21 января на сайте “Русского центра” представили “доктрину русского Донбасса” — документ в почти пол сотни страниц, на которых кремлевские пропагандисты рассказывают, что оккупация – это воля “русского народа Донбасса”. Якобы “русскость” здесь была всегда, а украинской культуры тут не было. Станет ли документ началом интеграции оккупированной территории в состав России – разбиралась “Реальная Газета”.
Надежда Войнич
Тема присоединения ОРДЛО к России не нова, но сейчас снова вернулась в повестку группировок. Лидерам обеих “республик” ничего не мешает рассказывать о выдаче российских паспортов или переписывании местных “законов” под российскую копирку, а потом требовать от официального Киева соблюдения Минских договорённостей. “Доктрина русского Донбасса” оформила такой подход.
Что говорится в “доктрине”
Из текста документа следует, что:
- “народ Донбасса” был всегда связан с историей России и “Новороссии”;
- “ДНР” и “ЛНР” продолжают традиции российской государственности;
- Донбасс – чисто русскоязычный край;
- границы “ДНР” и “ЛНР” совпадают с границами Донецкой и Луганской областей, включая те территории, которые сейчас не оккупированы;
- Революцию Достоинства в 2014 году организовал “запад”;
- административные задания в Луганске и Донецке в ходе “русской весны” пророссийские силы не захватывали, а защищали от захвативших их сторонников Евромайдана;
- будущее “республик” только с Россией;
- в ближайших планах – остановить боевые действия и оформить “ЛДНР” как “русскую государственность”, а потом поддерживать “русских” на подконтрольной части Украины.
Больше половины “доктрины” – это экскурс в историю, в котором утверждается, что население Донбасса якобы всегда стремилось быть частью “русского государства”.
Кто придумал “русский Донбасс”
По словам аналитиков “Восточной правозащитной группы”, куратором проекта о “доктрине русского Донбасса” является Алексей Филатов, начальник управления Администрации Президента России по приграничному сотрудничеству. Данная “доктрина” является ответвлением ранее созданной в 2016 году другой доктрины “русского мира”. Этот второй документ декларирует воссоздание Российской империи. Разработали “доктрину” члены “Изборского клуба” — российского сообщества экспертов, заинтересованных в том, чтобы этот самый “русский мир” распространялся в Украине, Беларуси, Прибалтике и других странах. В “Восточной правозащитной группе считают”, что имплементация “доктрины” станет фундаментом для объединения группировок “ЛНР” и “ДНР” в “Республику Донбасса”, которую Россия будет готова признать. А вернулись к идее признания “республик” именно сейчас потому что так РФ пытается ответить на так называемый “план Б” украинского правительства по урегулированию военного конфликта.
Аналитик украинского Центра исследования проблем гражданского общества Мария Кучеренко считает, что “доктрину” стали активно продвигать именно сейчас из-за изменений внутри России. Сейчас там хотят перекроить подход к тому, что они называют “приграничьем”. То есть ко всем оккупированным территориям. Для этих целей в РФ даже создали отдельное ведомство — Межведомственную комиссию по вопросам содействия международному развитию, — которое возглавил Дмитрий Козак.
“Если разбирать сам документ (“доктрину”, — прим. РГ), который был опубликован псевдореспубликанскими ресурсами, то увидим, что ничего нового эти люди предложить не смогли. Это пересказ всех нарративов, которые продвигал в свое время Владислав Сурков. Мы увидели возврат к концепции “Новороссии” и увидели попытки говорить о “русском мире”. Но тут декларируется, что т.н. “ДНР” и “ЛНР” все еще существуют отдельно от России, пусть и полностью принимая ее “исторический путь””, — считает Мария Кучеренко.
В возможность слияния “ЛНР” и “ДНР” аналитик не верит и считает это вопросом финансов, а не идеологии. Если есть два кваизобразования, то есть в два раза больше возможностей для освоения финансовых потоков. В представленной “доктрине” речь о вхождении в состав РФ вообще не идет. “Республики” там открыто называют отдельными образованиями рядом с Россией, которые просто находятся в ее сфере влияния.
По словам аналитика, “присоединение к Российской Федерации невыгодно самой Российской Федерации”. А вот еще более тесная кооперация “республик” с Ростовской областью вполне возможна. Напомним, что именно оттуда на оккупированную территорию едут российские наемники и “гумконвои”, и именно туда за российскими паспортами едут местные жители.
Обозреватель московского Центра Карнеги Константин Скоркин вообще предлагает не относиться серьезно к “доктрине”, называя ее формой шантажа и давления на Украину из-за пробуксовки Минского процесса. Если официальный Киев не будет готов выполнять обязательства, в Кремле подготовили план формализации интеграции с Россией. А в этом плане кроме всего прочего есть намек на то, что под контролем Киева есть “исконно русские территории”, на которые готов прийти “русский мир”.
Аналитик считает, что есть еще одна причина появления доктрины именно сейчас — это “рейтинги” Дениса Пушилина в “республике”.
“Популярность самого Пушилина в “ДНР”, мягко говоря, не высока. Достаточно посмотреть, что про него пишут неподцензурные днровские Телеграм-каналы. На этом фоне он стремится показать себя непримиримым борцом за русский мир, лидером форпоста его обороны от внешних врагов”, — рассказал Константин Скоркин.
В слияние группировок “ЛНР” и “ДНР” он тоже не верит: в “республиках сложились свои элиты, не делающие терять контроль. А пока Минские соглашения не отменены, слияние вряд ли возможно.
“Все это может иметь смысл только в случае резкого изменения геополитического ситуации, выхода сторон из Минских соглашений, нового масштабного кризиса уровня 2014 г. Но в любом случае источником таких перемен менее всего будет Донецк и Луганск”, — полагает аналитик Центра Карнеги.
Попытка идеологии номер следующая
Озвученная “республиканскими” ресурсами “доктрина” – далеко не первая попытка подвести идеологию под российскую оккупацию.
В 2014 году слово “Новороссия” повторялось российскими политтехнологами как заклинание, хотя до этого почти не звучало ни в России, ни в Украине. Под абстрактной “Новороссией” они подразумевали Луганскую, Донецкую, Харьковскую, Херсонскую, Николаевскую и Одесскую области, где якобы большинство жителей – русские. Правда, до “референдума” дело дошло только в двух областях, и “Новороссия”, никогда не имевшая четких границ, уменьшилась. А спустя год после “референдума” о самостоятельности “ЛДНР”, функционеры “ДНР” заявили, что требуют уже не независимости, а широкую автономию в составе Украины. После этого маятник требований раскачивался еще несколько раз.
Так, в июле 2018 года глава группировки “ДНР” Александр Захарченко заявил о создании нового государства — “Малороссии”. Новое образование со столицей в Донецке и флагом Богдана Хмельницкого в качестве символа должно было являться правопреемником Украины. Однако, от идеи Захарченко и его окружения открестились не только в Москве, но и в Луганске. “Малороссия” перестала существовать, не родившись.
В июне 2019 года глава группировки “ЛНР” Леонид Пасечник стал активным участником флешмоба “Зеленский, признай выбор Донбасса”, суть которого заключалась в том, что люди загружали свои фотографии на специальный сайт и таким образом подписывались под требованием предоставить Донбассу “особой статус” и дать амнистию боевикам. Однако уже в следующем месяце глава “ЛНР” заявил, что он больше не просится в Украину, а оккупированная территория будет придерживаться курса на интеграцию с РФ.
Что же сама Россия? За 7 лет военного конфликта Кремль так и не взял на себя ответственность присоединить к себе Луганск и Донецк, оставив их в подвешенном состоянии. На ежегодной пресс-конференции в прошлом году российский президент заявил, что Россия “продолжит наращивать поддержку Донбасса”. Однако в Москве не раз заявляли, что речь о присоединении или хотя бы признании “республик” не идет.
Интересно, что “концепция русского Донбасса” – продукт, озвучиваемый преимущественно в Донецке. Если уже 28 января в Донецке будут принимать резолюцию и разрабатывать план по внедрению пропагандистских идей в жизнь группировки “ДНР”, то в Луганске “доктрина” даже толком не освещалась в СМИ. На главном информационном ресурсе группировки “ЛНР” о документе ни слова, хотя в “доктрине” ясно сказано, что она касается обеих “республик”. Преимущественно молчат о ней и неподконтрольные группировке Телеграм-каналы.
Однако ползучая интеграция оккупированных территорий в РФ идет независимо от любых “доктрин”, озвученных группировками. Выдаются российские паспорта, а обладателей украинских грозят урезать в правах. Взрослых активно рекрутируют на заработки, а шильников – получать российские дипломы. А выехать на территорию РФ из Луганска и Донецка стало намного проще, чем в любой город под украинским контролем. Такая пропаганда “русского мира” кажется опаснее призывов создавать “Новороссию”. Меж тем, уже через два дня — 28 января — в оккупированном Донецке должен состояться так называемый интеграционный форум “Русский Донбасс”: будут утверждать “доктрину русского Донбасса”.