Доктор Здравый Смысл

Доктор Здравый СмыслВ начале марта доктор Комаровский опубликовал обращение к родителям России. Его месседж: «Скажите всем: в Украине нет никакого угнетения русских. Мы здесь сами решим свои проблемы. Давайте защитим наших детей. Уже не от болезней. А от пуль».

Евгений Олегович Комаровский – один из самых известных медиков Украины, среди педиатров – точно самый известный. По всем странам бывшего СССР к нему прислушиваются миллионы родителей.

Его спокойное, взвешенное выступление остановило истерию по поводу «свиного гриппа» в 2009 году – когда украинцы боялись выходить на улицу без масок и закупали килограммы «Тамифлю».

«Реальная газета» говорила с доктором Комаровским о том, какие выходы он видит из сегодняшней ситуации в стране

 

– Евгений Олегович, мне больно видеть то, что происходит в нашей стране, и в этот момент появляется ваше обращение к родителям России… Да, перепечатки, миллион просмотров, обширная пресса. Но все-таки, как вы чувствуете, адресаты вас услышали или нет?

– Я вижу реакцию в том, что я получаю огромное количество писем от обычных мам. При этом большое количество людей, лежащих на диване, рассказывает мне, куда надо пойти и где я должен увидеть «бандеровцев». Надо четко понимать: мы все с вами фактически являемся пострадавшими в информационной войне. И вы как журналист это прекрасно понимаете.

Сейчас люди подписывают письма против, например, артистов российских: «Валерию мы теперь не любим, Кобзон теперь наш враг»… Это свершено неправильно. Я вот не самый глупый человек, кандидат наук, – но если полчаса посмотреть программу РТР «Вести», очень хочется взять автомат и идти спасать русских людей. А выходишь на улицу – понимаешь, что спасать, наверное, не надо. Если человек прекрасно поет, то это же не говорит, что Бог дал ему особый интеллект, который позволяет ему отличить черное от белого в информационном пространстве.

Надо быть добрее к людям. Доброта (это важно всем внушить) не состоит в том, чтобы взять автомат и пойти защищать того, кто якобы пострадал.

Реакции российской власти нет и не было. Любые обращения врачей, учителей, других людей – они власть никогда не интересовали. И не только в России, у нас тоже, как вы заметили.

– Такое устойчивое впечатление, что людей накачивают специально. И беда в том, что здравый спокойный голос всегда теряется на фоне истеричных криков.

– У нас все СМИ кому-то принадлежат. Их редакционная политика уже предусматривает ответ на вопрос: что такое хорошо и что такое плохо. Когда ты пытаешься объяснить людям, что однозначно хорошего и однозначно плохого не бывает, что есть некие кукловоды, которые пытаются проводить свою линию, – такая точка зрения не всегда удобна.

Как любой человек, к которому прислушиваются люди, я постоянно испытываю попытки вот этой «дружбы» политических сил. И когда ты отказываешься принимать чью-либо сторону, всем интересно, чтобы тебя не заметили.

Я с обращением к родителям России выступаю – на следующий день после моего обращения на меня выходят «Би-Би-Си», «Радио «Свобода», российский «Дождь». А нашим «демократам» это не интересно. Им интересно, чтобы я кричал совсем другое.

Никто не может сейчас понять, к сожалению, в чем смысл этой игры. Потому что главный недостаток нынешней власти – нежелание с людьми разговаривать и объяснять свои действия. Это очень печально.

– Крым мы уже потеряли. Сейчас муссируется вопрос о «российском выборе» всего Юго-Востока – в том числе нашего Луганска, вашего родного Харькова. Что делать с этим, Евгений Олегович?

– Очень правильный заголовок дали моему интервью на «Громадськом ТВ»: «Главный вопрос – что сделать, чтобы Восток не хотел отделяться». В нем – мой главный месседж: анализируя то, что произошло в Крыму, нужно сделать правильные выводы. Что надо сделать, чтобы Луганск не захотел повторить судьбу Крыма? Она не самая светлая сейчас – судьба Крыма, как бы нам ни пытались рассказать обратное.

Сейчас важно понимать: мы находимся на этапе формирования новой власти, на этапе серьезных реформ. Я бы хотел сейчас с вами, с мамами Луганска, с мамами Львова обсуждать реформу здравоохранения.
Видели ли вы две огромные, более часа каждая, недавние пресс-конференции министра здравоохранения?

Не видели. Они никому не интересны. Их можно обнаружить на сайте Минздрава – это уже большой прогресс, раньше и этого не было. Выступает министр здравоохранения, рассказывает о проблемах, о своих планах, о том, что будет. Мы это всё не слышим и не обсуждаем сейчас – мы говорим о Крыме, о языке, и в который раз сталкиваемся с тем, что дети – неинтересны. Не до них.

Я встречался с луганскими мамами: это была из всех моих встреч с родителями чуть ли не самая теплая, честно вам скажу. Самая адекватная. Она мне запомнилась удивительной атмосферой доброжелательности, желанием что-то сделать для детей. Я был практически во всех городах Украины, и вот эту луганскую встречу помню до сих пор. (Встреча состоялась летом 2012 года. – «РГ»).

Почему луганские «патриоты», мужья этих мам, не кричали: «Россия, помоги нам! У нас тут умирают с голоду детские врачи! У нас тут больницы разваливаются! У нас преподаватели в луганском мединституте рекламируют гомеопатию»? Почему никто не кричал: «Россия, помоги! У нас в милиции людей пытают»?

Зато они выходят: «Россия, помогите нам, мы хотим разговаривать на русском языке». Это главная проблема города Луганска, что ли? Это же бред!

Почему нельзя донести, что у людей есть реальнейшие проблемы: бандиты, безработица, ментовская мафия, коррумпированные чиновники? И вместо того, чтобы бороться с этим, мы боремся (якобы) за русский язык.

Да, конечно же, есть ошибки в этом вопросе. Это абсолютно неправильно было сказать жителям Крыма, что фильмы в кинотеатрах можно смотреть только на украинском языке. И за эту глупость теперь страна платит. Но это глупость, которая должна заставить людей сесть и подумать, как этих ошибок не повторять.

Эта глупость не говорит о том, что проблему должен решать чужой дядя с автоматом из другой страны. Который сейчас нам будет рассказывать о том, что, оказывается, когда большевики строили Советский Союз, они неправильно республики поделили.

Дойдем, действительно, до того, что Аляску надо возвращать. И, кстати, Финляндию тоже не помешает с Польшей.

– Последние демарши РФ были продиктованы не только «защитой русского языка», но и якобы защитой мирного населения от националистов, террористов. Которых ни вы, ни я не видели.

– Сегодня самая острая проблема Украины – это проблема безопасности. Это волнует каждого из нас. И я за то, чтобы единственный человек, имеющий право применять силу к другому человеку, был честный, не коррумпированный, работающий не на свое начальство, а на народ Украины, сотрудник милиции.

Но тема правоохранительных органов – шире. Не имея ответственной, честной милиции, прокуратуры и судов, мы не сможем реформировать ничего, в том числе у нас не будет реформы здравоохранения. Фактически главным реформатором страны на сегодня, и это надо признать, является министр внутренних дел. К нему обращены все взоры. Поэтому сейчас надо формировать некий наблюдательный совет из граждан страны, которые смогут следить за этим всем.

Мы в той ситуации, когда судьба страны – в руках нескольких человек. Они там сейчас напортачат, милиция вернется к тому, чем она была раньше – и всё. И реформ не будет никаких. Не проведя честный аудит в министерствах, мы никуда дальше не пойдем. Это надо понимать.

Вот обсуждалась кандидатура Ольги Богомолец на пост министра здравоохранения. Ольга Вадимовна поставила первое требование: я готова возглавить МОЗ только тогда, когда будет проведен честный европейский аудит. Это мудро? Мудро. Ей отказали, назначен другой министр, который пришел, сказал: «Врать и красть мы не будем». И тем не менее не может даже уволить своего заместителя.

Как можно реформировать медицину, не убрав всех, кто занимался тендерами, кто крал у детей, наживался на строительстве никому не нужных больниц – реально никому не нужных! – закупал никому не нужное оборудование. Как можно дальше двигаться, не очистив страну от мафии?

Но ведь в любом министерстве точно так же! Можно зайти без европейского аудита в министерство агропромышленное? Или в «Нефтегаз»? Это же безумие! Но зашли же? Работают? А где же тогда правда?

Кто должен дать ответ на эти вопросы? Милиция. Прокуратура. Либо у нас будут нормальная милиция и прокуратура, либо вся революция, все «Небесные сотни» – это напрасно, это люди отдали жизни ни за что ни про что и это преступление перед их памятью. Это за пределами добра и зла. Люди, которые идут сейчас во власть, должны понимать цену своих должностей.

– Многие люди очень сильно ведутся на пропаганду, легко верят даже лживым и абсурдным новостям. Может, стоило бы ввести вообще какой-нибудь тест на право быть избирателем? А то ведь управлять машиной – экзамен сдавать нужно, а выбирать будущее страны – нет.

– Вы знаете, я все время говорю о том, что неправильная ситуация, когда, например, автомобиль водить – права нужны, а чтобы быть мамой или папой – права не нужны. Мне эта тема ближе. Люди, которые не знают, как помочь ребенку при температуре и соплях, – они ходят и рассуждают о чем-то.

Сейчас на улице +18 – выйдите в Луганске и посмотрите, сколько детей без шапочек. Найдите хоть одного ребенка без шапочки. И люди, которые не могут додуматься, что с ребенка нужно снять шапочку, учат меня, что мне надо говорить!

Я с вами согласен. Но – кто будет тесты составлять? Кто будет отвечать за вопросы? И тут начнется коррупция опять.

Есть две самые грустные темы для меня во всем происходящем. В течение всего существования государства Украина, последние 22 года, мы сделали все для того, чтобы люди нормальные держались от политики подальше. И как это изменить, я не представляю. Это первое. Второе – мне как детскому врачу очень болит тема детей.

У нас в Харькове выступил недавно директор зоопарка и сказал, что звери умирают с голоду. Действительно, очень живо откликнулись на это люди – тысячи харьковчан на следующий день понесли туда еду для животных, один из харьковских олигархов выступил с сообщением, что проблема решена, он перевел деньги… У меня возникает вопрос: вы вообще были в детских больницах? Вы видели, что там делается?

У нас такие храмы построили в городе! Если бы с таким же энтузиазмом делали что-то для детей!.. Я говорил и говорю: дети – это критерий всего. По отношению к ним очень легко отличить нормальных людей от ненормальных. Когда наши политики пойдут в президенты, в депутаты, – слушайте, сколько раз они произнесут такие слова, как «детский врач», «школа», «детский сад», «поликлиника», «беременность», «акушерка». Слушайте. И вы должны донести своим читателям, что это критерий.

Я мечтаю, чтобы в нашей стране появилась Партия родителей. И тогда мы через призму отношения к детям будем отвечать на все государственные вопросы. Мы тогда не Олимпиаду хотели бы в Карпатах, а каток в каждой школе. Мы бы тогда знали, что самая лучшая дорога ведет не к мэрии, а к детской больнице.

И не в Киеве должны решать – нужны нам педиатры или не нужны. А мы, громада луганская, решили, что на каждую тысячу детей города нам нужен педиатр. Тогда и будет «федерализация», когда мы будем решать, кто лечит наших детей, кто учит наших детей, на каком языке.

Да, мне крайне неприятно, когда я вижу Пушкина в книжном магазине на стенде, где написано «Иностранная литература». Я готов об этом разговаривать, но это мы с вами должны обсуждать. А люди, которые добрались до верха и обсуждают это вместо нас, – они прошли некий фильтр аморальности. Для того чтобы туда добраться, им нужно было столько раз переступить через Божьи заповеди, что они теперь уже не имеют права обсуждать всё это.

Нет, я не буду создавать партию…

– Опередили, Евгений Олегович: на языке вертелся вопрос. И я думаю, не у одного меня.

– Я своих детей вырастил, они у меня взрослые. У меня немножко другая задача. А вашим детям еще расти. Поэтому будет Партия родителей – я готов пойти идеологом к вам, создавайте!

Справка

Комаровский Евгений Олегович – детский врач, кандидат медицинских наук, врач высшей категории. Помимо научных работ, автор десятка научно-популярных книг для родителей, из которых главная – фундаментальный труд «Здоровье ребенка и здравый смысл его родственников», которая выдержала более 25 переизданий в Украине и России.

Родился 15 октября 1960 г. в Харькове.

Окончил педиатрический факультет Харьковского медицинского института.

С 1983 года работал в областной детской инфекционной клинической больнице города Харькова. До 1991 года – врач отделения реанимации, в течение последующих десяти лет – заведующий инфекционным отделением. С 2000 года вел консультативный педиатрический прием в частном медицинском центре, в 2006 году открыл частный медицинский центр – клинику Комаровского «Клиником».

Просветительская работа Е.О. Комаровского не ограничивается написанием книг и статей, он проводит встречи с родителями в разных городах, общается с ними на своем сайте

komarovskiy.net – одном из самых посещаемых украинских сайтов о здоровье детей, ведет передачи «Школа доктора Комаровского» и «Неотложная помощь» на ТВ.

Понятие здравого смысла – ключевое в системе заботы о ребенке, которую предлагает доктор Комаровский. Разумеется, этот здравый смысл должен основываться на достоверных знаниях, с которыми и знакомит доктор своего читателя и телезрителя.

Александр Белокобыльский