«Лекарство» вне закона. Станет ли каннабис панацеей от «Донбасского синдрома»?

«Лекарство» вне закона. Станет ли каннабис панацеей от «Донбасского синдрома»?

«Лекарство» вне закона. Станет ли каннабис панацеей от «Донбасского синдрома»?Боевые действия на востоке Украины прошли более 350 тысяч военных. Возвращение в мирную жизнь не всем дается легко. Бывшие участники боевых действий, как правило, сталкиваются с посттравматическим стрессовым расстройством (ПТСР). Этот синдром способен отравить жизнь человека и его близких на долгие годы.

Для психологической реабилитации военных, которые возвращаются из зоны ООС в Украине работают специальные центры. Практически все военные, которые сюда поступают, имеют посттравматический синдром или депрессивное состояние. Здесь им оказывают лечебную и психологическую помощь, применяют и медикаменты, и беседы. В зависимости от состояния, назначаются и психотропные препараты. Но немало и тех, кто пытается «излечиться» самостоятельно.

«Трава мне помогает»

Николай пошел воевать добровольцем летом 2014 года. Срочную службу не проходил, оружия до этого в руках не держал. Он рассказывает свою историю, но просит не показывать его лица. За хранение марихуаны, которую он курит через самодельное приспособление, в Украине можно получить штраф или срок. Но о том, что видел на войне, что пережил, ему проще говорить под действием каннабиса.

«Мне дали РПГ. Я вообще не знал, что с ним делать. И вот мы на этом поле были под Иловайском. Я первый раз жахнул из этого РПГ. Когда ты стреляешь, надо орать «Выстрел!», чтобы люди вокруг тебя не были сожжены огнем. А мне неинтересно было «Выстрел!» кричать. Я, когда жахал, я орал «Катька!» (Катя – имя жены Николая, – прим. РГ) Реву… «Катька!» на все поле, все от меня кучкуются…», – рассказывает бывший доброволец.

В мире есть две страны, где конопля полностью легальна – это Уругвай и Канада. При этом Всемирная организация здравоохранения сообщает, что «легализация употребления каннабиса в немедицинских целях создает угрозу здоровью и благополучию населения, особенно молодежи». В 12 странах разрешено только медицинское употребление марихуаны. Среди них Израиль, 20 штатов США, Россия, Польша, Турция.

«Это применение по конкретным медицинским показаниям по назначению врача. Поэтому сейчас ряд стран и переходят на жесткое регулирование от имени государства. Вот это и называется легализация, а не то, что продавать кому попало где попало и что попало!» Объясняет Виталий Усенко, представитель Украинской ассоциации медицинского каннабиса.

«Лекарство» вне закона. Станет ли каннабис панацеей от «Донбасского синдрома»?

В поддержку использования каннабиса в медицинских целях в Украине на сайте Рады собрали 25 тысяч подписей. Петиция требует законодательно урегулировать доступ пациентов к препаратам с каннабисом при лечении целого списка болезней.

Каких именно – поясняет Татьяна Кузьменко, организатор акции под Радой «Закон – медицинскому каннабису!»:

«Речь идет о больных раком, и также речь идет о помощи человеку умереть без боли. Речь идет об антиэпилептических препаратах, которые через некоторое время просто перестают работать. И речь идет о ПТСР, о тех воинах АТО, которые возвращаются с войны и не могут нормально социализироваться».

«Лекарство» вне закона. Станет ли каннабис панацеей от «Донбасского синдрома»?

В Верховную Раду Украины был внесен законопроект, который позволил бы использовать каннабис в медицинских и научных целях. Его инициаторами стали 99 народных депутатов. Поддерживают принятие документа и в Министерстве здравоохранения. Под стенами парламента собирались митинги, чтобы повлиять на решение законодательного органа. Среди митингующих были и участники войны на Востоке.

«Самое тяжелое – это терять друзей, с которыми только что курил один бычок на двоих. А потом его мозги на твоей куртке – от снайперского выстрела. Трава мне помогает, конечно. Почему? Потому что я спокоен, я не возбужден. Я хочу, чтобы я пришел к врачу, взял себе рецепт, купил за свои деньги, я не говорю, чтобы мне как участнику боевых действий давали бесплатно. Но за свои деньги я хочу купить законно, а не на черном рынке», – рассказывает Владимир, который воевал в батальоне «Айдар» в 2014-2015 годах.

«Лекарство» вне закона. Станет ли каннабис панацеей от «Донбасского синдрома»?

Легалайз: за и против

Принятие закона об использовании каннабиса в медицинских целях может создать в Украине легальный рынок – объясняет представитель Украинской ассоциации медицинского каннабиса Виталий Усенко.

«Дело в том, что черный рынок создает проблемы какие: больной обращается вместо врача к наркодилеру. Какие наркодилер вещества продает – никто контроль качества не проводит. Потом наркодилер пытается перевести на наркотики более маржинальные – более прибыльные, к которым относятся кокаин, героин. Поэтому очень часто говорят, что начал с марихуаны, закончил героином. На самом деле эти законы, запреты – барьер входа чужаков на этот рынок», – поясняет он. По словам Виталия Усенко, есть исследования, которые доказывают: если в стране возникает регулируемый рынок, то черный рынок сокращается.

«Лекарство» вне закона. Станет ли каннабис панацеей от «Донбасского синдрома»?

Критики легализации каннабиса считают, что делать это в Украине слишком рано, потому что долгосрочные побочные эффекты употребления таких препаратов до сих пор недостаточно исследованы. Председатель парламентского комитета по вопросам здравоохранения Ольга Богомолец, которая находится в длительном конфликте с Минздравом, говорит о «ползучей легализации наркотиков».

«Конечная цель всех этих волн, которые сейчас происходят, – получить разрешение, чтобы огромные территории были отданы под выращивание конопли. Чтобы дальше производить эти препараты и делать на этом бизнес», – заявляет Богомолец.

«Лекарство» вне закона. Станет ли каннабис панацеей от «Донбасского синдрома»?

Часть политиков и граждан придерживаются мнения, что легализация медицинского каннабиса будет способствовать увеличению количества наркозависимых.

Так, глава «Радикальной партии» Олег Ляшко считает, что «отсылки к передовому американскому, европейскому или колумбийскому опыту нас не устроят».

Дефицит исследований и мировой опыт

В докладе Всемирной организации здравоохранения за 2018 год изложены данные, подтверждающие безопасность и эффективность применения каннабиноидов по ряду медицинских показаний.  Но там также указано: «Ненадлежащее регулирование программ медицинского применения каннабиноидов может иметь неблагоприятные последствия для здравоохранения. Оно может привести к распространению потребления каннабиса не в медицинских целях».

«Лекарство» вне закона. Станет ли каннабис панацеей от «Донбасского синдрома»?

Есть мнение, что медицинский каннабис может вызывать привыкание, и чем сложнее ПТСР, тем больше вероятность «подсесть». В вышедшей в 2019 году статье канадских медиков описано исследование влияния ПТСР и хронических болей на привыкание к медицинскому каннабису. Там заметна опасная тенденция: пациенты с ПТСР, принимающие медицинскую марихуану, с большей вероятностью привыкали к ней, чем пациенты без посттравматического расстройства. Если ПТСР сопровождался хроническими болями, то шансы привыкнуть возрастали еще больше. Исследование показало, что частота приема вещества, концентрация дозы и ранний возраст начала приема увеличивали вероятность стать зависимым от каннабиса в более тяжелой форме.

В ещё одном исследовании 2019 года констатируется: качественных клинических испытаний медицинского каннабиса очень мало. В результате наше понимание пользы и рисков при лечении марихуаной различных болезней остается скудным. Ситуацию усложняет то, что процессы в мозгу, управляющие развитием ПТСР, еще не полностью изучены. Симптомы посттравматического расстройства, величина и тип травм могут меняться со временем, а значит эффективность и дозировка каннабиса должна меняться.

«Лекарство» вне закона. Станет ли каннабис панацеей от «Донбасского синдрома»?

Доклинические исследования не дают ответа на вопрос «как?», но показывают: прием медицинской марихуаны уменьшает тревожность и раздражительность, улучшает сон, уменьшает частоту воспоминаний о страхе. К тому же, каннабис может «создать открытость», стать мостом между пациентом и терапевтом. Доказательную базу могут предоставить крупномасштабные исследования, которые можно будет провести только после изменения законодательства. Пока даже в Канаде (где марихуана легализирована полностью) и в США (где она разрешена в нескольких штатах), журналисты мрачно шутят, что «травка» легальна везде, если вы не ученый.

В Израиле употреблять марихуану с разрешения врача можно с 1994 года. Первой группой, для которой стала доступна лечебная марихуана, были именно военные. Когда выяснилось, что марихуана помогает, военные обратились в Министерство сельского хозяйства, чтобы им разрешили устроить маленькую ферму-теплицу для выращивания каннабиса. Первые ветераны сами начали выращивать марихуану в своих целях, а со временем основали первую в Израиле ферму медицинского каннабиса. Военные на таких фермах выращивали новые сорта растений, а израильские врачи совершенствовали методы лечения ПТСР.

В Польше медицинская марихуана стала легальной с 2017 года. Ею разрешили лечить пациентов с тяжелыми состояниями, в том числе, эпилепсией и онкологическими заболеваниями. Рецепт на использование индийской конопли выдают в индивидуальном порядке после обследования.

«Лекарство» вне закона. Станет ли каннабис панацеей от «Донбасского синдрома»?

В Бельгии препараты с содержанием или на основе марихуаны можно купить в аптеке только по рецепту врача. Все подобные препараты сертифицированы, а кустарное изготовление карается законом. По официальной статистике, такими препаратами воспользовались около 10 процентов бельгийцев.

В США каждый штат отдельно решает, считать ли ему марихуану легальной. Во вторник, 6 августа 2019 года Луизиана стала еще одним штатом, который начнет продажу медицинской марихуаны. Теперь штат разрешает медицинской марихуаной лечить длинный список заболеваний и расстройств, среди которых посттравматическое стрессовое расстройство.

«Лекарство» вне закона. Станет ли каннабис панацеей от «Донбасского синдрома»?

«Видоизменённая клетка»

30% украинцев полностью, и 28% в определенной степени поддерживают возможную легализацию медицинской марихуаны. Об этом свидетельствуют данные социологического исследования группы Рейтинг.

Николай из тех, кто поддерживает использование медицинского каннабиса. Он утверждает, что наркотик помог ему принять мирную жизнь после возвращения с фронта.

«Я несколько мирюсь с несовершенством этого общества в отношении меня. Я уже, получается необычное образование в обществе я имею в виду, человек, который попал на войну. То есть я уже какая-то клетка видоизмененная. Естественно, в любом случае организм меня отторгать будет некоторым образом. И я себе хожу на своей волне мне каннабис помогает просто именно держать непринужденность», – рассказывает Николай.

«Лекарство» вне закона. Станет ли каннабис панацеей от «Донбасского синдрома»?

Официальная медицина пока не спешит помогать бывшим военным так, как сам себе «помогает» Николай.

«У нас есть перечень медикаментов, которые способны справиться так же, как и препараты каннабиса. Может быть, это будущее, конечно, медицина докажет, что они эффективны при депрессивных состояниях, ПТСР можно применять широко», – рассказывает Владимир Зайцев, и.о. заведующего Центром медицинской реабилитации участников АТО/ООС Днепропетровской области.

Он тоже ссылается на отсутствие исследований по медицинскому каннабису и говорит, что реабилитационные центры в Украине с такими препаратами не работают.

«Лекарство» вне закона. Станет ли каннабис панацеей от «Донбасского синдрома»?

После проведения досрочных выборов активисты пациентских организаций планируют заново начинать убеждать депутатов Рады нового созыва.

«Эта Рада не приняла законопроект. Он трижды стоял на голосовании, но так как Рада была распущена, мы потеряли фактически время. В следующей Раде мы будем смотреть на коалицию, которая будет там, и на тех депутатов, которые будут представлять партии. И в соответствии с этим законопроект 10313 – это уже готовая рабочая база. В новом парламенте или этот законопроект будет подан, или немного переработан», – считает Татьяна Кузьменко.

«Лекарство» вне закона. Станет ли каннабис панацеей от «Донбасского синдрома»?

Пока же некоторые ветераны боевых действий на Востоке Украины продолжают заниматься «самолечением» – снимать симптомы ПТСР коноплей, купленной на черном рынке, рискуя получить новый травмирующий опыт.


Проект «Donbas Media Forum та міжрегіональне співробітництво для виробництва якісного контенту для Сходу України» впроваджується за підтримки Медійної програми в Україні, яка фінансується Агентством США з міжнародного розвитку (USAID) і виконується міжнародною організацією Internews.

Залишити відповідь