«Опыты на людях», «боевые наркотики ВСУ», «секретные биолаборатории Пентагона», «торговля органами». Все это в одном эталонном фейке канала «Россия 1», который можно отправлять в Палату мер и весов. Манипуляция, подмена понятий, соединение правды с ложью и откровенное вранье. «РГ» разобрала по винтикам, как устроен этот многослойный фейк.
Александр Белокобыльский, РГ
Главный телеканал кремлевской пропаганды «Россия 1» дал репортаж из оккупированного Рубежного Луганской области. Показали производственные помещения одной из ведущих украинских фармкомпаний «Микрохим» и рассказали, будто здесь по заказу из Европы ставили опыты на людях, в том числе испытывали наркотические средства для использования в ВСУ.
А затем вдогонку на ток-шоу дали включение «представителя народной милиции», который на фоне этих биолабораторий подтвердил «факты торговли органами».
«Опыты над людьми» – такие же, как в РФ
Американские биолаборатории – давняя тема кремлевской пропаганды. Историю с ними «РГ» подробно разбирала и даже нашла одну из тех лабораторий в оккупированном Луганске – ее в упор не замечали российские конспирологи. Но вот РФ захватила Рубежное, где находилась одна из ведущих украинских фармкомпаний «Микрохим», и понеслось.
В самой компании не под запись сказали, что опровергать это не видят никакого смысла. Действительно, для тех, кто доверяет «России 1», опровержения стали бы доказательством, что «все так и есть». Тем, кто не верит, и так все понятно. Да и как опровергать – слово компании против слова кремлевских пропагандистов?
Поэтому тезис об «опасных патогенах» проиллюстрируем лишь кадрами репортажа. Во-первых, на снимке ниже видно, что на объект в Рубежном заходят люди отнюдь не в костюмах радиохимической и биологической защиты (РХБЗ), а в пожарных, используя дыхательные аппараты, которыми оснащены как раз спасатели. Также на их головах пожарные каски.
Но главное – в дальнейшем по тем же самым местам «журналист» ходит без всяких мер предосторожности!
И вот нас подводят к главному блюду – «опытам над людьми»! Что же это, – запрещенные биотехнологии, генетические эксперименты, клонирование?
– В этой черной папке – договоры с добровольцами. Суть договора проста. Местные жители соглашаются на то, чтобы над ними проводили медицинские эксперименты. Испытывали лекарства, – объясняет«журналист».
Стоп, «испытывали лекарства»? То есть речь о клинических испытаниях? О том, что обязательно для сертификации любого лекарственного средства в любой стране?! Да уж, сенсация так сенсация: фармкомпания проводит клинические исследования (испытания) с участием здоровых добровольцев!
Тогда у нас сюрприз для телеканала «Россия 1»: в их замечательной стране «опыты над людьми» проводились и проводятся по сей день. Больше того, эти опыты проводились как раз-таки в интересах западных компаний. Ну, до 24 февраля 2022 года, конечно. Потому что после Z-вторжения и ввода санкций западные фармкомпании отказались от выгодных дешевых испытаний в РФ.
«Согласно данным госреестра, в 2021 году Минздрав выдал 908 разрешений на проведение КИ, 40% из них (367) приходится на международные многоцентровые исследования. В них должны были принять участие более 39 тыс. человек», – писал «Коммерсантъ» в апреле.
«Наркотики для ВСУ»
Еще в далеком 2014 среди «ополченцев» бытовало мнение, что бойцам Нацгвардии и добровольческих батальонов выдают наркотики. Мол, не может человек, в которого стреляют, продолжать идти в атаку и вообще. Эту байку решили вынуть на свет божий и тоже использовать в сюжете – раз уж речь про фармкомпанию. Вдобавок она действительно выпускала обезболивающие.
– Налбуфин. Сотни флаконов. Маркировка – «Только для лабораторных исследований». Опасен тем, что очень быстро вызывает привыкание. В одном ряду с препаратами из списка №1 – наркотическими и психотропными: «Только по рецепту» – морфин, метадон, трамал. Налбуфин так и не смогли протолкнуть на гражданский рынок, но поставляли в ВСУ на Луганском фронте, – говорит «журналист» канала «Россия 1».
Этот препарат – действительно сильнодействующее обезболивающее. Однако на «гражданском рынке» он вполне присутствует. Десятки предложений мы видим уже на первом же сайте, который нам предлагает Гугл. В том числе есть и произведенный в Рубежном компанией «Микрохим».
Насколько опасен Налбуфин? «По общему характеру действия налбуфин близок к пентазоцину, но оказывает более сильное аналгезирующее действие при меньших побочных эффектах и меньшей способности к развитию толерантности и физической зависимости», – сообщает русская Википедия. В связи с этим препарат не запрещен и в России тоже.
Антинаркотическая политика в РФ регламентируется «Перечнем наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров», который состоит из нескольких списков. В Списке І – вещества, запрещенные полностью, такие как опий, героин, метадон, метамфетамин, амфетамин. Во ІІ Списке – то, что разрешено, но оборот этих веществ под строгим контролем: морфин, кодеин, кетамин и проч. В Списке ІІІ – психотропные вещества, оборот которых в РФ ограничен, но «допускается исключение некоторых мер контроля».
Так вот: Налбуфин и правда включен в Перечень, но – в Список III, а не в первый, как говорит «журналист». Какая необходимость испытывать на добровольцах давно всем известный препарат, который успешно продается в аптеках?
Был ли Налбуфин в аптечках украинских бойцов «на Луганском фронте»? Вполне возможно. Им ли объясняется невероятная стойкость ВСУ при обороне Северодонецка, Рубежного, Лисичанска? Никак нет. Просто они бились за свою землю.
Возвращение «черных трансплантологов»
Вряд ли многие из миллионов российских телезрителей бросились проверять «факты» репортажа «России 1». Тем и удобен телеформат пропагандистам. После на эти как бы доказанные факты накладывают новые слои пропаганды.
Именно такая технология была использована и в случае с «биолабораториями» в Рубежном. Через пару дней в ток-шоу «Время покажет» на Первом канале российского телевидения выпустили «подполковника Марочко» – ранее «представителя народной милиции ЛНР», а ныне «военного эксперта». И вот этот эксперт выдает, что вдобавок к «опытам на людях» на свободной территории Луганской области процветала торговля органами.
«Местные жители, которые имеют пророссийские взгляды и куда-то пропадают… Эти данные нами сейчас фиксируются», – говорит Марочко.
В свое время «РГ» писала, как рождаются фейки про «черных трансплантологов». Работая со взломанной почтой московского куратора пропаганды «ЛНР» Вячеслава Матвеева, наш автор обнаружил постановку задания – сочинить историю про вырезанные органы и собственно ее воплощение.
«Андрей, привет. Необходимо написать небольшой материал по этому поводу. Есть информация, что на выходных в Северодонецке нацгвардейцы хотели изнасиловать девушку, за нее заступился парень, отбил ее, но потом этого парня нашли, вырезали ему органы и все в этом духе», – получает задание секретарь «союза писателей ЛНР» Андрей Чернов. И вот уже его талант расцвечивает «все в этом духе» подробностями.
Секретарь «Союза писателей ЛНР» Чернов сочиняет ужасы про Нацгвардию и похитителей органов
Тогда это было больше как бы голословное обвинение, основанное на «данных от местных жителей», теперь же якобы доказывается наличием «биолабораторий», которые представлены в предыдущих «новостях».
Понятно, что зрителей канала «Россия 1» мы не ставили целью переубедить. Однако понимать технологию изготовления фейков российской пропагандой полезно всем остальным, кто мог внезапно увидеть этот сюжет либо изготовленную по нему «новость».