Беременным беженкам и молодым мамам государство обещает вернуть долги
Переселенцы в Украине чаще всех оказываются в ситуации, напоминающей патовую в шахматах. Из-за бюрократии и несогласованности действий власти они попадают в парадоксальные и порой неразрешимые ситуации. В особенности, это касается самых незащищенных, в частности – женщин, ожидающих ребенка.
Александр Poison Нечай
Мытарства после «облегчения жизни»
Хождение по мукам для беременных с оккупированных территорий началось с принятия Радой 13 января 2016 года постановления, которое должно было облегчить им жизнь. С того момента, когда отменили требование печати миграционной службы в справках переселенцев. Походы между двух инстанций – управлением труда и соцзащиты населения и управлением Государственной миграционной службы Украины – могли занимать дни, недели и даже месяцы.
Будущим мамам всего лишь нужно было оформить положенное государством пособие на ребенка и пособие по беременности. И каждая из них сталкивалась с неразрешимой проблемой – в управлении соцзащиты не принимали документы без справки переселенца с печатью Миграционной службы, а само ведомство уже не ставило ее по распоряжению Верховной Рады.
Юристы советовали им обращаться в самые главные офисы ведомств в Киеве, писать письма, запросы. Но там чиновники тоже не понимали, как им отвечать на запросы, и присылали пространные ответы. Некоторые юристы называли единственным выходом суд, но мало кто из будущих мам решался портить себе нервы тяжбами.
Возможно, на то и была ставка, что беременная гражданка Украины не захочет доводить себя до стрессового состояния и просто сложит руки. В итоге, за 6 месяцев, пока ситуация висела в воздухе, распределенные бюджетные деньги на пособия находились в вакууме.
Лишь 8 июня Кабинет Министров Украины внес изменения в Постановления №509 и №637. Печати в Миграционной службы в справках ВПЛ были окончательно упразднены. Необходимый месседж сотрудники всех управлений социальной защиты получили, никаких препятствий для оформления помощи больше нет.
Но как быть тем, кто не мог получить выплаты за прошедшие полгода?
Что задолжали – вернут
«РГ» обратилась в Министерство социальной политики Украины и через 11 дней пришел ответ относительно оформления пособий по беременности и на ребенка для временно перемещенных лиц.
Как выяснилось, все те, кто был лишен возможности оформить и начать получать пособия имеют полное законное право это сделать. Более того, законодательство все-таки предусмотрело достаточный временной запас для подачи документов на получение денег. То есть пособия по беременности уже родившие смогут получить, так же, как и пособие на ребенка. Из ответов, министерства мы узнали, что:
- Пособие по беременности назначается, если обращение по нему поступило не позднее, чем через шесть месяцев с дня окончания отпуска в связи с беременностью и родами и выплачивается женщинам за весь период отпуска, длительность которого составляет 70 календарных дней до родов и 56 (в случае родов с осложнениями или рождения двух и более детей – 70) календарных дней после родов.
- Возобновление социальных выплат по справкам, которые были действительны на 13.01.2016 года, но у которых отсутствовала печать Государственной миграционной службы, производится согласно Порядку назначения (возобновления) социальных выплат внутренне перемещенным лицам, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 08.06.2016 №365 по решениям Комиссий, созданных районными горадминистрациями в Киеве и Севастополе, исполнительными органами городских и районных советов.
- Оформить все виды социальной помощи для беременных и родивших можно только в «Ощадбанке» Украины. Другие украинские банки не предусматривают обслуживание соцвыплат ВПЛ.
Прописка для выплат не нужна
В обычном режиме условием для получения выплат на ребенка всегда была прописка новорожденного по месту жительства одного из родителей. Однако сегодня для луганчан и дончан это нереально – большинство из них сами живут без регистрации. Министерство утверждает, что отсутствие прописки теперь не помеха:
«Для назначения помощи, при рождении ребенка в орган труда и социальной защиты населения подается паспорт или другой документ, удостоверяющий личность, и свидетельство о рождении ребенка подается одним из родителей (опекуном), с которым постоянно проживает ребенок; заявление по установленной форме и копия свидетельства о рождении ребенка. Помощь назначается, если обращение за ее назначением поступило не позднее двенадцати месяцев со дня рождения ребенка».
На деле управления социальной защиты и труда на местах далеко не всегда соблюдают все законодательные нормы, о которых пишет министерство. В этих случаях правозащитники советуют сначала обращаться к ним за консультацией и иногда даже подавать в суд.
Один из первых положительных примеров – случай, когда переселенка из Ирмино Луганской области, проживающая в Сумах, обратилась в суд из-за приостановленных ей выплат. 4 мая 2016 года Заречный районный суд г. Сумы полностью удовлетворил иск вынужденной переселенки и обязал управление соцзащиты продлить выплату ежемесячной адресной денежной помощи. А поскольку судебное решение было принято не в пользу УСЗН, то с него же суд взыскал госпошлину – 1102 гривен.
Так что не нужно бояться отстаивать свои права.
———————————————————-Матеріал публікується в рамках проекту «Розвиток новинної та аналітичної журналістики у ЗМІ Донецької та Луганської областей», що реалізується Громадською організацією «Інтерньюз-Україна» у співпраці з Об’єднанням українців у Польщі та за сприяння Польсько-канадської програми підтримки демократії, яка співфінансується з програми польської співпраці на користь розвитку Міністерства закордонних справ Республіки Польща та Міністерства закордонних справ, торгівлі та розвитку Канади (DFATD). Матеріал доступний на ліцензії Creative Commons Uznanie autorstwa 3.0 Polska. Деякі права застережені на користь [назва авторів або інституції]. Дозволяється вільне використання твору за наявності вищезгаданої інформації, в тому числі інформації про відповідну ліцензію, власників прав та про Польсько-канадську програму підтримки демократії. Публікація відображає виключно погляди автора і не може ототожнюватися з офіційною позицією Міністерства закордонних справ Республіки Польща та Міністерства закордонних справ, торгівлі та розвитку Канади.