Недавно известно, что группировка “ЛНР” собирается “реструктуризировать” угольную отрасль по российскому образцу, а шахтеров отправить на досрочную пенсию или предложить им другие места работы. При этом фраз о закрытии шахт в группировке усиленно избегают и утверждают, что реорганизация нужна для “выхода в режим рентабельности всех угольных предприятий”.
Тем временем, в социальных сетях стали появляться сообщения о закрытии шахт в ОРЛО. Интересно, что это те самые шахты, о светлых перспективах которых сообщали подконтрольные группировке СМИ. Реальная Газета собрала пропагандистские сюжеты и статьи местных изданий об успехах шахт и тревожные сообщения из социальных сетей о них же.
Шахтеры из оккупированного города Зоринск обратились к главе группировки “ЛНР” Леониду Пасечнику с просьбой не закрывать их шахту “Никанор-Новая”, которая для города является градообразующей. Текст письма горняков попал в соцсети. Эта шахта является единственным работающим угольным предприятием в Перевальском районе. Промышленных предприятий, расположенных на территории района и в радиусе 40 км. для трудоустройства населения нет. Горняки опасаются, что из-за закрытия шахты жители поселка останутся без денег, а сам Зоринск деградирует и вымрет.
А это сюжет “ГТРК ЛНР” от мая 2019 года о запуске новой лавы на шахте “Никанор-Новая”. По словам “республиканского” канала на шахте на тот момент работали 900 человек. Герои сюжета — шахтеры “Никанор-Новой” — рассказывают, что новая лава на шахте — это уголь, рабочие места, достойная заработная плата и благополучие шахтеров. Утверждалась, что запасов пласта хватит на 21 месяц, после чего вместо отработанной лавы можно было бы запустить новую.
По информации правозащитников, шахты “Миусинская” и “Новопавловская” в неподконтрольном Красном Луче (после переименования — Хрустальный) уже остановлены. Решение об их закрытии было принято в Москве, о чем свидетельствует письмо “министра энергетики ЛНР” Павла Малыгина директору российского Федерального государственного бюджетного учреждения по вопросам реорганизации и ликвидации нерентабельных шахт Андрею Моисеенкову. В документе “министр” отчитывается перед российским чиновником о сроках передачи шахт “в режиме подземных водоотливных комплексов” в состав “госпредприятия” “Углереструктуризация”.
В сюжете “ГТРК ЛНР”, который год назад сняли на шахте “Новопавловская”, говорилось, что предприятие вышло на довоенный уровень добычи и даже перевыполнило план — при плане 5000 тонн добыто 5300 тонн. Утверждалось, что запасов угля должно хватить примерно на 30 лет. На момент съемок на шахте работали около 30 человек.
https://www.youtube.com/watch?v=SeNp0g7AFxA
Правозащитники “Восточной Правозащитной Группы” полагают, что группировка “ЛНР” намерена закрыть 5 шахт на неподконтрольной территории и уже закрыла 15. По их данным, в “чёрный список” закрытых шахт попала шахта “Фащевская”. В 2016 году группировка “ЛНР” докладывала о ее запуске после полуторагодичного простоя. Речь шла о пэрствах запуска новых лав и создании новых рабочих мест.
https://www.youtube.com/watch?v=hUPAN_V9h2w
Такой же сюжет о запуске шахты “Черкасская” в Славяносербском районе был сделан в 2016 году. На камеру “чиновники” группировки “ЛНР” надеются на выход добычи угля на проектный уровень и ругают “ущерб”, который “за 25 лет нанесло предыдущее” руководство.
Ретроспективный просмотр сюжетов о шахтах на неподконтрольной Луганщине подталкивает зрителя к двум выводам. Либо группировка “ЛНР” несколько лет подряд снимала имеющие мало общего с реальностью сюжеты о перспективных и продуктивных шахтах. Либо сейчас группировка закрывает шахты, которые обеспечивали рабочими местами и средставми к существованию местных жителей.