Анна КОМАРОВА
В августе 2020 года к протестам несогласных с результатами выборов в Беларуси присоединись и граждане Украины. Кто-то – писал посты с поддержкой, а кто-то – поехал в соседнюю страну, чтобы принять участие в митингах. Среди них и представители благотворительной организации “Восток SOS” Константин Реуцкий и Евгений Васильев. Их там задержали, но после вмешательства украинского посольства, отпустили. Писали об этом не только украинские СМИ, волну подхватили и российские, и даже СМИ, подконтрольные боевикам “ЛНР”. “Реальная газета” проследила как и по каким каналам распространялась информация.
Но, для начала немного о том, как устроена система пропаганды в “ЛНР”.
С 4 января этого года все группировка “ЛНР” объявила о создании “Луганьмедиахолдинга”. И.о. директора ГУП ЛНР «Луганьмедиа» назначена Светлана Мамонтова.
Ранее она руководила газетой “Жизнь Луганска”. А до войны работала заместителем городского головы города Александровск.
В медиахолдинг вошли 6 телеканалов, 2 радиостанции 15 еженедельных газет, 14 сетевых изданий. В основном это региональные СМИ, которые до войны были муниципальными, и с началом оккупации стали работать на боевиков.
«Хотелось бы обеспечить сбор, обработку и качественную подачу информации республиканского уровня, что несомненно облегчит работу на местах. Взяв на себя организационные вопросы, оставляем больший простор для творчества, новых идей и интересных предложений», – заявила Светлана Мамонтова.
Но, зная по какому принципу работают местные СМИ, можно с уверенностью сказать – это еще один шаг к унификации медиа на оккупированных территориях и продвижению единой повестки не только на оккупированной территории – обещают, что вещание будет и на подконтрольной Украине.
По данным Телеграм-канала “Луганский инсайд”, Мамонтову уже уволили под предлогом выхода на пенсию, но официально ни на одном ресурсе боевиков такой информации нет.
Основные рупоры пропаганды в “ЛНР” находятся в Луганске – это ГТРК ЛНР, Луганскинформцентр, “Республика” и LNR-today. Они получают “темники”, с указанием кто и что должен говорить. Об этом ранее уже писала “Реальная газета”.
Отправлял этот “медиа-план” Родион Мирошник. До войны он был генеральным директором Луганской областной государственной телерадиокомпании, депутатом Луганского областного совета от “Партии регионов”, был помощником народного депутата 6 и 7 созывов Александра Ефремова.
Когда началась война, Мирошник уехал из Луганска. Семья его жила некоторое время в Харькове, его самого видели в Киеве.
Но в декабре 2014 года стало известно, что Мирошник вернулся в Луганск и стал советником “главы ЛНР”, а позже – представителем боевиков на переговорах в Минске.
По словам источника Реальной газеты, Мирошник не сработался с “администрацией”, много говорил о людях “за спиной” и ему дали понять, что лучше уволиться. Сейчас он принимает участие в заседаниях ТКГ и эфирах украинских телеканалах. Он имеет свои связи и интересы на оккупированной территории Луганской области, но на информационную повестку не влияет.
Место Мирошника занял его давний партнер из Москвы Вячеслав Матвеев.
В медиаполе “ЛНР” он пытался попасть в самом начале конфликта, но только в 2018-м получил официальную должность – “заместитель администрации главы ЛНР”. В 2011 году Матвеев попал в скандальную историю. Он несколько месяцев ходил на работу на Луганскую областную телерадиокомпанию в качестве продюсера. Принимал производственные решения, увольнял и принимал на работу людей. Когда недовольный коллектив обратился к президенту, премьер-министру, Матвеева отстранили от работы, а руководство телеканала объяснило, что Матвеев не продюсер – он тренинги проводил.
Теперь Матвеев составляет медиа-планы для СМИ и пишет сценарии для фейковых сюжетов в новости. Информация в сюжете может быть абсолютной выдумкой. Такой подход используется в основном для тем, которые касаются войны. В этих случаях работа Матвеева пересекается с работой пресс-служб “силовых структур ЛНР”.
Осенью Телеграм-канал “Тайны луганской республики” сообщил о том, что работой Вячеслава Матвеева в Москве недовольны и хотят его уволить.
Якобы он полностью провалил информационную политику группировки “ЛНР”.
Наш источник эту информацию подтверждает в части недовольства. Но уверяет: увольнять Матвеева вряд ли будут – альтернативы ему нет, единицы из невоенных россиян могут выдержать жизнь на оккупированной территории.
Правая рука Матвеева – “первый замминистра связи и коммуникации ЛНР” Юрий Першиков.
Он крымчанин, на сайте “Миротворец” представлен широкий список его должностей. Першиков работал собкором телеканала “Интер” в Крыму, был руководителем ГО “Русское единство”, редактором портала НОВОРОСС.INFO, пресс-офицер совета атаманов Крыма и Крымской паланки, глава штаба общественного движения “Русский фронт”.
По словам сооснователя Восточной правозащитной группы Павла Лисянского, Першиков и Матвеев получают задания от кураторов из Ростова-на-Дону, а те, в свою очередь, из Москвы.
За годы оккупации, говорит Лисянский, некоторые проекты пропагандистов не получили ожидаемого результата, и они создают похожие новые. По его мнению таким есть интернет-портал “Наш Донбасс”, который создали на смену “Луганскому блокпосту” и “Трибуналу”. Последние два затевались как базы данных людей, отстаивающих независимость и территориальную целостность Украины – своеобразный аналог украинского “Миротворца”. Но наполняемость сайта была слабой. И зачастую невозможно понять, почему человек в эту базу попал.
У сайта “Наш Донбасс” подход другой. Его создатели выбирают “мишени” среди украинских военных или публичных людей. Вспомнили и конфликт Павла Лисянского с сотрудником кафе в Славянске. Основной посыл – “украинские правозащитники избивают людей”. Судя по датам публикации новостей, этот портал заработал в августе прошлого года.
Отдельная линия пропаганды и свой куратор, говорит, Павел Лисянский, в “МВД ЛНР” – ее курирует Виталий Киселев, позывной “Коммунист”.
Он помощник “министр МВД ЛНР” Игоря Корнета. У Киселева есть авторская пропагандистская программа “Путь Визенталь” на ГТРК ЛНР, в которой он рассказывает об украинских военных и сотрудниках правоохранительных органов.
До войны он работал на заводе Лугансктепловоз. Но когда начались митинги в Луганске, он принял участие в “русской весне”. Пошел на фронт, но в 2016 году “Коммуниста” задержали якобы за заговор против Игоря Плотницкого. После того, как власть захватил нынешний “глава ЛНР” Леонид Пасечник, Киселева выпустили на свободу.
Но пропаганда “ЛНР” не ограничивается телевидением, радио и газетами. Есть ряд анонимных Телеграм-каналов, которые пишут о внутренней кухне группировки “ЛНР”. Например, “Луганский инсайд”, “Тайны Луганской республики”, “Пепел Плота”, “Заметки гражданина”. Неизвестно, кто их автор, но по сообщениям можно предположить, что они их противоборствующих лагерей. Автор Телеграмканала “Тайны Луганской республики” неоднократно заявлял, что “Луганский инсайд” контролируется Юрием Першиковым, а “Пепел Плота” – “МГБ ЛНР”. В свою очередь “Пепел Плота” 22 ноября 2020 сообщил, что Телеграм-канал “Тайны Луганской республики” принадлежит Анастасии Пятериковой – лидеру группировки “Луганская гвардия”, но через месяц, 22 декабря, появилось сообщение, что канал контролирует “Администрация главы ЛНР”.
Нельзя сказать, что эти Телеграм-каналы всегда публикуют фейки. Например, информация о том, что Андрей Лустенко станет “Министром образования ЛНР” подтвердилась, а увольнение Матвеева – нет.
Теперь о том, из чего создается контент для пропаганды. Время “мальчиков в трусиках” и “съеденных снегирей” прошло, – говорит один из источников “Реальной газеты”. Полностью выдуманные истории создаются только для дискредитации ВСУ. В основном же, используется метод полуправды – как в ситуации с задержанием в Беларуси представителей “Восток SOS” – Константина Реуцкого и Евгения Васильева.
В конце августа на телеканале “ГТРК ЛНР” вышло минимум три программы, где речь шла о сооснователях благотворительного фонда “Восток SOS” Константине Реуцком, его супруге Александре Дворецкой и Евгении Васильеве.
Одна из них авторства Леонарда Свидовскова. Он депутат Луганского областного совета, до войны работал на Луганской областной телерадиокомпании, и остался там же работать уже после того как боевики оккупировали город, а телеканал переименовали “ГТРК ЛНР”.
В своей программе он вскользь говорит о задержании Реуцкого и Васильева. Это лишь повод для того, чтобы вспомнить о том, что в 2019 году Реуцкий и Васильев баллотировались в Верховную Раду, и рассказать об источниках финансирования их фонда. Любопытно, что в программу вставлен фрагмент, где Реуцкий сам рассказывает об этом. На том же видео его супруга говорит, что в первой заявке на грант они указывали, что помогут более 5000 тысячам людей, но подводя итоги, выяснили, что таких людей больше.
Если вы думаете, что ведущий будет опровергать число 5000, то нет. Его претензия в том, что делали это за грантовые деньги.
Программа о Реуцком и Васильеве
А вот еще один августовский материал о протестах в Беларуси. Удивительно, но главная героиня этого материала супруга Реуцкого – активистка Евромайдана Александра Дворецкая, которая на протестах в Беларуси не была. Но для пропагандистов нет разницы между Евромайданом и протестами в Беларуси. В подводке к сюжету ведущая обобщая говорит об “украинских и белорусских майданниках”, “молодых бездельниках, шатающихся по Европе автостопом”, “заробитчанах на польских клубничных плантациях”, которые во время карантина вернулись домой.
“Мозги работают в нужном, соросовском, направлении”, – говорит ведущая.
Претензии к Дворецкой – проведение информационной политики Донбасса, за деньги Сороса. Но как именно она это делает и чем это плохо, ведущая, конечно, не объясняет.
Еще один пример – выпуск программы “Кстати”. Его ведущий – россиянин Артур Пересыпкин.
Врать он начинает с первых минут, говорят о том, что “белорусский майдан затихает”. Как мы знаем, протесты в Беларуси проходят и по сей день.
Далее он объясняет, кто такой “змагар”, ссылаясь на сайт Lurkmore.
“Старший брат российского оппозиционера, младший брат украинского свидомита, хомячок/позер/сектант от белорусской оппозиции”, – говорит Пересыпкин, умалчивая, что Lurkmore — неформальная юмористическая интернет-энциклопедия на движке MediaWiki, которая позиционирует себя как «энциклопедия современной культуры, фольклора и субкультур, а также всего остального».
Но цель программы не разобраться в причине протестов в Беларуси – все опять свелось к “геббельсионку” Александре Дворецкой. Так ее назвала девушка, озвучивающая закадровый текст.
“Грантоедка, соросенок”, – добавил ведущий.
“Все предыдущие военные годы я и мои коллеги делали все возможное, чтобы в так называемой ЛНР нас не забывали. Мы активно работали не только на гуманитарном, но и на информационном фронте. Почему так активно мы попали в информационную повестку “лнровских” СМИ прошлыми летом и осенью? Я думаю, прежде всего, потому что наш визит в Беларусь и рассказы европейским и украинским СМИ о том, что мы пережили в застенках минского РОВД и следственного изолятора очень сильно ударили по имиджу Лукашенко и помешали российским пропагандистам, которые на тот момент вступили в игру и начали делать выгодную картинку белорусскому режиму”, – говорит представитель Восток “SOS” Константин Реуцкий.
По его словам, российской пропаганде надо было срочно обвинить их в каких-то преступлениях и они задействовали все возможные способы. В том числе, подтанцовку из “ЛНР”. Доказательств шпионажа или работы Реуцкого и Васильева на Запад сотрудники “ГТРК ЛНР” не предоставили, да местному зрителю это и не обязательно. Хотя, нам Константин ничего криминального в получении грантов не видит:
Константин Реуцкий уверен: на оккупированной территориях не приветствуется создание свободного гражданского общества, творческого поиска в культуре, в науке, в социальной инженерии.
“Сейчас российские пропагандисты пытаются противопоставлять российскую модель западной модели. В чем заключается российская модель, со слов пропагандистов понять сложно. Вот эти все абстрактные духовные скрепы, за которыми, по сути, стоит толерирование насквозь коррумпированной прогнившей системы”, — считает журналистт.
По словам Реуцкого, похожие материалы в тот же период выходили и на российских телеканалах. “Это греет”, – говорит Константин.
“Репутационный ущерб в путинской России или в лукашенковской Беларуси…Ну, что ж…Не страшно”, — говорит он.
После этих сюжетов сотрудникам фонда посыпались сообщения друзей с оккупированных территорий, писали даже люди, который давно не выходили на связь. Отзывы в основном были положительные о деятельности “Восток SOS”.
“Так что, спасибо Леонарду Свидовскому и его российским кураторам, написавшим эти темники”, – резюмировал Константин Реуцкий.
“Диверсии” на фоне поднявшихся тарифов
Печатные СМИ оккупированных территорий фокусируются на тех же темах: Великая Отечественная война, идеи “русского мира”, зверства ВСУ, и опровержение информации о неурядицах внутри “республик”, которая постоянно появляется в разных Телеграм-каналах и соцсетях.
Например, пока жители ОРЛО обсуждают повышение тарифов, оккупационная администрация заявляет о подрыве газопровода якобы украинскими диверсантами. Пишет об этом газета “XXI век”. При этом в материале ни слова о том, какая хоть приблизительная версия случившегося.
“Есть у ВСУ традиция такая, каждый год совершать диверсию, подрывать социально значимый объект и напоминать о своем фашистском нутре, если вдруг кто-то забыл”, – говорится в материале.
При этом в материале упрек в адрес украинской делегации в ТКГ, что они отказались обговаривать это событие во время видеоконференции. Хотя, не секрет, что представители украинской стороны не имеют доступа на оккупированные территории и, соответственно, не могут делать выводы о том, чего не видели.
Но о повышении тарифов в СМИ “ЛНР” все же тоже пишут. Правда, не о тех, что в самой “республике”, а о той, что на подконтрольной Украине территории.
“Несмотря на пандемию, люди собирались небольшими группами, перекрывали проезжие части и митингвовали возле зданий горсоветов” – пишет автор очевидно без мысли о том, что на подконтрольной Украине территории люди могут выйти на протест, привлечь внимание и вывести инициаторов неудобных законов и инициатив на диалог.
На оккупированной части Луганщины такое проявление недовольства чревато большими проблемами. По данным Восточной правозащитной группы, после летних протестов шахтеров, судьба двоих протестующих неизвестна.
“В России есть технологическое объединение лингвистических школ для обеспечения влияния и выработки методологий влияния различных манипулятивных средств, механизмов. Сегодня в РФ даже есть такое понятие, как лингвистика информационно-психологической войны, когда лингвисты производят механизмы как влиять, как работать с населением, какие технологии являются действенными, а какие – нет”, – говорит профессор Национальной академии СБУ, кандидат филологических наук Лариса Компанцева.
Например, российские лингвисты предлагают концепцию технологического дискурса, который позволяет получить преимущества в любой сфере без дополнительного вложения денег, лишь используя любые средства влияния – манипуляцию, НЛП, суггестию,
“Суггестивные технологии предполагают воздействие на сознание и поведение человека с помощью определенных лингвистических средств, ритма, подбор слов, когда человек готов соглашаться с тем, что слышит, видит”, – добавляет профессор.
И если суггестивные технологии, применяемые к жителям ОРДЛО и Крыма, одинаковые, то нарративы отличаются, – говорит лингвист Лариса Компанцева.
Например, для жителей этих территорий по-разному российские пропагандисты формируют образы врага. Для жителей Крыма – это крымские татары, а для жителей оккупированных территорий – Украина как обобщенный субъект.
Кроме того, в Крыму изначально продвигалась идея объединения с Россией, а ОРДЛО позиционировались и позиционируются как самостоятельные территории, идеологически близкие РФ.
“Кстати, российская пропаганда без образа врага жить не может. Если не будет врага, им нечего будет делать. Тогда надо будет анализировать собственные проблемы, которых великое множество. А так – есть против кого воевать”, – говорит Лариса Компанцева.