Главный редактор «Реальной газеты» сумел пройти внутрь захваченного и тщательно охраняемого здания областной СБУ и поговорил с теми из них, кто руководит процессом. Но вопросов осталось больше, чем ответов
В пятницу, 11 апреля, на Луганск обрушился циклон, принесший резкое похолодание и мокрый снег. Но это не уменьшило количество митингующих в лагере у захваченного здания СБУ. Здесь, как и прежде, идет митинг в режиме нон-стоп под российскими флагами.
Зато дождь разогнал пьяных туристов (свою роль сыграли и выставленные у входа на территорию городка блокпосты) и на время «притушил» агрессию толпы по отношению к работникам медиа. Нам с фотографом Артемом Беребесовым, наконец, разрешили делать снимки, так как мы смогли доказать, что работаем в луганской газете и не имеем никакого отношения к телевидению. Телевизионщиков, даже областных, здесь не любят, считают врагами, которые «перекручивают информацию».
Разумеется, к российским тележурналистам это не относится, и наши коллеги из соседнего государства ходят здесь, под родными «триколорами», как дома. А мы, коренные луганчане, чувствуем себя чужаками, которых едва терпят.
Говорим со многими обитателями палаточного городка. Постепенно вырисовывается собирательный образ «защитника СБУ»: мужчина средних лет, из шахтерских районов области, перебивающийся случайными заработками. Проблемная семья, кредиты и полное отсутствие перспектив и смысла в жизни. Кажется, что люди приехали сюда не столько ради конкретных политических требований, сколько для того, чтобы обрести этот смысл, переродиться из неудачников в героев. В принципе, тот же психологический мотив руководил и многими из тех, кто стоял на киевском Майдане. Спрашиваю:
– Чего вы хотите?
– Хотим, чтобы нас слышали, чтобы наш голос звучал (самый популярный ответ).
Голос баррикад звучит громко – по сути, после того, как толпа захватила здание СБУ, других «голосов» в Луганске и не слышно. Люди в камуфляже и с автоматами диктуют свою волю всему притихшему городу.
Но кто эти «зеленые человечки», и как они смогли с такой пугающей легкостью захватить нафаршированное оружием здание спецслужб, – до сих пор точно не известно.
Подходим ко входу в СБУ, где дежурит охрана в дождевиках. Я представляюсь и, не особо надеясь на успех, прошу дать мне возможность переговорить с кем-то из старших внутри здания. Нам улыбнулась удача – как раз в этот момент захватчики готовятся дать импровизированную пресс-конференцию иностранным телеканалам.
После долгих уговоров нас впускают внутрь и ведут длинными коридорами – мимо скучающих автоматчиков, мимо сваленных шкафов и внутренних блокпостов – в актовый зал. Видно по всему, что здесь выстроена четкая иерархия: мало того, что право доступа в здание имеют немногие, лишь совсем небольшое количество человек могут быть допущено в «штаб», в святая святых.
В зале нас ждет сюрприз: здесь, за спинами «зеленых человечков» висят… украинский флаг и государственный герб! На фасаде здания массивный трезуб изувечен обитателями городка, а с желто-голубыми флагами появляться просто опасно. А тут…
Второй сюрприз – несоответствие поведения захватчиков их словам. Говорят о том, что с минуты на минуту здание будут штурмовать украинские войска, но ведут себя при этом очень спокойно и самоуверенно. Говорят, что больше переживают за бойцов внутренних войск, «Беркута» и взбунтовавшейся «Альфы», которая отказалась стрелять по митингующим.
Из требований – референдум о федерации и отмена уголовных дел за политические выступления. О присоединении к России здесь не говорят. «Наше требование – чтобы народ мог сказать свое слово, и всё». Утверждают: мы не сепаратисты. Отрицают информацию о заложниках, опровергают информацию о выдвинутом в адрес Луганского
облсовета ультиматуме о создании «Луганской республики». Просто «разгневанные жители Юго-Востока» – и только.
Задаю вопрос в лоб:
– Кто вы? И откуда приехали?
Председательствующий на пресс-конференции Алексей Лерке из Стаханова отвечает:
– Мы все из Луганской области, россиян среди нас нет. Здесь и бывшие военные, и афганцы, и «силовики», и даже простые жители, имеющие навыки обращения с оружием.
Но главный мой вопрос «Как вы смогли организовать группу и захватить СБУ», остается без ответа.
Зато удалось разговорить другого стахановчанина, Алексея Каракина.
– Меня в Луганск привезли бойцы спецподразделения «Альфа», сами сбушники! – смеется он.
Оказывается, Алексея арестовали накануне, 5 апреля. В этот день пресс-служба СБУ распространила по СМИ победный пресс-релиз о захваченной группе террористов с оружием. Двое из них – Каракин и Лерке – сейчас командуют процессом.
Каракин рассказывает, как его «взяли» дома представители спецслужб в 4 утра, перевезли в это здание, допросили и посадили в СИЗО за подозрение в подготовке вооруженного восстания, обвинив в государственной измене. А на следующий день Алексея выпустил лично начальник областного УМВД Владимир Гуславский – по требованию митингующих, которые без оружия смогли занять здание областной СБУ.
Луганчанина Валерия Болотова (который, по данным «РГ», лишь недавно вернулся из России, где проживал последние годы), по его словам, спецслужбы должны были арестовать вечером 6 апреля. Но он успел спрятаться, и после захвата вышел из подполья, чтобы присоединиться к своим товарищам и с оружием в руках управлять «луганским войском» под зданием.
Спрашиваю его, правда ли, что руководство Луганской СБУ фактически сдало управление и оружейную комнату?
– Да, – говорит Болотов. – Из Киева был отдан приказ оборонять здание с оружием в руках, но луганский генерал (Александр Петрулевич, начальник СБУ в Луганской области. – «РГ») запретил сотрудникам стрелять по толпе, ломающей двери.
В итоге план спецгруппы был осуществлен с блеском: теперь в их руках не только захваченный митингующими «дом СБУ» и оружейный арсенал, но и тысячи сторонников, в качестве живого щита оберегающих «зеленых человечков»…
– Так, журналюги, выходим из здания! – кричат нам люди в камуфляже. Брифинг захватчиков закончен, российские и иностранные телеканалы получили нужную картинку. Нас снова ведут мимо поваленных сейфов, а я думаю о том, как много вопросов еще осталось без ответов.
– Кто организовал людей, несколько минут назад поговоривших со мной, в дееспособную боевую группу?
– Почему СБУ, зная о готовящемся штурме, не озаботилась тем, чтобы защитить свое здание?
– Почему перед штурмом сотрудники спецслужб не вывезли оружие?
– Почему «арестованных террористов», готовивших захват административных зданий, не увезли из Луганска в Киев?
– Чего конкретно хотят люди, которые позируют под телекамерами под украинским гербом, но при этом управляют пророссийским «майданом»?
– Где находится настоящий центр принятия решений?
Андрей Дихтяренко