
Донбасс, Сирия, а теперь и Африка. «Частная военная компания Вагнера» засветилась еще на одном континенте. Они тренируют солдат в Судане и Центральноафриканской Республике. Значит ли это, что скоро на карте мира появятся новые «горячие» точки? И почему африканские политики вдруг зачастили в оккупированный Донецка? Выясняли журналисты проекта Радио Свобода Донбас.Реалии.
Андрей Дихтяренко
Павел Холодов
Северо-Восточная Африка, Судан: инструкторы тренируют местных военных, команды отдают на суданском диалекте арабского. И вдруг – в кадре звучит русский язык и нецензурная лексика.
Донбасс, Сирия, а теперь и Африка. Российские наемники активно наращивают свое присутствие на этом континенте. Всего за месяц до появления видеоинструктажа в сети президент Судана Омар аль-Башир встречался с российским коллегой Владимиром Путиным.
«Уверены, что ваш первый визит в Россию будет очень полезным. Отношения, прежде всего, в сфере экономики у нас развиваются. Вообще есть много направлений взаимодействия», – констатировал Путин.
«Мы нуждаемся в защите от агрессивных действий Америки. То, что сейчас происходит в Сирии – так же следствие американского вмешательства», – в свою очередь заявил во время встречи президент Судана.
Режиму Башира – военная помощь Российской Федерации, взамен российским бизнесменам – доступ к золоту и стратегическим ресурсам Судана.
«Есть прямые доказательства участия компании Пригожина в Судане и нахождения там наемников. В частности, это компания «М-Инвест», которая занимается разработкой золотых месторождений в Судане. Компания по ряду аффилированных лиц связана с Евгением Пригожиным», – сообщил основатель Conflict Intelligence Team Руслан Левиев.

Бизнесмена Пригожина называют личным «поваром» Владимира Путина и одним из главных финансистов «ЧВК Вагнера», успевшей отметиться на Донбассе и в Сирии. А недавно российские наемники засветились не только в Судане, но и в другой стране – Центральноафриканской Республике.
«Различные фото, опубликованные в Facebook президентом Центральноафриканской Республики – мы там видим солдат этой страны, где происходят их тренировки. И на фоне – разных людей очевидно европейской внешности, очень похожих на тех лиц, которых мы постоянно встречаем в Сирии – наемников «Вагнера», – рассказывает Руслан Левиев.

Палатки «вагнеровцев» расследователи нашли прямо за могилой бывшего диктатора этой страны – Жана-Беделя Бокасса. На одном из фото – современный российский грузовик «Урал» -4320. Военных и технику в Центральную Африку перебрасывают с сирийской авиабазы, которая располагается в Латакии.
Но, кроме военных и экономических интересов, Россия преследует в Африке и другие цели – политические. За ситуацией с тревогой следит диаспора украинцев на континенте.

«Я вижу большую опасность не столько в самом присутствии российских военных, а в том, что страны, которые пойдут на такое сотрудничество, скорее всего – это те страны, которые в ближайших голосованиях в ООН в украинских вопросах могут или принять сторону Российской Федерации, или голосовать против Украины», – замечает активист украинской общины в Мозамбике Дмитрий Яцюк.
Эхо африканской авантюры Кремля отзывается в Украине уже сейчас.
В конце апреля в оккупированный Донецк неожиданно приехал кандидат в президенты еще одной африканской республики – Мали. Политик Умар Марикопообицяв в случае своей победы – открыть в Африке «посольство» группировки «ДНР».

«Для меня признание« республик »Донбасса – это очевидно», – заявил Умар Марико в оккупированном Донецке.
Но завоевать Африку только с помощью поддержки политических элит и опрокидывания «частных военных компаний» России будет нелегко.
«Африка очень много страдала от европейского колониализма, и поэтому европейским «ЧВК» будет очень и очень нелегко, а тем более российским «ЧВК» будет очень нелегко заниматься какой-то коммерческой деятельностью», – отмечает Дмитрий Яцюк.
Присутствие российских наемников в Африке – уже факт. Но значит ли это, что после Донбасса и Сирии на карте мира возникнут новые «горячие точки» – уже на другом континенте?