“История отечества (ЛНР)” вместо “Истории Украины”. С 2015 года в школах оккупированного Луганска преподают свою версию истории. С такими знаниями сложно сдать Внешнее независимое оценивание, а поступить в украинские вузы — тем более. Преподавание ведут в основном по учебникам, поставляемым Россией. Но издаются работы и местных авторов. Их содержание мало чем отличается от нарративов российской пропаганды. Как преподают историю в оккупации и что произошло с исторической наукой Луганщины — разбиралась “Реальная Газета”
В поисках Украины. Что скрывают курганы Луганщины
Из своей немаленькой библиотеки в Луганске Александр Набока, заведующий кафедрой истории Украины Луганского национального университета имени Тараса Шевченко в “новую жизнь” взял с собой только две книги: “Историю Шанхая” и “Историю на миллион долларов” Роберта Макки — да и то, их ему передали позже. В 2014 году дилемма — уезжать или не уезжать из Луганска — для него стояла остро.
“Скажу откровенно, не хватало душевных сил. Была логика, что нужно уезжать, что другого выбора нет. Политически и социально я был против того, что происходило, но при других обстоятельствах, возможно, смирился бы”, — вспоминает Александр. Но тогда, в мае 2014, он вот-вот должен был стать отцом, и думать нужно было о спасении жизни жены и ребенка. Все остальное удалось отстроить на новом месте: сначала Ужгород, потом Старобельск, где теперь и работает часть переехавшего университета.
Куда сложнее было с тем, что вывезти нельзя: находки, экспонаты, места раскопок. К археологическим экспедициям кафедра вернулась со временем, вместе с киевским Институтом археологии ездят в заповедник “Ольвия” в Николаевской области, работают в окрестности Старобельска.
Оказавшись на севере Луганской области, историки-краеведы остались один на один с историей, о которой в довоенном Луганске говорили редко.
“Здесь находится уникальная курганная культура бронзового века. Я знаю тут места, которые называю “столицей Кимерии” – настолько плотно здесь находятся древние могилы”, — рассказывает Александр. Говорит, ему жаль оставленных в музее под открытым небом половецких баб. Но тут же вспоминает: в Лисичанске к двум давно стоящим возле музея угольной промышленности совсем недавно добавили третью — каменную статую передали из Золотого.
“Накануне войны в краеведческом смысле в Луганске развивались две идеологические темы. Это Вторая мировая война (или как ее называют Великая отечественная). Она заидеологизированная, причем не украинскими историками, а людьми, делавшими из нее идеологию раньше. И вторая тема — это доминирующее влияние Российской империи во главе с Екатериной ІІ, которая начиная с XVIII века осваивает “дикий край”. А все остальное — вне внимания”, — рассказывает историк и добавляет, что помимо этих эпизодов — общероссийского и советского — историю области изучали достаточно сжато.
С переездом кафедры в Старобельск преподавателям стал интересен украинский сегмент краеведения. К счастью, материала для изучения много, но, по словам Набоки, его затмевала имперская история.
Он называет север Луганщины — капсулой времени, где помимо окаменелостей мелового периода, палеолитических могил и памяток эпохи казачества есть свидетельства периода Украинской народной республики: тут в 1918 году стоял полк гайдамаков, о чем в Новопсковском районе напоминает освященный крест.
“Могу вас заверить, даже отбрасывая идеологию, край сам по себе очень захватывающий. Это история не “дикого поля”. Это история сообщества со своей философией, своими технологическими новациями, своим особенным взглядом на взаимодействие с властью, с Польшей, с Московским государством, с Крымским ханством. В историческом смысле я восхищен этой историей”, — подчеркивает Александр.
Вместо истории. Что учат в школе луганские дети
Истории Украины как дисциплины в школах оккупированного Луганска нет. Впрочем, истории России в том виде, как ее преподают в российских школах — тоже. Вместо этого дети изучают так называемую “Историю Отечества” — суррогат истории Луганщины и истории России.
Программа курса “История отечества”, разработанная в “ЛНР”, рассчитана на школьников с 6 по 11 класс. Это часть более глобального курса “История”. В украинских школах программа “История Украины”, которую рекомендует МОН, интегрируется с “Всемирной историей”.
В 5-6 классах программы украинских школ и школ на неподконтрольной Луганщине похожи между собой. Детям предлагают изучать переселение народов, быт и верования восточных славян, образование государства. Правда, в украинской программе это государство называют “Киевская Русь” или “Русь-Украина”, а в программе “ЛНР” — просто “Русь”. Отличия начинаются, когда внимание школьников обращают на Владимиро-Суздальское княжество, Юрия Долгорукого и основание Москвы. В украинской программе в это время появляется Галицко-Волынское княжество, о котором в программе “ЛНР” — ни слова.
В программе “ЛНР” отведено место битвам Александра Невского. В то же время, украинская программа обращает внимание на формирование Крымского Ханства, чтобы дать понятие об истории крымских татар.
В “луганской” программе изучают Запорожское казачество, но только для того, чтобы пояснить, откуда на территорию Луганского края пришли запорожцы, и почему совершали совместные походы с донскими казаками. В украинской программе этот период называют Казацкой Украиной и рассматривают в свете борьбы за государственность. В программе “ЛНР” Гетманщину изучают в контексте сотрудничества Петра I и Ивана Мазепы.
В 9 классе школьники по обеим программам изучают историю украинских земель в составе Российской империи. Но в это время часть современной Украины входила в тогдашнюю Австрийскую империю, и что происходило тогда там, остается за бортом программы “ЛНР”. Деятельность образованного в XIX веке “Кирилло-Мефодиевского братства” выносится на ЗНО, но в луганских школах его не изучают, как не изучают и многое другое.
Начиная с 10 класса разница между подходами в двух программах становится поразительно глубокой. И хотя там упоминают Универсалы и Центральную Раду, такого понятия как “украинская революция” или “борьба за украинскую независимость” нет. Все, что было после 1917-го, в украинской программе рассматривается как оккупация тоталитарным режимом. Многих ключевых для понимания истории Украины моментов в программе “ЛНР” просто нет. Фокус сдвинут в сторону российской истории и, конечно же, истории Донбасса.
Родители нынешних школьников рассказали “Реальной Газете”, что для преподавания учителя используют учебники, выпущенные в Луганске, и учебники российского образца. В зависимости от потребностей, задания дают из разных учебников по очереди. В свою очередь, группировка “ЛНР” мотивирует создавать учебники, которые могли бы стать орудием пропаганды.
Учебное пособие с названием “История Луганской Народной Республики с древнейших времен и до наших дней” появилось в 2020 году, а о его презентации подробно рассказывал телеканал сепаратистов “Луганск 24”. Авторы труда — преподаватели местных вузов Дмитрий Крысенко и Галина Королева — говорят, что выяснили причины событий 2014 года и создания “нового суверенного государства” — группировки “ЛНР”. На презентации показали сигнальный образец и пообещали издать пособие тиражом 1000 экземпляров в течение мая. Но ни в 2020, ни в 2021 году, как выяснила “Реальная Газета”, книгу так и не напечатали. Правда, это не мешает одному из авторов — Дмитрию Крысенко — распространять ее среди студентов педагогического вуза в электронном виде. В планах авторов – предоставить книгу для обучения школьников.
Дмитрий Крысенко – выпускник Киево-Могилянской Академии. Получил образование в Луганске, а в 2006 году поступил в магистратуру в Киев. Позже — тоже в “Могилянке”— защитил диссертацию по всемирной истории. Работа была посвящена политике США в отношении Ирака в 90-х годах. Он писал об отношениях СССР и США, Ирака и Афганистана. По словам одного из одногруппников Крысенко, уже в середине нулевых такой выбор научной темы выглядел страромодным – сказать на эту тему что-то новое было сложно, говорит один из одногруппников Крысенко. Защитив диссертацию, он вернулся в Луганск.
На презентации заявлялось, будто “История нашего отечества” (“ЛНР”, — прим. РГ) началась приблизительно 100 тысяч лет до нашей эры. А история Украины фальсифицирована украинскими и канадскими историками. Именно эти “мифы”, как заявляет автор, призвана развенчать “История ЛНР…”. Кроме того, книга “пытается настроить политические воззрения в правильное русло”.
У учебного пособия есть позитивные рецензии (их перечислили на первой странице книги), но, даже в Луганске говорят: книга получилась слишком предвзятой и политизированной. А популярной стала только благодаря тому, что один из соавторов — Дмитрий Крысенко — ведет передачу на местном телевидении, поэтому продвигать свой “научный труд” на ТВ ему достаточно легко. Даже часть преподавателей, оставшихся в Луганске, оценили “Историю ЛНР” как очень противоречивую книгу, в которой много псевдонаучных терминов и политической ангажированности, и что рекомендовать этот труд студентам не стоит. Тем не менее, книга есть в свободном доступе у будущих педагогов.
Авторы учебника считают, что существует некий “характер народа Донбасса”, который сложился благодаря труду и отличается “внутренней свободой и независимостью”. Абстрактная “Новороссия” в пособии становится вполне реальным историческим образованием, которое объединяло живущих там “малороссов” и “великороссов”. Королева и Крысенко утверждают, что на Луганщине сложился особый “тип человека”: он является “частью русского народа”, говорит на русском языке и ведет себя сознательно. А в XVII веке этот народ сформировал “малороссийскую идентичность”. “Малороссия”, в свою очередь, стала “колыбелью русского народа”, а “малоросс”, — “первым русским”.
Украинскую Центральную Раду в “Истории ЛНР…” называют “самопровозглашенным общественно-политическим центром”, который возглавил “сепаратистское движение” за автономию всех земель Юга России. В ее полномочиях авторы учебника сомневаются. То есть приписывают украинскому государству образца начала ХХ века все то, в чем сейчас обвиняют нынешние “республики Донбасса”. В тексте учебного пособия подчеркивается, что Украинская Народная Республика создавалась как образование, враждебное России, а существовавшая примерно в это время Донецко-Криворожская Советская Республика была “первой в истории формой государственности Донбасса” и заявляла о своей связи с Россией. Также в падении ДКСР авторы книги обвиняют “оккупантов” в виде Центральной Рады и германо-австрийские войска, которые поддерживали УНР. Такой нарратив очень напоминает современные месседжи Соловьева, Киселева и Скобеевой о современной Украине, где тоже есть “государство Донбасса” и “оккупант”, поддерживаемый ”Западом”.
Как только на страницах учебного пособия появляется независимая Украина, подчеркивается ее курс на пространство Европейского союза и сближение с НАТО. Представлено это как негативный процесс. Якобы после 1991 года Украина отказалась от “ведущих ценностей советского времени” в виде социального равенства и дружбы народов в пользу “нациократического режима” (то есть осознания, что украинцы — это отдельный народ).
Виктор Янукович в книге подписан как доктор экономических наук, профессор. Его фигуру предлагают рассматривать, изучая события 2004 года. Авторы книги утверждают, что во время Оранжевой революции начались “стихийные массовые беспорядки”, организованные западными спецслужбами. Достаточно объемный раздел книги о событиях 2014 года наполнен штампами, фейками и манипуляциями. Революция Достоинства названа результатом “внешнего управления”.
“Информационный пузырь и “Кубановеденье”. Почему из Луганска сложно уехать на учебу”
Месседжи, которыми наполнена “История ЛНР…” звучат с экранов телевизоров, город заклеен билбордами с надписями: “С Россией в сердце” и подобными, школьникам говорят, что их родина — “ЛНР”. Родились и пошли в школу дети, которые не знают, что такое жизнь в Украине”.
“История Украины — это полный провал. Они ее вообще не изучают. Они изучают “Историю Отечества” и “Кубановедение”. Причем в курсе истории Украины уже есть новая история, где есть распад Советского союза, Оранжевая революция и прочие моменты, которые дети прожили немного или могли что-то слышать по телевизору. Но они даже этого не знают. На вопрос “Кто президент?” могут ответить “Порошенко”.”, — рассказывает руководительница образовательного центра “Донбасс — Украина” при Восточноукраинском национальном университете имени В. Даля Инна Мелконова.
Образовательные центры “Донбасс — Украина” — это кратчайший путь поступить в украинский вуз. Для этого не нужно сдавать ЗНО. Достаточно трех экзаменов, но среди них — история Украины, с которой у абитуриентов самые большие проблемы. В этом году через образовательный центр с неподконтрольной территории в ВНУ имени Даля поступили 28 человек. В прошлом году таких детей было 30, в 2019 году – 49. По словам Инны, все дело в том, что теперь у абитуриентов выбор гораздо шире: можно поступать не только в переехавший в Северодонецк вуз, а вообще в любой институт или университет. С 2016 года только перемещенные вузы имели образовательные центры. С прошлого — практически все. Абитуриенты признаются, что хотят уехать как можно дальше. Им интересны большие города: Киев, Днепр, Харьков.
В 2021 году с временно оккупированных территорий Донбасса и Крыма в украинские вузы поступили 2083 абитуриента. Год назад их было примерно столько же — 2026. Стать студентом украинского вуза для выходца из ОРДЛО — это значит самому найти образовательные центры, выучить недоученное и приехать на экзамены, несмотря на сложные (а порой — абсурдные) правила пересечения линии разграничения. А еще будущим школьникам и их родителям приходится пробираться сквозь дебри пропаганды уже 8 лет.
Группировки “ЛНР” и “ДНР” настойчиво заявляют, что фактически стали частью России. Месседж “мы сделали еще один шаг в сторону интеграции, и назад пути нет”, звучит на каждом “официальном” торжестве. Это все чаще побуждает выпускников уезжать в РФ: многие считают этот путь проще и короче. В части школ украинский язык остался только в виде факультатива.
По словам уполномоченной Верховной Рады по правам человека Людмилы Денисовой, в группировках пытаются как можно быстрее интегрировать молодежь с временно оккупированных территорий Донбасса в Россию путем фальсификации исторической правды. Только в ноябре этого года “ЛДНР” издали больше 100 тысяч книг по истории для школьников, в которых читателю навязывают идею неразделимости Донбасса и “русского мира”, заявила она.
В сентябре этого года глава группировки “ЛНР” Леонид Пасечник заявил, что в честь первого звонка 9 296 первоклассников “республики” получили подарки. То есть севших за парты школьников в ОРЛО в 4,5 раза больше, чем поступивших абитуриентов со всех неподконтрольных территорий.
Уехать из Луганска на учебу — это еще и риск не вернуться даже на каникулы. Сейчас группировка “ЛНР” пускает в ОРЛО только тех, у кого есть регистрация там. Остальным около месяца надо ждать разрешения от “МИД ЛНР” (его могут не дать, заполнять документы и ждать придется снова). Старшеклассникам сейчас выдают паспорта в виде ID-карты, на которых не указывают прописку. Инна Мелконова говорит, что сейчас это одна из серьезных проблем для поступающих.
“Какие-то родители могли договориться, чтобы детям поставили “прописку” по месту их регистрации на неподконтрольной территории. Но в основном им писали “місце реєстрації не зареєстровано”. И когда эти дети выходили с неподконтрольной территории через КПВВ “Станица Луганская”, не могли попасть назад. Многие говорили: “мы сдадим экзамены и поступим, а обратно нас не пропустят “, — рассказывает она.
Поехать через Россию — значит рискнуть нарваться на штраф от украинских пограничников, которые продолжают расценивать такие путешествия как нарушение. Летом 2021 года Верховная Рада отменила штрафы за выезд с оккупированных территорий Донбасса через РФ. Но до этого абитуриентов и их родителей активно штрафовали. Сейчас украинцев, вынужденных ехать через РФ просят доказать, что их поездка носит гуманитарный характер. Правозащитники говорят, что это порочная практика.
В образовательных центрах стараются выдавать приглашения, чтобы на границе не возникало вопросов. Но способ не сработает, если не знать, что такая возможность есть. Информационная блокада — это главная проблема, мешающая выпускникам луганских школ поступать в украинские вузы.
Родители детей также запуганы тем, что после поступления на подконтрольную территорию студентов могут забрать служить в армию. Так им сказали в школе.
“Я считаю, что основная проблема – это информация, которую они получают на неподконтрольной территории. У детей и родителей мало доступа к интернет-источникам. Они считают, что, если это мальчик, он поступит учиться в украинский вуз, а через полгода его заберут служить в армию и убьют. Они реально так считают”, — рассказывает руководительница образовательного центра.
В этом году образовательный центр “Донбасс — Украина” при ВНУ имени В. Даля снова планирует открыть курсы для абитуриентов и консультировать, как туда добраться проще всего.
Часть студентов Луганского национального Университета имени Тараса Шевченко и Восточноукраинского университета имени Владимира Даля — дети с неподконтрольной территории. Им уже пришлось учить историю заново, рассказывает Александр Набока Лучшим противодействием пропаганде он считает профессиональный научный продукт, который не должен быть элементом идеологического противодействия.
“Государственность ЛНР” нуждается в своем историческом видении, нуждается в контексте, в котором они могут формировать квазигосудасрвтенное образование. И мне кажется, что все просто: мы должны делать контрпродукт. Мы должны делать объективное историческое исследование. Это кажется мне лучшим противодействием попыткам создать историю, которая создается из идеологических мифов”, — уверен историк.