Миссия выполнима. Как с нуля создать газету в прифронтовой полосе

Миссия выполнима. Как с нуля создать газету в прифронтовой полосе

Миссия выполнима. Как с нуля создать газету в прифронтовой полосе

В Донецкой области произошло нерядовое событие. В прифронтовом Марьинском районе возродили районную газету. Полтора года перед этим район был без местной бумажной прессы вообще. «РГ» побывала в городке Курахово и своими глазами увидела, как создают газету в 20 километрах от линии соприкосновения.

Александр Белокобыльский

Тихий прифронтовой городок

От Краматорска до Курахово около двух часов езды. Километров за 30 до прибытия становится понятно, что приближаемся. Ориентир – трубы Кураховской ТЭС (она принадлежит ДТЭК Рината Ахметова), которые поднимаются в небо на 260 метров.

Миссия выполнима. Как с нуля создать газету в прифронтовой полосе
На Кураховском водохранилище и сегодня тренируются спотсмены-виндсерфингисты

До войны в Курахово жили чуть больше 20 тысяч человек, теперь население, говорят, чуть ли не вполовину больше. Сюда переехали не столько дончане, сколько жители городов, оказавшихся на линии фронта – Красногоровки, Марьинки. Ну, и поселков, само собой.

Из Марьинки, где до сих пор рвутся снаряды, в Курахово переселились райсовет и райадминистрация. Они квартируют в здании городского совета.

Миссия выполнима. Как с нуля создать газету в прифронтовой полосе
Вместо Ленина теперь флагшток, а вместо мэрии – и горсовет, и райсовет, и райадминистрация

Памятник Ленину на главной площади снесли год назад. Теперь на его месте высится флагшток с национальным флагом. В одну сторону от него – большая детская площадка, настоящий игровой городок, а после фонтан, который вечером сияет разноцветными огнями. В другую – после площади начинается еловая аллея. По центру ее фонари украшены дополнительной иллюминацией: по вечерам над гуляющими сияет многократное слово «ДТЭК».

Миссия выполнима. Как с нуля создать газету в прифронтовой полосе
В городе есть диковинное для наших краев капельное орошение

Городок обойти можно за пару часов. Центр состоит из двухэтажных домиков постройки 30-х годов ХХ века. По легенде, их восстанавливали пленные немцы. Сейчас некоторые из них ремонтируют – укрепляют фундаменты, утепляют стены. Ближе к окраинам – пятиэтажки, самые молодые из которых сданы в последние годы Советской власти.

Во многих дворах современные детские площадки с качелями и деревянными лазалками. Недавно появилось уже второе футбольное поле с отличным синтетическим покрытием. Город зеленый, несмотря на соседство с ТЭС дышится легко.

Вечером на улицах не многолюдно, но веселые компании молодежи занимают почти все скамейки до полуночи. На одних слушают музыку с телефона, на других поют под гитару.

«Бааа-бах!» – раздается дальний раскат. За ним еще один, и еще.

Полтора года молчания

На линии фронта канонада не умолкает. Первые дни июня ознаменовались массовыми артобстрелами двух из трех городов района – Красногоровки и особенно Марьинки.

Миссия выполнима. Как с нуля создать газету в прифронтовой полосе
Дизайн прежней районки. Прямо на первой полосе – грубая ошибка верстки: перенос в заголовке

Редакция газеты раньше находилась в райцентре, разумеется. Последний номер в прошлой жизни «Марьинской нивы» вышел в декабре 2014 года. Газету делали под обстрелами, над головами журналистов свистели реальные осколки.

– На новомарьинском кольце шли ожесточенные бои, – вспоминает журналистка прежней «МН» Марина Миненко. – Работать редакции приходилось в нечеловеческих условиях. Снаряды рвались совсем рядом.

«Нива» во второй половине 14-го выдала меньше десятка номеров – один в августе, два в октябре, четыре в ноябре. Последний номер от 4 декабря представлял собой информационный бюллетень на одном листе А3. С тех пор газета с 80-летней историей замолчала.

Информационный голод утоляли пара посвященных району сайтов и несколько групп в соцсетях, которые перепечатывают новости и делятся сообщениями очевидцев.

Люди старшего возраста, не знакомые с интернетом, узнают новости по телевизору. С приемом украинских каналов в районе беда. Если по кабельному в Курахово они транслируются, то на эфирную антенну в районе ловятся российские и «ДНРовские» каналы из Донецка. Там тоже рассказывают «новости» про Марьинский район.

Распространители газет на рынках и работники почты рассказывают, что спросом пользуется бумажный аналог «развлекательно-полезных» телепередач: «Хозяин» (приложение к областной газете «Донбасс», которая сейчас делается «в эмиграции»), «Домовой», «Копейка» (тоже эвакуированные донецкие издания), спрашивают семейную газету «7 я».

Своих печатных СМИ в районе не осталось вообще.

Газета «с нуля»

Газету решил возрождать учредитель – районный совет. Помещение нашли в Курахово. Коллектив набрали почти полностью новый. Главный редактор Наталья Кравченко – до недавнего времени работала педагогом.

Миссия выполнима. Как с нуля создать газету в прифронтовой полосе
Главный редактор «Марьинской нивы» Наталья Кравченко

– На творчество сейчас совсем не остается времени: приходится заниматься административными вопросами – налаживать отношения с местными советами, органами власти; заново строить реализацию газеты, подписку, – рассказывает главред «МН».

Тем не менее для нее как начинающего газетчика был очень полезен тренинг Игоря Куляса и Александра Макаренко по стандартам журналистики, который Наталья Кравченко посетила весной в ОО «Интерньюс Украина». Перед запуском газеты двухдневный тренинг для редакции провели и мы, команда «Реальной газеты».

Опыт работы в прежней редакции есть всего у пары человек. Большинство пишущих овладевают навыками газетной журналистики «по ходу пьесы». При этом уровень текстов в районке уже сегодня, в общем-то, не ниже иных областных изданий.

– Возрождение газеты – это очень важно. Думаю, будем поддерживать и морально, и даже материально, – сказал «РГ» советник губернатора Донетчины по вопросам информационной и внутренней политики Игорь Ставинога.

После первого номера от некоторых читателей были замечания – «почему в газете большинство материалов про Курахово?!» Во втором география расширилась: появились материалы по Марьинке и Красногоровке, дальше газета будет охватывать публикациями район всё равномернее.

Правда, пока что в «МН» тесно – сейчас в ней всего 8 полос.

– Газета вышла в новом дизайне. Для людей это был сюрприз – вроде как знакомое название, но выглядит иначе. Вообще отзывы положительные, людям газеты не хватало: за прошедшие полтора года информация распространялась в основном через соцсети и в виде слухов, – говорит начальник управления внутренней политики Марьинской райгосадминистрации Елена Кобец.

Доверие против безопасности

Один из самых сложных вопросов в прифронтовом районе – доверие к газете. Доверие – это когда сообщения СМИ не противоречат тому, что человек видит своими глазами.

По этой причине в районе не особенно верят украинскому ТВ (доступному, напомним, лишь в кабельных сетях в Курахово и через интернет). В новостях рассказывают, скажем, об обстрелах со стороны «ДНР». А жители Марьинки и Красногоровки рассказывают, что в тот день вначале был огонь по Донецку с украинских позиций. Такое случалось неоднократно.

Миссия выполнима. Как с нуля создать газету в прифронтовой полосе
Новые разрушения в Марьинском районе – почти каждый день. Пожар в результате обстрела Красногоровки 15 июня 2016 г. Фото из группы «Красногоровка Вконтакте»

Газета, попытавшись рассказать об этом со ссылками на очевидцев, окажется в неоднозначном положении. С одной стороны, люди доверять будут, а с другой, – пойдут обвинения в «антиукраинской пропаганде». Можно предположить и непростой разговор с военными и СБУ по этому поводу.

Есть и другие темы, к которым подступаться рискованно. Скажем, тема продуктовой контрабанды в «ДНР». Тут и там во всеукраинских СМИ встречаются рассказы о ней, называют даже суммы, которые берут украинские силовики, – якобы 100 тысяч гривен с грузовика. Местные жители в частных разговорах подтверждают, мол, да, есть такое, – кум, сват, знакомый так работали. Но появление подобной статьи в районке немыслимо по понятным причинам.

Впрочем, и без рискованных расследований в прифронтовом районе есть о чем писать. Жителей района волнует восстановление разрушенного обстрелами жилья, работа медучреждений, переселенческие темы…

Пропаганда и контрпропаганда

СБУ рассматривает газету как площадку для общения с людьми. Уже в первый номер вошло обращение к «матерям, женам, сестрам и дочерям Донбасса». Служба безопасности напомнила им, что добровольно сложившие оружие «ДНРовцы» освобождаются от уголовной ответственности: «Давайте вместе остановим войну! Прекратим братоубийственную вражду…» Первые два номера тиражом по 3 тысячи экземпляров разошлись по району.

Дойдут ли такие призывы до адресата? Да, если он не отвергнет с первого взгляда газету. А едва увидев слова «агрессор», «режим Путина», многие местные жители отложат газету. Это не их язык. Они против войны, но не против России.

…Готовится третий номер. Статья о декоммунизации. Предлагаю заголовок «Ни Ленина, ни Бандеры». В смысле, что города и села декоммунизировались, но без фанатизма: новые названия подчеркнуто нейтральные – сплошь Садовые, Джерельные, Светлые, Мирные, Соборные.

– Бандеру давать нельзя. Люди не поймут.

– Но почему?! Как раз же подчеркнем, что названия нейтральные.

– Люди настолько не приемлют этого, что имя Бандеры, Петлюры вызовет резкую реакцию.

Миссия выполнима. Как с нуля создать газету в прифронтовой полосе
Упоминание Мазепы – предельно допустимый для газеты уровень «русофобии»

Допустимый максимум «русофобии» здесь, по ощущениям журналистов, – имя Мазепы. (Вот они, плоды поэзии эфиопского русскоязычного поэта, Александра Пушкина. Со школьной скамьи – «Полтава», «предатель-гетьман». А люди ведь каждый день держат купюры по 10 гривен: оттуда на них смотрит Иван Мазепа.)

В общем, имя Мазепы и поставили в статью вместо Бандеры.

«Война без особых причин»

На фоне тяжелых туч в вечернем летнем небе вырисовываются пирамидальные тополя. Своей дремоты превозмочь не хочет воздух, чуть трепещут сребристых тополей листы.

Удивительно, но в городе чувствуешь себя в безопасности. Несмотря на обилие веселых компаний, которые выпивают на половине скамеек (а их по городу множество). И – несмотря на отсутствие патрулей. Говорят, что мне просто не повезло их встретить – мол, патрули военных с автоматами ходят по городу, а раньше, когда тут стоял «Правый сектор», вообще было строго насчет распития.

Легкий ветерок, от которого шелестят листы тополей, напитан ароматом петуний. С соседней скамейки доносится знакомый гитарный бой:

«И две тысячи лет война!
Война без особых причин.
Война – дело молодых,
Лекарство против морщин».

Как бы вторя Цою в дворовом исполнении, вдалеке раздается «ба-бах!». Через пару минут – еще. Потом – снова. И опять.

———————————————————-Миссия выполнима. Как с нуля создать газету в прифронтовой полосеМатеріал публікується в рамках проекту «Розвиток новинної та аналітичної журналістики у ЗМІ Донецької та Луганської областей», що реалізується Громадською організацією «Інтерньюз-Україна» у співпраці з Об’єднанням українців у Польщі та за сприяння Польсько-канадської програми підтримки демократії, яка співфінансується з програми польської співпраці на користь розвитку Міністерства закордонних справ Республіки Польща та Міністерства закордонних справ, торгівлі та розвитку Канади (DFATD). Матеріал доступний на ліцензії Creative Commons Uznanie autorstwa 3.0 Polska. Деякі права застережені на користь [назва авторів або інституції]. Дозволяється вільне використання твору за наявності вищезгаданої інформації, в тому числі інформації про відповідну ліцензію, власників прав та про Польсько-канадську програму підтримки демократії. Публікація відображає виключно погляди автора і не може ототожнюватися з офіційною позицією Міністерства закордонних справ Республіки Польща та Міністерства закордонних справ, торгівлі та розвитку Канади.

Залишити відповідь