные украинцы, которые едут в Луганск или Донецк, так и “профессиональные” перевозчики.
Уровень “адекватности” стоимости услуги варьируется от 100 до 1000 гривен за килограмм. Но везде есть свои нюансы.
Например, переселенцу Максиму доставка роутера и планшета в Донецк обошлась в 300 гривен. А вот переселенке Наталье лекарство, которого нет в Донецке, предложили провезти за тысячу гривен. Женщина отказалась, и лекарство передал обыкновенный пассажир, который потом отказался от любого вознаграждения. А лекарство другой переселенки “перевоз” согласился везти за почти половину стоимости – 4 тысячи гривен.
Те, кто уже пользовался услугами курьеров-перевозчиков озвучивают суммы за их услуги. Разница в ценах впечатляющая. Чаще всего, берут 25% от стоимости товара, но далеко не всегда. Так, тысячу гривен пришлось отдать за небольшую спортивную сумку. Коробочку с 50 пластинками для глюкометра – за 200 гривен. А 3 килограмма лекарств, включая антибиотики, одной переселенке из Харькова удалось передать в Донецк за 500 гривен. За несколько баночек витаминов для мамы в Донецк попросили 1500 гривен и объяснили, что такие товары пропускают неохотно. За транспортировку аквариума запросили 300 евро. В его итоге владелица от идеи с перевозкой отказалась и на новом месте купила другой за меньшую сумму.
В Луганск отправить “посылку” выйдет не дешевле. Местные жители рассказали, что в последнее время им приходилось платить по 150-200 гривен за килограмм или за маленький сверток с лекарствами. Одна из перевозчиц на правах анонимности рассказала “Реальной Газете”, что сейчас мало кто готов везти посылку через пункт пропуска “Станица Луганская” – там запретили провозить “передачи”, а сумки тщательно досматривают. Группировка “ЛНР” разрешает каждому человеку пересекать пункт пропуска только раз в месяц, а на подконтрольной территории всех обязывают сдавать тест на коронавирус. “Курьеры” не успевают “одним днем” привезти посылки, поэтому остаются на ночь в Станице Луганской. Расходы на этот “квест” включают в стоимость доставки, поэтому сейчас привезти “посылку” через “Станицу Луганскую” и территорию России стоит одинаково.
В социальных сетях рассказывают, что им не раз удавалось передавать посылки по цене 100 гривен за килограмм. Такую сумму многие считают адекватной и недоумевают, почему у некоторых курьеров цены больше в 10 раз.
Документы в зоне риска
“Перевозы” намекают, что львиная доля стоимости доставки идет на “решение вопросов” на таможнях.
Перевозчики рассказывают, что на таможне придираются ко всему, но в первую очередь спрашивают, нет ли карточек, оформленных на чужое имя. Их перевозить категорически нельзя из-за схем по “обналичиванию” пенсий. Под санкции попадают даже те, кто везет карточку родственника.
По словам некоторых путешественников, им удавалось провезти банковские карты в белье. На этот счет перевозчики говорят, что такие случаи – это просто везение. Вдобавок водителей автобусов проверяют тщательнее и охотнее находят у них “запрещенку”. “Решить” такой вопрос, по словам перевозчиков, стоит намного дороже.
Также придирчиво относятся к любым документам, оформленным не на имя путешественника. За перевозку настолько “рискованного” груза просят соответствующую плату: от 500 до 3 000 гривен. Попадаться таможенникам с чужими документами опасно и затратно.
Поэтому “курьеры” либо сразу отказываются везти любые документы, либо просят за доставку максимальные суммы.
“Мы рискуем”
Перевозчики объясняют, что сначала им приходится собрать посылки в исходной точке отправления: проехаться по городу и забрать их у людей и на отделениях почты. Потом нужно пройти таможни: украинскую, российскую, еще одну российскую после проезда по территории РФ и, наконец, “таможню” группировки “ЛНР” или “ДНР”. После этого нужно снова развезти посылки адресатам или встретиться с ними в уговоренном месте.
Но и это еще не все. На таможне водителя могут попросить открыть все пакеты и сумки и доказать, что в них нет ничего запрещенного к провозу. На досмотр “посылки” несет водитель, потому что далеко не всегда достаточно просто открыть багажник. Потом все передачи снова запаковываются… до проезда через следующую таможню.
Правда, некоторые “перевозы” идут на хитрость и заявляют на таможне, что посылки – это их личные вещи. Они идут на ухищрения и доказывают, что женские куртки разного размера и мужские ботинки на разную ногу – это все их собственность.
В социальных сетях объясняют: “перевозу делиться надо”, чтобы его пропустили. Поэтому за провоз просят настолько много.
Еще одна недовольная сторона — это пассажиры, которые пытаются проехать на оккупированную территорию. Они жалуются, что из-за “посылок” в салоне негде ставить свои сумки, а из-за проверок “передач” на таможне приходится стоять по нескольку часов. Интересно, что самих пассажиров, по их словам, а также водителей, которые едут своими авто как частные лица, багаж проверяют быстро и к содержимому сумок не придираются.
Пока украинцы лишены возможности легально отправить посылку в оккупированные города или поехать туда лично, в роли посредника продолжает находиться Россия.