Поезд «Донбасс — Украина». Нужно ли прямое жд-сообщение?


Украинские власти не исключают вероятность восстановления сообщения

Когда снова появится поезд «Киев – Донецк»? Пассажирское сообщение с неподконтрольными Украине территориями по железной дороге полностью прекратилось летом 2014 года, грузовое — в 2017-м. Но украинская власть не исключает вероятность возобновления сообщения. Есть ли такая возможность сейчас? Какие будут последствия? Об этом — в материале журналистов специального проекта Радио Свобода «Донбасс Реалии».

Андрей Дихтяренко

Луганск, лето 2014 года. Большие очереди на железнодорожном вокзале. Люди спешат покинуть охваченный войной город.

В конце июля 2014-го пассажирское сообщение «большой Украины» с Луганском и Донецком полностью прекратилось. О возможности восстановления поездов в зоне конфликта недавно заговорили военные.

«У нас есть понимание по разведению на трех предложенных украинской стороной участках. Это прежде всего — железнодорожный мост в районе населенного пункта Станица Луганская, Новоселовка — второй и третий участок — в районе КПВВ «Гнутово» … Это возможность в дальнейшем восстановления железнодорожного сообщения, и в том числе перевозки как пассажиров, так и разного рода гуманитарных грузов», — отмечает заместитель командующего операции Объединенных сил Богдан Бондарь.

Богдан Бондарь

Не исключает возобновления железнодорожного сообщения с Донецком и глава украинского Министерства иностранных дел Вадим Пристайко.

Нужен поезд «Киев — Донецк»? Отвечают в Киеве

Нужен сейчас поезд «Киев — Донецк?» — такой вопрос мы задали прохожим на киевском железнодорожном вокзале.

«В принципе, я считаю, что Донецк — это наша часть Украины, поэтому думаю, что нужен», —ответил мужчина.

«Думаю, что нет. Мне кажется, если это неподконтрольная нашей власти территория, поэтому и не нужно», — ответил другой прохожий.

«Если это неподконтрольна нашей власти территория, поэтому и не нужно»

— Если будут ездить люди, то конечно нужен.

— А то, что эта территория неподконтрольная, или это может быть опасно?

 — Не знаю…, — отметил мужчина.

«Если будут ездить люди, то конечно нужен»

«— А вы имеете в виду прямо в город Донецк? Думаю, что да, потому что люди ездят и им неудобно. Там «Майорский» блокпост есть, и люди ждут по 4 часа, представляете? Он приехал, он ждет одну машину, пока она набьется, это пять человек, и они ждут 4 часа, чтобы доехать.

— Ну а вопрос безопасности? Ведь в 2014-м отменили поезда, потому что война шла, были обстрелы.

— Я думаю, такие действия будут только побуждать народ — один же народ — что с той, что с той стороны. Потому что это поезд, и люди будут думать о безопасности. Может, там его мама едет или кто-то из родственников, или с нашей стороны. Зачем стрелять?» — ответил мужчина.

«Если будут ездить люди, то конечно нужен»

«Наверное. Только не сейчас… Как эту границу пересекать фронтовую в сегодняшних условиях? Просто не понимаю», — говорит мужчина.

«Пусть наши люди сюда едут, а боевики пусть там остаются, они ведь не проедут! У нас пограничники там есть. Поэтому пусть будет поезд», — отметил мужчина.

«Пусть наши люди сюда едут, а боевики пусть там остаются»

«—С одной стороны, да, потому что людям надо ездить. А с другой стороны, все-таки могут быть террористические акты, как со стороны «сепаров», так и с нашей. Поэтому думаю, что нет.

— А как это «с нашей стороны террористические акты»?

— Ну, ДРГ и так далее», — ответил мужчина.

Что говорят в профильном министерстве?

Пока не решен вопрос безопасности, никакого железнодорожного сообщения с неподконтрольными Киеву территориями не будет, говорят в Министерстве инфраструктуры Украины.

«Сейчас прогнозировать что-то хотя бы на один день вперед довольно трудно со стороной, которая постоянно обманывает. Поэтому вести какие-либо переговоры, жесткие рамочные договоренности, мне кажется, это как себя обманывать. Кроме того, надо понимать, какие мы получили убытки в результате агрессии и в результате того, что сделали с украинской инфраструктурой на временно оккупированной территории. По приблизительным подсчетам, там остались 30 тысяч грузовых вагонов, более 500 пассажирских поездов. И общая сумма ущерба — свыше 9 миллиардов гривен», — отметил министр инфраструктуры Украины Владислав Криклий.

Владислав Криклий

На неподконтрольной Киеву части Донбасса открывать путь в сторону Киева тоже не спешат. Уголь и металл уже давно, хоть и нелегально, железной дорогой вывозят в Россию. В поддерживаемой Россией группировке «ДНР» угрожают даже даже открыть пассажирское сообщение с Москвой.

«Когда именно пойдут поезда в Россию из «республики» в «министерстве транспорта» сказать точно пока не могут, как и назвать стоимость билетов», — говорится на телеканале боевиков.

Уголь и металл из оккупированной части Донбасса уже давно, хоть и нелегально, железной дорогой вывозят в Россию

«Мы видим объединение «железных дорог»  «ДНР» и «ЛНР» в единую «структуру». Фактически это объединение происходит под колпаком российских силовых структур, вполне понятно, поскольку по железной дороге проходит большое количество грузов военного и двойного назначения. То есть перемещаются топливо, боеприпасы, техника, личный состав. Вся эта информация засекречена, поэтому она находится под условным колпаком ФСБ», — отмечает финансовый аналитик Алексей Кущ.

Нужен ли поезд «Киев – Донецк»? Мнения жителей в неподконтрольном Донецке

В Донецке на привокзальной площади людей сейчас немного. Отсюда отправляется только пригородная электричка в Оленевку. Нужен ли дончанам прямой поезд в Киев?

«Думаю, да… Потому что многие люди ездят туда. В любом случае ездят, как и ездили. Я думаю, особо ничего не изменилось. Как были там родственники, друзья, так и остались. Мне кажется, что нужен», — отметила жительница Донецка.

«Думаю, да. Как были там родственники, друзья, так и остались»

«А вы думаете, что кто-то хочет в Киев поехать? Там сейчас такая напряженная ситуация. Думаю, что нет», — ответила женщина.

«Мне трудно ответить. Настолько мы нежелательные люди в Киеве! Не любят нас, дончан», — ответила пожилая женщина.

«Мне хочется, чтобы у нас наладилась жизнь и железнодорожное движение было такое, как и до войны – единое», — сказала женщина.

«Конечно, у многих — родственники в Киеве или по дороге в Киев. У меня лично там родственников нет, я сам из России», — отметил россиянин.

«В Киев? Ни в коем случае! Отлавливать лишних диверсантов? Зачем?» — говорит мужчина.

«Ни в коем случае! Отлавливать лишних диверсантов?»

Думаю, все-таки какой-то вагон куда-то прицепить можно. Потому что есть же родственники в Киеве. Считаю, хотя бы раз в неделю, но что-то должно ходить», — говорит женщина.

Восстановление железнодорожного сообщения: перспективы

«Пассажирское, грузовое железнодорожное сообщение является очень важным элементом реинтеграции. Но это может быть только одним из элементов целостной программы по реинтеграции этих территорий, потому что иначе это будет вызывать множество вопросов и такое же количество спекуляций», — убежден Алексей Кущ.

Алексей Кущ.

Запускать прямые поезда прямо сейчас не готовы ни в Донецке, ни в Киеве. Но в Министерстве инфраструктуры рассказали, что у них есть планы восстановить железнодорожные пути на подконтрольной Украине части Донбасса. В частности, ветвь «Северодонецк — Станица Луганская». Сейчас она обрывается на железнодорожном мосту, который в будущем может стать еще одной точкой разведения войск.

Добавить комментарий