Накануне 1030-летия крещения Руси в группировках «ЛНР» и «ДНР» синхронно заявили, что Украина – на пороге «религиозной войны». И даже пообещали «защитить от религиозного геноцида» православных Украины. «Реальная газета» разобралась, кто, как и зачем озвучивает новый темник Кремля на неподконтрольном Донбассе.
Александр Белокобыльский, «РГ»
Заявления появились в один день. Первым высказался «глава ДНР» Александр Захарченко, за его пассажем последовало выступление Дениса Пушилина, представителя «ДНР» на Минских переговорах, затем к хору присоединился «глава ЛНР» Леонид Пасечник. Все три выступления смотрятся как три партии из одной партитуры.
Трио «Л/ДНР» по партитуре
«Сейчас киевская власть пытается создать новую поместную церковь и для этого просит разрешение Вселенского патриарха. Я крайне против этой ситуации, ведь создание новой поместной православной церкви приведет к разжиганию религиозной войны», – говорит Захарченко.
«Особенно цинично раскольнические действия украинских властей смотрятся в канун 1030-летия Крещения Руси. Вместо духовного единства славян Киев демонстрирует усиление политики распада страны», – подхватывает Пушилин.
«…если киевский режим развяжет на Украине войну на религиозной почве, мы готовы прийти на помощь нашим братьям по вере, защитить их от религиозного геноцида. Развязанная Киевом война против веры наших предков станет последним преступлением, совершенным кровавым Киевом против собственного народа», – дает коду Пасечник.
Эти заявления как топ-новость крутятся по всем теле– и радио-каналам «республик» каждый час. Конечно, все трое указали на «марионеточность киевского режима». Однако, кто на самом деле марионетки, хорошо видно по заявлению Леонида Пасечника. Говорит он в стиле робота Вертера из «Гостьи из будущего», устремив немигающий взгляд в камеру:
Механизм формирования повестки дня в “республиках” описан давно. Еще в 2015 году «Реальная газета» опубликовала примеры темников, которые спускают в «ЛНР» спикерам – и показала, как эти темники реализуются пропагандистскими ресурсами группировки. Нынешние синхронные заявления из «ДНР» и «ЛНР» укладываются в схему.
Это подтверждает и развитие темы. На телеканале оккупационной администрации “Луганск 24” срочно провели ток-шоу, посвященное “давлению Киева на УПЦ МП” и опасности “религиозной войны”. А также начали выпускать в эфир короткие видео о том, как луганчане поддерживают обеспокоенность Пасечника:
Церковь в координатах пропаганды
Изучая материалы взломанной почты московского пропагандиста, гражданина РФ Вячеслава Матвеева, который впоследствии стал советником «главы ЛНР», «РГ» обнаружила термин «вектора». «Векторами» называются «основные идеологические установки», которые спускаются из Москвы. Очевидно, под церковные дела тоже определен соответствующий «вектор».
Какое место занимает Украинская православная церковь (Московского, разумеется, патриархата) в пропаганде на территории ОРДЛО?
Церковь использовалась оккупационной администрацией как один из инструментов в т.наз. «программе по воссоединению народа Луганщины». Ее обсуждали и в нынешнем феврале как средство «народной дипломатии», которая, по замыслу стратегов гибридной войны, должна влиять на умы жителей подконтрольной правительству территории Украины.
Помимо этого, проводятся регулярные конференции, фестивали, конкурсы – «Русский мир, православие, церковь и государство в XXI веке», «Луганщина православная» «Край Луганский православный» и т.п., – которые активно освещаются средствами массовой пропаганды.
И, конечно, никуда не девалась с повестки дня тема «гонений на каноническую церковь» со стороны «киевского режима». Он – «режим» – хочет контролировать церковь и для этого придумывает всякие законы, дискредитирует УПЦ МП, радикалы жгут и захватывают церкви, вдобавок спецслужбы принуждают бизнес платить оброк Киевскому патриархату.
На удивление церковь МП фактически самоустранилась от одного из главных гуманитарных вопросов – от темы обмена пленными. Лишь в декабре минувшего года ее начали использовать в этой теме. Обмен пленными, о котором с группировками «Л/ДНР» Украина пыталась договориться больше года, состоялся сразу после встречи главарей группировок с патриархом Кириллом и Виктором Медведчуком.
Больше полугода прошло, пока церковь вновь вспомнила о такой своей гуманитарной миссии в отношении пленных. Лишь на днях, 23 июля представитель УПЦ МП из Киева посетил троих украинских военных, которых удерживает группировка «ЛНР».
В то же время Украинская православная церковь Московского патриархата не только окормляет оккупационные силы духовно (в лице “войсковых священников” в незаконных вооруженных формированиях), но и награждает коллаборантов. Так, в 2015 году орденом УПЦ Святого равноапостольного князя Владимира третьей степени по благословению предстоятеля Украинской православной церкви Московского патриархата, митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия награжден советник “главы ЛНР” по вопросам духовности Роман Чернешенко.
«Религиозную войну» уже обещали
«Религиозные» обострения у пропагандистов случались, когда Киев делал шаги в направлении создания Поместной православной церкви. 2016 год, украинский парламент направляет патриарху Константинопольскому Варфоломею просьбу об автокефалии. Москва реагирует болезненно – патриарх Кирилл отказывается ехать на Всеправославный собор и фактически его срывает.
«Опасность перерастания гражданской войны в религиозную я оцениваю, как вероятную, к сожалению. А поскольку русские православные люди за тысячелетие продемонстрировали способность стоять за свою веру и свою церковь, это может стать искушением для бандеровцев, чтобы превратить гражданскую войну в войну религиозную», – заявляет главарь группировки «ДНР» Захарченко 22 июня 2016.
Из Луганска тогда промолчали, но месяц спустя, когда страсти еще не улеглись, все же выступил один чиновник по религиозной линии, мол, «создание отдельной украинской автокефальной поместной церкви не имеет перспектив».
В нынешнем году после очередного обращения Рады к патриарху Константинопольскому кремлевская пропаганда задействовала все рупоры в СМИ и соцсетях, чтобы донести: Москва против автокефалии для Украины. Выступают и спикеры из Донецка и Луганска. Однако дело идет к юбилею – 1030-летию крещения Руси, а Константинопольская патриархия подает Киеву сигналы, что автокефалия возможна.
На этом фоне и прозвучали новые обещания «религиозной войны» в Украине.
Возможна ли «гражданская религиозная»?
Тема создания поместной православной церкви и «гонений на Московский патриархат» не вошла в перечень проблем, которые волнуют украинцев, как показывает исследование Киевского международного института социологии.
Опрос проводился в конце мая 2018, когда вовсю кипели страсти вокруг очередного письма украинских парламентариев к патриарху Константинопольскому, а с каждого экрана политологи комментировали, «дадут Томос или не дадут?» Если люди и вписали эту тему в «Другое», то это не больше 5,1%.
Однако другая авторитетная организация, Фонд «Демократичні ініціативи» імені Ілька Кучеріва провела специальное исследование, чтобы выяснить, что же думают украинцы по поводу создания поместной автокефальной православной церкви. Опрос проводился в то же самое время, что и у КМИС о волнующих проблемах, – в последней декаде мая 2018.
В целом создание в Украине автокефальной поместной православной Церкви поддерживает 31% населения, не поддерживают 20%. Остальным же это или безразлично (35%) или они не имеют мнения по этому поводу (14%) – что тоже можно трактовать как «все равно», поскольку у людей обычно есть мнение по важным для них вопросам.
Половина безразличных – это большой процент. Однако есть и тревожные нотки, а именно – разница в отношении к автокефалии по регионам.
«Существенным фактором в поддержании или неподдержке создания автокефальной поместной православной церкви является региональный: в основном поддерживают такую перспективу в Западном (58%) и Центральном (35%) регионах, в основном не поддерживают на юге (24% – против, 9% – за), на востоке (соответственно, 28% и 10%) и на Донбассе (18,5% и 28%). Однако значительная часть населения в регионах относится к предложению создания единой поместной церкви безразлично или не имеет определенного ответа (в Южном регионе таких 66%, Восточном – 62%, на Донбассе – 53%, в Центральном регионе – 47%, Западном – 30%)», – дается расшифровка в пресс-релизе.
Тревогу вызывает то, что российская пропаганда хорошо умеет делать «дремлющие» проблемы, существенные лишь для небольшой группы маргиналов, проблемами реальными для миллионов людей. Это весь мир видел на примере «русской весны».
Таким образом, 20% граждан Украины, которые против поместной церкви, – не так уж и мало. На экране останкинских каналов они будут смотреться как все 146%. Особенно если станут «жертвами радикалов».