В эксклюзивном интервью «Реальной газете» известные украинские писатели Сергей Жадан и Олесь Бузина размышляют о ситуации, сложившейся в Украине накануне саммита в Вильнюсе
РГ: Ваш прогноз: как будут развиваться события с подписанием Соглашения об ассоциации с ЕС? Возможен ли для Украины «окончательный выбор» в плане интеграции в сторону Евросоюза или России? Либо же сегодняшняя дискуссия в обществе является «дымовой завесой», прикрывающей желание элиты продолжать играть в обе стороны?
Сергей Жадан: Если честно, я не хочу давать прогнозы по этому поводу, поскольку сам процесс ведения переговоров отталкивает своим политическим цинизмом и двойными стандартами. Не уверен, что все происходящее действительно имеет что-то общее с «евроинтеграционными настроениями» в украинском обществе или с реальными желаниями этого общества. Мне кажется, если бы общество действительно нуждалось в этой интеграции, все бы не сводилось к личной воле (или отсутствию воли) одного человека, возглавляющего страну.
Олесь Бузина: Возможен окончательный выбор в сторону Таможенного Союза. Только он сможет сохранить индустрию Украины. Западная Украина – это слабая часть страны. Не производит ничего такого, что бы приносило в бюджет деньги. Она выживает за счет поездок на заработки в Евросоюз и в Таможенный союз, прежде всего в Россию, местных жителей. Бюджет пополняется за счет Востока – тот же «Лугансктепловоз», «Норд», металлургия Ахметова, трубы Пинчука. Но все эти производства зависят от российского газа, рынка России. Если выбор не будет сделан в пользу ТС, то Украины не будет как страны. Денег не будет и на украинизацию, если встанут заводы. Что касается желания элиты играть в обе стороны, то не надо пытаться задницу разорвать на две части, надо просто сесть на правильный стул.
РГ: Есть ли смысл в геополитическом выборе в условиях, когда украинцы являются «нацией-пролетарием», и речь по большому счету идет о том, в какую сторону направится поток гастарбайтеров?
Сергей Жадан: Ну, это тоже одна из причин, почему я лично смотрю на возможные интеграционные процессы с большой долей скепсиса. Предполагаю, что для многих наших соотечественников принятие в «дружную семью европейских народов» состоит, прежде всего, в упрощенном визовом режиме. Однако мне кажется, что за красивыми словами о европейском выборе достаточно прозрачно просматриваются вполне циничные и меркантильные экономические интересы власти. Боюсь, что украинцев может ждать очередное болезненное лишение иллюзий.
Олесь Бузина: Украинцы – это хорошие, рукастые рабочие люди. И если рабочие места в Евросоюзе будут сокращаться в связи с кризисом, а на Востоке расти – то люди выберут Таможенный союз. Кстати, между нами и Европой «китайская стена» паспортного европейского режима, чего нет пока с Россией.
РГ: Может ли стать итогом геополитического выбора раскол страны по культурно-цивилизационному признаку? Или это очередной миф украинской политики?
Сергей Жадан: Я считаю, что мы давно прошли тот момент, когда раскол действительно казался возможным. Это наши общие руины, вместе нам их и восстанавливать.
Олесь Бузина: Раскол возможен только теоретически. Даже Западная Украина не способна «згуртуватися» против остальной части страны. Успех партии «Свобода» связан лишь с тем, что власть дала ей зеленый свет на телевидении, не препятствовала ее финансированию, чтобы ослабить «Батькивщину». А Юго-Восток колоть страну не захочет. Раскол страны создаст те же проблемы, что есть и сейчас – транзит газа проходит через всю страну, основные газовые хранилища находятся в западной части страны, так уж устроена наша экономика. Восток перетекает в Запад плавно, нет четкой границы раскола, нет для него и повода. Есть повод для разумного выбора.
РГ: Роль писателя в эпоху «судьбоносного» выбора: активный пропагандист или безучастный наблюдатель? Стоит ли писателям вообще делать заявления, которые могут раскалывать общество?
Сергей Жадан: Иногда конкретная информация, которой ты владеешь и делишься с обществом, намного важнее и действеннее любой возможной пропаганды. И здесь главное – подавать подобную информацию максимально объективно.
Олесь Бузина: Я лично заявлений, раскалывающих общество, не делаю. Я не являюсь пропагандистом. О других говорить не буду – кто хочет наблюдать, пусть наблюдает, кто хочет действовать, пусть действует. А я имею свои мысли по поводу будущего страны, и я кровно заинтересован, чтобы с этой страной было все нормально. У меня тут семья, дом, автомобиль. Есть такое понятие – капитализация страны, я хочу, чтобы капитализация страны росла. Я спасаю себя и других людей, я хочу, чтобы все жили хорошо в стране под названием Украина.
РГ: Идеальный вариант развития событий для Украины. Какой путь был бы оптимальным?
Олесь Бузина: Исторический опыт показывает: Украина – часть «русского мира», когда она входит в него, то гармонично развивается. Появляется промышленность, появляется культура – Гоголи, Бондарчуки, Соловьяненки. А с Запада приходят завоеватели-поляки, Гитлер, экономические кризисы, воры и пьяницы, называющие себя демократами и либералами.
Сергей Жадан: Только путь изъявления народной воли. Путь самоопределения и недопустимости авторитарных методов управления.
——————–
Справка РГ
——————–
Сергей Жадан – родился в Старобельске Луганской области. Окончил филфак Харьковского педагогического университета. Поэт, прозаик, драматург, переводчик с немецкого и белорусского. Пишет на украинском языке. Произведения переведены на немецкий, английский и многие славянские языки. Автор романов «Депеш Мод», «Ворошиловград», сборников стихов «Цитатник», «Марадона», «Эфиопия». Лауреат национальных и международных премий. Известен левыми взглядами.
Олесь Бузина – родился в Киеве. Окончил филологический факультет Киевского национального университета. Писатель, публицист, телеведущий. Пишет на русском языке. Автор книг «Вурдалак Тарас Шевченко», «Тайная история Украины-Руси», «Революция на болоте», «Верните женщинам гаремы», «Воскрешение Малороссии». Придерживается пророссийских убеждений.
Константин Скоркин