В 2014 году боевики и”ЛДНР” открыто радовались новости о “сбитой птичке”, а когда “птичка” оказалась малайзийским Boeing 777, спешно удаляли комментарии. По похожему сценарию разворачивалась история 8 апреля 2022 года, когда жертвами ракетного удара по железнодорожному вокзалу Краматорска стали 52 человека. “Реальная Газета” выясняла, как пропагандисты сначала переписывали свои посты, а потом распространяли в Луганске и Донецке фейки об обстреле Краматорска.
Пророссийские ресурсы практически сразу после трагедии заявили: это российские военные ударили по “скоплению боевиков ВСУ”. В частности, об этом заявили каналы “Сводки ополчения Новороссии”, “Силовики” и “Русский тарантас”, который принадлежит известному российскому пропагандисту Дмитрию Стешину. Telegram-канал “Inside Z Donetsk” написал об уничтожении украинских военных резервов на железнодорожных станциях. Однако как только казалось, что жертвы ракетного удара — это никакие не военные, а обычные украинцы, ожидавшие эвакуации, посты стали массово править. Но оригинальный текст сохранился в репостах и сервисах Telegram-аналитики.
Позже Стешин будет оправдываться: дескать публикация о прилетах по ВСУ была провокацией, это “укропы” нарочно заявили об ударе по украинским силам, а он поверил.
Глава Донецкой областной военной администрации Павел Кириленко сначала написал, что ракетный обстрел в Краматорске совершили крылатой ракетой “Искандер”, но потом уточнил, что ударили тактическим ракетным комплексом “Точка-У”. В ответ официальная Москва заявила: случившееся — это “провокация” Украины, ведь, во-первых, огневых задач у оккупантов в Краматорске якобы не было, во-вторых, ракеты “Точка-У” с вооружения российской армии якобы сняты.
Что не так с месседжем “У России нет “Точки-У”
В группировках “ЛДНР” послушно повторяют тезисы об отсутствии точек на вооружении российской армии. Сайт “ДАН”, ссылаясь на представительство “ДНР” в СЦКК, заявляет: “”Точка-У” не используется ВС РФ: все ракетные части были успешно и полностью перевооружены на ракеты “Искандер-М” в ноябре 2019 года”.
Но в открытых источниках достаточно много свидетельств того, что Россия благополучно использует тактические ракетные комплексы “Точка-У” до сих пор. Например, вот недавние примеры его применения во время российско-белорусских учений “Союзная решимость”.
“Но это белорусская, а не российская “Точка””, — парируют “республиканские” блогеры. Возможно, но совсем недавно этот ракетный комплекс видели на вооружении именно у российской армии. Вот, например, видео, снятое не так давно в Беларуси: колонна российской техники, в которой не менее 8 “Точек-У” движется в сторону Гомеля. И это уже не учения: на машинах нанесен символ российского вторжения — латинская буква “V”.
7:50
— Belarusian Hajun project (@MotolkoHelp) March 30, 2022
A column of Russian equipment with “V” marks was moving from Rechitsa towards Gomel along the M10 highway.
There were at least 8 Tochka-U, several BTR-82a, about 9 KamAZ trucks, some of which are carrying Tochka-U missiles, communication vehicle and a crane. pic.twitter.com/UFF0cmrgv5
А вот еще одно видео с “Точкой-У”, помеченной литерой “V”. На нем ракетный комплекс везут из Украины в Беларусь.
The Russian media will lie to you that their army is not using this “old missile system.” Here is a video from the beginning of April 2022. The Russians take “Tochka-U” from Ukraine to Belarus. They all have a tactical mark “V” pic.twitter.com/QCVyI4lyIT
— Oleksandr Arhat (@olarhat) April 8, 2022
А вот парад на День победы в Краснодарском крае. В нем участвует якобы снятая с вооружения “Точка-У”.
Есть свидетельства боевого применения этих комплексов Россией в ходе вторжения в Украину этой весной.
Кстати, тезис о том, что на вооружении у боевиков группировки “ДНР” нет установки “Бук”, звучал в истории о малазийском “Боинге”. Потом оказалось, что зенитно-ракетным комплексом управляли российские военные.
“ЛДНР” рассказывают о “живом щите”
Говоря о трагедии в Краматорске, луганская пропаганда развила один из самых циничных месседжей российского вторжения. Якобы украинские военные используют мирных жителей в качестве “живого щита”. Пропагандисты утверждают, что, ударив по заполненному людьми вокзалу, они стремились оставить “живой щит” в городе.
В программе “Кстати” на “Луганск 24” продвигается мысль: “украинские власти внезапно озаботились судьбой местных жителей и начали эвакуацию из Краматорска”, чтобы устроить провокацию на железнодорожном вокзале. Однако эвакуация из Северодонецка, Рубежного, Лисичанска и Мариуполя идет давно. Только за 8 апреля — день обстрела краматорского вокзала — в безопасные места эвакуировали 6 665 человек. Глядя на одну эту цифру версия о “живом щите” кажется несостоятельной. Зачем помогать людям уехать, если хочешь их оставить? Кроме того, из Славянска, Краматорска, Святогорска и других городов Донецкой области люди уже давно бегут от “русского мира”. После сообщений Генштаба ВСУ о том, что оккупанты перебрасывают на Донбасс дополнительные силы, исход из восточных областей только ускорился.
И тут рождается тезис пропаганды: “украинская сторона нарочно собрала людей на вокзале”. Скопление людей на железной дороге действительно спровоцировали, но занималась этим не украинская сторона, а оккупанты. 7 апреля они нанесли авиаудар по путепроводу возле станции “Барвенково”, которая является частью железной дороги. В “Укрзализныце” сообщили, что это был единственный контролируемый Украиной ЖД-выезд из Славянска, Краматорска и Лимана. Из-за инцидента остановились поезда, и на вокзалах застряли почти 500 жителей Луганской области. Только около часа ночи составам разрешили тронуться в путь.
На обломке краматорской ракеты белой краской нанесена надпись: “За детей”. Она отсылает к еще одному месседжу оккупации — “Украина бомбит детей Донбасса”. Кремлевская пропаганда использует его в качестве оправдания начала так называемой “спецоперации”. Интересно, что в группировке “ЛНР” сразу обозначили, что этот лозунг они не стали бы использовать. На ракете он якобы как часть провокации.
Но пропагандисты “Луганска 24” перевыполняют план и после заявлений о Краматорске цитируют недавний брифинг Министерства обороны РФ, в котором СБУ обвиняют в подготовке еще одной нелепой провокации. Ее суть — привести из морга Ирпеня в подвал одного из зданий города тела погибших мирных жителей. Зачем это делать, ведь и в Ирпене, и в Бородянке, и в Буче достаточно погибших от рук оккупантов, пропагандисты не сообщают. Отметим, что на луганском телевидении уже во второй раз озвучивают вброс о телах, которые куда-то должны “подкинуть” украинские спецслужбы.
А вот группировка “ДНР” через передачу “Точка зрения” на одном из своих каналов повторяет те же самые месседжи: якобы жителей Донецкой области нарочно подтолкнули эвакуироваться из города, и что якобы “Точки-У” на вооружении РФ нет.
Но донецкие агитаторы идут дальше, и напрямую разжигают ненависть к Украине. Программа цитирует “независимых экспертов” (у которых на самом деле ярко выраженная пророссийская позиция), которые заявляют: ВСУ якобы ударили по “неправильным” жителям Донбасса, которые ходили на “референдум” в 2014 году, поэтому подставить их не жалко. На лицо неприкрытая попытка утвердить людоедский тезис о “живом щите”.
Что говорят расследователи?
Исследовательская группа Conflict Intelligence Team сделала несколько выводов относительно трагедии в Краматорске:
- остатки ракеты лежат по направлению на северо-восток. Это значит, что выстрел могли сделать с запада, юго-запада или юга. В Минобороны РФ тоже называют юго-западное направление;
- по версии РФ, стреляли из подконтрольного Украине Доброполья. Однако в этом же направлении есть как позиции России, так и группировки “ДНР”;
- расследователи предлагают игнорировать сообщения пророссийских каналов о попадании по “скоплению ВСУ” — якобы они могли взять первое попавшееся видео и заявить о маленькой победе над Украиной;
- у расследователей вызывает подозрение тот факт, что пророссийские каналы накануне трагедии призывали не пользоваться железной дорогой, а путепровод в районе Барвенкова обстреляли;
- эксперты тоже пришли к выводу: “Точки-У” на вооружении у России есть, и они ими пользуются;
- Украина вряд ли устраивала бы провокацию на стратегически важном вокзале, когда у нее достаточно свидетельств обстрела оккупантами жилых кварталов;
- местные власти эвакуируют людей в том числе автотранспортом, в “срыве эвакуации” они не заинтересованы.
Ракетный удар по железнодорожному вокзалу вряд ли был нанесен случайно. “Точка-У” — это управляемая ракета. Ее не запускают без предварительной агентский разведки или разведки с воздуха. На вокзале в Краматорске не было украинской военной техники, зато было около тысячи гражданских, которых никак не спутать со “скоплением ВСУ”. Теперь Россия пытается возложить ответственность за гибель 52 из них на Украину, обвиняя в попытках привлечь внимание западных СМИ. Однако “республиканские” фейки становятся все менее правдоподобными и все более циничными.