Многим из переселенцев с востока в 2014 году приходилось начинать с нуля. Нынешний кризис некоторых из них заставляет делать это снова. Из-за карантина немало бизнесов оказались на грани выживания, люди теряют работу или зарплата становится меньше. А вот арендная плата за жилье снижается не всегда. Переселенцы не могут вернуться домой. Сейчас закрыты КПВВ, но и при обычном режиме их работы для кого-то это — угроза жизни. Журналисты издания “Свои” разорались, как переселенцы справляются с превратностями карантина.
История о работе и грантах
Из-за карантина онлайн-продажи чая и кофе у предпринимательницы Татьяны Андреевой выросли на треть, но магазин все равно придется закрыть, а основные надежды теперь — на международных доноров.
С началом войны жительница Новоазовска Татьяна Андреева потеряла дом и работу. Переехала в Бердянск в Запорожской области. Найти работу было трудно, выживала только с помощью соцвыплат. Но благодаря грантовой поддержке Программы развития ООН открыла собственный магазин с кофе, чаем, сухофруктами и орехами. Правда, работать он только до мая. Из-за карантина Татьяна сразу перепрофилировала магазин, он начал работать на доставку. В основном, люди заказывают кофе и чай. В другие города товар отправляют «Новой почтой», по Бердянске предпринимательница развозит его сама.
Андреева рассказывает:
У моего магазина есть страница в фейсбуке и инстаграме, некоторые местные страницы в соцсетях перепрофилировались в некое подобие онлайн-рынка. На таких платформах выставляем объявления, что работаем на доставку, где и как нас можно найти.
В онлайне продажи даже увеличились на 30-35%. Но магазин придется закрывать из-за повышения арендной платы.
— У меня субаренда. Владелец помещения поднял плату за аренду субарендатору. Субарендатор съезжает из помещения и разрывает со мной договор аренды. Владелец помещения поднимает цену до 300 гривен за квадратный метр. Это много, сейчас у нас аренда стоит 150-200 гривен за квадратный метр, — объясняет Татьяна.

Предпринимательница не почувствовала облегчения для малого бизнеса, которое обещало государство. Прежде всего, это освобождение от уплаты единого социального взноса в марте и апреле. Андреева рассказывает:
— В налоговой я сказала о “налоговых каникулах». Ответили: «Девушки, пожалуйста, платите. Никто никого ни от чего не освобождал. Эти средства пойдут на дополнительный счет. Платите, иначе потом придется платить больше”. Связываемся с юристами, чтобы выяснить ситуацию, но пока платим.
Сейчас предпринимательница сосредоточилась на новых грантовых заявках. Татьяна имеет две идеи для грантового проекту, который проводит Программа ООН по восстановлению и развитию мира при поддержке Евросоюза. Там можно получить до 6500 евро в гривневом эквиваленте для развития своего дела в Донецкой, Луганской и части Запорожской областей.
— Планирую писать грант на создание онлайн-магазина с эко-продуктами. Еще у меня есть идея по производству кофе под собственной торговой маркой. Пишу про оба проекта. Который выигрывает — с тем и буду работать, — рассуждает Татьяна.
История о работе и силе соцсетей
Роман Федоренко после начала карантина написал в переселенческой фейсбук-группе “Друзья, я семьянин и переселенец, в связи с ситуацией в стране, остался без заработка. Я профессиональный опытный строитель с бригадой и инструментом, хочу предложить вам свои услуги по ремонту ваших квартир, офисов, жилых и нежилых помещений. Порядочность и качество гарантирую!”
Отклик был так велик, что Роман не успевал отвечать на сообщения. Помощь в соцсетях он искал впервые.
Мужчина с семьей переехал в Киев из Донецка в 2014-м. До войны работал экономистом по планированию. В столице решил заняться строительством. Начинал подсобником. Федоренко вспоминает:
На моей первой работе мы строили человеку дом под ключ. Это был большой дом с сумасшедшим дизайнерским ремонтом. Для меня это была сразу разведка боем на довольно тяжелом объекте. Зашло. Ходил с конспектом по строительству, записывал, что по какой технологии делается.
За несколько лет он создал собственную компанию “ПГС-Сервис”, в его бригаде только штатных сотрудников — 50. Обычно работают с бюджетными объектами: были генеральными подрядчиками на Дворце спорта в Киеве, делали школу в Славутиче, военную часть во Львове, дом офицеров в Мукачево, сотрудничали с Министерством образования.
В связи с ситуацией в стране немало таких проектов заморозили. Осложняет ситуацию то, что из Польши вернулись многие украинские строители. По словам Романа, они давно не в курсе местной ситуации и обваливают цены.

Предоставлено Романом Федоренко
Федоренко пытается сохранить коллектив, где около половины работников — тоже переселенцы. Выход видит в том, чтобы брать частные заказы. Хотя признает, что в украинских условиях это — авантюра. Надо уметь не только заработать деньги, но и забрать их.
Оценивать последствия кризиса для компании Федоренко пока трудно.
— Соглашения имеют сроки, после карантина будут и переподписания, и просмотр, потому что меняется структура рынка, ценовая политика. Большая волокита, которая требует затрат и времени. Фирма понесет убыток. В процентном соотношении — 50 на 50, выживет ли она, — рассуждает он.
Жилищные договоренности
Татьяна Хорошилова переехала в Ужгород из Макеевки. Она является заместителем председателя правления общественной организации “Закарпатье-Донбасс”, также работает психологом в Закарпатском областном центре социально-психологической помощи. В прошлом году единственная из переселенцев в Закарпатской области смогла воспользоваться льготной ипотекой для ВПЧ и ветеранов АТО (та самая под 3% годовых). Из-за кризиса платить кредит стало труднее, Хорошилова ищет способы, как уменьшить эту нагрузку на бюджет во время карантина.
По словам Татьяны, немало переселенцев обращаются к “Закарпатье-Донбасс” с вопросами по аренде жилья.
— Люди услышали по телевизору, что президент обещает уменьшение арендной платы. Но на практике это не работает. Арендаторы так же в кризисе, некоторые даже поднимают плату, —добавляет она.
— Однако людям хочется верить в лучшее. На днях звонила бабушка-переселенка, говорит: “Я слышала, что президент обещал – а мы за него голосовали – что нам уменьшат аренду на 50 процентов”. О чем мы говорим? Тем более, если нет официального договора.
А вот Роман Федоренко из Киева договорился с арендодателем по уменьшению оплаты.
— У меня хозяйка квартиры лояльная и адекватна. Вот мы и договорились об отсрочке по квартплате. У ребят из моей бригады другая история. Многим из них говорят: или плати, или съезжай. У них большие шансы оказаться на улице, а у меня — получить много раскладушек дома, — грустно шутит он.
Татьяне Андреевой легче: ее семья живет у родственников, платить за аренду не надо. Она добавляет, что многим ее знакомым шли навстречу: не поднимали арендную плату, иногда позволяли не платить за коммуналку.
“Дом мечты” для переселенцев в Ужгороде
Жилищная проблема — одна из основных для переселенцев и без карантина. В Ужгороде они пытаются решить ее, опираясь на собственные усилия.
В 2018 году горсовет Ужгорода выделила территорию старой котельной в аренду для организации “Закарпатье-Донбасс”. Переселенцы боролись за это несколько лет и хотят построить там многоэтажку, которую называют “домом мечты”. Следующий шаг — разработка проектной документации. Переселенцы рассчитывали на помощь местной власти, но понимают, что с карантином все откладывается.
Константин Блажевич, председатель правления общественной организации “Закарпатье-Донбасс”, сам родом из Донецка, рассказывает:
— В марте заканчивалась адвокационная кампания, направленная на органы местного самоуправления. Цель — обратить их внимание, что нам нужна помощь с проектной документацией. Мы отложили это из-за карантина. Боялись, что не достигнем того результата и взаимопонимания, потому что сейчас все силы сосредоточены на коронавирусе.
В общественной организации нашли компанию, которая может разработать документацию, это должно стоить 750 тыс. гривен. Активисты направили письмо в мэрию, чтобы там помогли с этой суммой. В карантин в городском совете искали способы, как выделить на это средства.
Участок в аренде у переселенцев до 2023 года. Ежемесячно они платят за это 4,5 тысячи гривен. Правда, во время карантина имеют “каникулы”, потому что постановление Кабмина позволяет не платить за аренду коммунальной собственности в этот период. Константин надеется, что, когда ситуация с коронавирусом уляжется, горсовет все-таки поможет с финансированием разработки проекта дома.
— Как только будет проектная документация, сможем понять стоимость квадратного метра. С этого будет определено то, сколько денег нужно на весь дом, — добавляет он. — Тогда мы сможем назвать точную сумму пайщикам, или будем обращаться к финансовым институтам, чтобы прокредитоваться, или будем искать инвестора, чтобы он вложил средства, а затем получил прибыль.
Соцвыплаты
Анжела Бабкина родом из Шахтерска, сейчас тоже живет в Ужгороде. Работает в организации “Закарпатье-Донбасс”, является советницей по вопросам социальной сплоченности в Закарпатской области. Анжела говорит, что многие переселенцев обращались к организации по вопросам о продлении социальных выплат.
Напомним, что выплату адресной помощи от государства для переселенцев надо продолжать раз в полгода. Для этого надо прийти в управление соцзащиты, написать заявление.
По решению правительства, соцвыплаты на время карантина продолжаются автоматически. Но сначала адресную помощь для внутренне перемещенных лиц не внесли в перечень таких соцвыплат. 8 апреля изменения внесли, теперь выплаты адресной помощи во время карантина и в течение месяца после него остаются автоматически.

Анжела Бабкина говорит, что, когда человек звонит с конкретным случаем по соцвыплатам, она связывается с соцзащитой Ужгорода, других городов, областного департамента. Все такие проблемы ей удавалось решить.
Общие проблемы
После того, как 6 апреля правила карантина стали строже, к “Закарпатье-Донбасс” начали звонить люди, которым более 60 лет. По новым правилам им можно выходить из дома только по необходимости, если о них некому позаботиться, и не дальше, чем на 2 километра.
— Люди спрашивали, каково это — нельзя выйти, а надо идти снимать пенсию. Наши люди старше 60 лет, больше привыкли снимать пенсию и пользоваться наличными. Поэтому приходилось консультировать по этому поводу, — рассказывает Анжела Бабкина.
— Люди возмущены, кто-то напуган. Спрашивают о масках, антисептики, штрафы, что делать, если остановит полиция. Советую не выходить из дома, соблюдать карантин, а шашлыки и прогулки на природе оставить до лучших времен.
Анжела вспоминает ситуацию, когда переселенец несколько месяцев искал работу, в конце концов нашел ее в Ужгороде. Начался карантин, прекратилось междугороднее сообщение, человек не может добираться до работы и теряет ее.
На Закарпатье тоже случаются ситуации, когда местные переселенцы остаются “закрытыми” на оккупированных территориях из-за закрытия КПВВ.
— Был такой случай: есть семья – мама, папа, взрослая дочь. Мать поехала на оккупированную территорию проверить квартиру и не успела вернуться, потому что закрыли КПВВ. Осталась там. Папа с дочкой в Ужгороде, — добавляет Анжела.
Всем, у кого есть вопросы, особенно в отношении социальной защиты, Бабкина советует обращаться на правительственную горячую линию 1545. И обязательно зафиксировать это обращение для статистики.
***
– Надо принять факт, что такая ситуация — это надолго. Даже если мы преодолеем эпидемию в стране — хотя мы понимаем, что это не будет скоро — экономические последствия от того, что происходит, ощущаться довольно долго, — рассуждает Татьяна Хорошилова. — Надо подготовиться прежде всего морально к тому, что будет трудно, и это будет долго. Как марафон. И действовать надо, исходя из этого. Думать, как преодолеть тяжелый долгий путь, планировать и начинать преодолевать.
Полезные контакты для переселенцев. По ним можно получить совет юриста, если возникли проблемы из-за карантина и не только.
Юридический советник для переселенцев уже дал немало разъяснений по проблемам, связанным с карантином. В фейсбуке можно обращаться и с персональными вопросами — бот быстро подскажет.
Благотворительный фонд “Право на защиту” имеет ячейки, куда переселенцы могут обращаться за правовой помощью, в Днепре, Бахмуте, Запорожье, Курахово, Северодонецке, Славянске, Мариуполе и Харькове. Список контактов является по ссылке.
“Закарпатье-Донбасс” — общественная организация для переселенцев с востока и Крыма в Закарпатской области, номер телефона: 050471 44 41.
Благотворительный фонд “Станция Харьков” — помогает переселенцам из Крыма и Донбасса, жителям Харьковской области, номер горячей линии: 0800408400, работает с понедельника по пятницу с 10.00 до 17.00.
Благотворительный фонд “Восток SOS”:
- юридическая помощь в Донецкой области по телефонам 068 664 21 апреля; 099297 64 34;
- юридическая помощь в Луганской области по телефонам 068 827 28 95; 095374 82 70;
- телефон доверия (психологическая помощь) по телефону 050 699 84 85.
Звонить можно в будни с 10.00 до 18.00.
Бесплатная горячая линия ОО «Донбасс SOS»: 0800309 110. Звонки принимаются с понедельника по пятницу с 9.00 до 19.00.
Проект “Donbas Media Forum и межрегиональное сотрудничество для производства качественного контента для Востока Украины” внедряется при поддержке медийной программы в Украине, финансируется Агентством США по международному развитию (USAID) и выполняется международной организацией Internews.