Гость «РГ» – кинорежиссер Александр Мельник – фигура в мире кинематографа удивительная. Его дебютный фильм «Новая земля» провалился в прокате, но со временем приобрел статус культового кино. Его новый проект «Территория» обещает не меньшую интригу…
– Вы родились на Луганщине, что оставил наш край в вашем сердце?
– Мои родители работали в составе комсомольских отрядов на строительстве угольных шахт Донбасса. Мама там была награждена орденом «Знак почета». Родился я в поселке Красный Партизан, а через несколько месяцев мы уехали. Родителей перевели на другую комсомольскую стройку. Так что на Луганщине я прожил немного, правда, мечтал потом всё время побывать в тех краях, где появился на свет.
– В кинематограф вы пришли в зрелом возрасте и сразу сделали весьма громкую заявку. Как так получилось? В чем причина столь удачного дебюта?
– В зрелом возрасте у человека возникают свои преимущества и, в первую очередь, жизненный опыт: ни от кого никуда не денешься…
– Действие обоих ваших фильмов проходит на Крайнем Севере. Это как-то связано с вашей юностью, работой на полярной станции, экспедициях в бассейны Северного Ледовитого и Тихого океанов?
– Я люблю Север. Всегда с удовольствием езжу в арктические регионы. Эта любовь сложилась еще в детстве: по книгам, фильмам. Окрепла во время работы в студенческих экспедициях. И, слава Богу, не иссякла до сих пор.
– В 2005 г. ваше издательство «Андреевский флаг» напечатало прорывной сборник ветеранской прозы «Мы из Artofwar», мгновенно ставший раритетом. На постсоветском пространстве огромное количество людей прошли через Афган, Чечню и другие «горячие точки». Тем не менее, правдивая литература не востребована, а полки книжных магазинов забиты псевдовоенной макулатурой. О кино и вовсе говорить не приходится. В чем загадка этого феномена?
– А серьезные вещи требуют серьезной работы – читателя и зрителя. Человеку нужно для этого открыть свое сердце, чужую боль и чужую трагедию воспринять как свою, поплакать, помолиться…
А правдивая литература, если она талантлива, будет востребована всегда. Наверное, проблема еще и в том, что наше поколение пока не выдало художников такого масштаба, которые взломают равнодушие и самодостаточность гражданина-потребителя.
– Почему достойные фильмы об этих событиях можно перечесть по пальцам одной руки? Например, об афганской войне нет вообще ни одного достойного и хоть примерно аутентичного фильма. Однако если посмотреть на Голливуд, то мы видим, что о Вьетнаме снято с десяток полновесных шедевров, не считая шеренги просто крепкого кино. В чем разгадка? Поток, конкуренция, социальный заказ?
– Кино о войне требует денег. Кино о войне требует совести, честности, мудрости. Кино о войне требует таланта. И еще, кино о войне, в которой воевали твои братья, не должно противопоставлять их и государство, за которое они воевали. Пока этого так никто и не попробовал сделать: всего себя отдать фильму, способному дать настоящего героя. Может быть, создать миф, который имеет право на жизнь и в искусстве, и в национальной истории.
Пока же мы переживаем время разрушения мифов. А американцы вовсю делают «вдохновляющее кино» о своей истории, конструируют миф вселенского масштаба.
– Современная киноиндустрия и литература – есть ли взаимодействие? Почему снимают то, что снимают, и практически не экранизируют современных авторов? Что, на ваш взгляд, вообще может опять поднять российскую киноиндустрию на качественно новый уровень?
– Современная русская литература заблудилась в трех соснах современных проблем. Нет литературы – нет кино, нет музыки, нет театра. Общество, утрачивая способность сопереживать, снижает уровень потребительского запроса.
Хотя, я уверен, что русская литература жива, она есть, она будет, и всё еще изменится в лучшую сторону. Много хороших современных книг, но нет настоящей критики и, в связи с этим, востребованности.
– Ваш фильм «Новая земля» (по мнению многих – одна из лучших драм российского кинематографа) провалился в прокате, но со временем приобрел статус культовой картины. В чем загадка такой кинематографической судьбы?
– Не мне судить. Я люблю эту картину. Постарался сделать ее честно. Давно не пересматривал, теперь все мысли в новом проекте.
– Ваш новый фильм «Территория» всё еще находится в стадии производства. Расскажите об этом проекте?
– Фильм «Территория» практически завершен. В основе сценария хороший одноименный роман Олега Куваева. В свое время во многом благодаря этой книге я после окончания Одесского гидрометеорологического института отправился «осваивать Север». Вот до сих пор и продолжаю это делать с любовью.
История наша о людях, для которых любовь, товарищество, долг, профессия и Родина – не пустые слова. История о преодолении, о красоте, о служении. И уже в конце всего этого о поиске золота.
– Кинокритики заранее окрестили «Территорию» как «фильм-событие». Обоснованно, как вы считаете?
– Кинокритики еще не видели картины. Посмотрим, что они скажут после премьеры. Для индустрии в целом фильм может быть интересен и важен тем, что во время съемок и на постпродакшн мы сделали очень много такого (в техническом плане), что может претендовать на определение «впервые».
Например, впервые фильм снимался в зимних экспедициях на Таймыре (плато Путорана) и на Чукотке (бухта Провидения). Впервые в нашей стране фильм подготовлен в формате 4К (UltraHD). Если Господь благословит, то мы получим очень хорошую картину.
– Почему затягивается выход на экраны?
– Сложный проект: финансы, технологии, экспедиции и опять финансы.
– В каждом вашем фильме Константин Лавроненко снимается в главной роли. Вы так верите в этого актера?
– Лавроненко прекрасный актер. С ним очень хорошо работать. Он профессионал. Сегодня это не так уж часто встречается в актерской среде. Но я очень доволен актерским ансамблем «Территории» – это Егор Бероев, Григорий Добрыгин, Евгений Цыганов, Ксения Кутепова и другие отличные мастера.
– По мнению некоторых кинокритиков, в фильме «Новая земля» сыгравший «Сипу» молодой актер Андрей Феськов переиграл маститого Константина Лавроненко. В «Территории» этого актера уже нет. Почему?
– Андрей Феськов мне нравится и как актер, и как человек. А насчет «переиграл»… Актера создают не только ансамбль, ситуация, сценарий, оператор, художники, режиссер, критики, но все-таки он сам и его отношение к своему труду: на «Новой земле» Феськов потрясающе готовился к проекту вообще и к каждой сцене. Думаю, что главные роли у него еще обязательно будут, может быть, и в моих картинах (если будут они!).
– У вас есть свой рецепт «готового шедевра»? Некий список незыблемых правил, которым должен соответствовать качественный сценарий и снятый по нему фильм?
– Творчество вряд ли имеет линейное прогнозирование: но личность, ее целеустремленность и вера дают возможность «загадывать об успехе».
Остальное – это труд, труд и еще раз труд. И молитвенный труд, в первую очередь. «Просите – и дадено будет».
Справка
Александр Владимирович Мельник – режиссер игрового кино, член гильдии кинорежиссеров России. Отец продюсера Антона Мельника, генерального директора кинокомпании «Андреевский флаг», члена Союза кинематографистов России, члена Академии кинематографических искусств «Ника», лауреата премии «Ника».
Родился 11 июня 1958 года в поселке Красный партизан Свердловского района Ворошиловоградской области, СССР.
В 1980 году закончил Одесский гидрометеорологический институт по специальности инженер-гидролог. Работал на полярной станции в море Лаптевых (Тиксинское управление гидрометслужбы). Участвовал в гидрологических экспедициях в бассейнах Северного Ледовитого и Тихого океанов.
1980–1982 гг. – служил срочную службу в рядах СА.
1984–1992 гг. – корреспондент в редакциях газет «Советская Молдавия» и «Вечерний Кишинев». Автор книг («Горячее опробование», «Безумное зеркало») и пьес.
1992–1997 гг. – генеральный директор издательства «Андреевский флаг» (г. Москва).
1992–2006 гг. – президент общественной организации Фонд Андрея Первозванного.
2001–2006 гг. – президент общественной организации Центр Национальной Славы России.
С 2006 г. – кинорежиссер.
Беседовал Глеб Бобров