Позитивные люди в оккупации

Позитивные люди в оккупации

Позитивные люди в оккупации

Среди тех, кто пострадал от конфликта на Донбассе, есть особые группы людей, которые и до войны находились в уязвимом положении. Это люди с инвалидностью, лесбиянки и геи, некоторые этнические меньшинства. Они оказались куда более уязвимом положении теперь.

Но об их проблемах хотя бы пишут. А вот о ВИЧ-позитивных людях, которых коснулась война, публикаций значительно меньше.

Александр Белокобыльский, «РГ»

Сколько ВИЧ-позитивных на Донбассе – неизвестно

Донбасс еще до войны был одним из самых проблемных регионов Украины в смысле ВИЧ. Донецкая область была на первом месте в стране – здесь живет с вирусом иммундодефицита около 10 тысяч человек. Точнее, – «жило», это довоенные цифры. Сколько сейчас – точно неизвестно.

Позитивные люди в оккупации
Наталия Безелева, руководитель БО “БФ” Клуб “Світанок”

– Порядка 3 тысяч человек – активная диспансерная группа (люди, которые хотя бы один раз в год посетили СПИД-центр) на подконтрольной правительству территории. Из них на сегодня 1,5 тысячи человек на лечении антиретровирусной терапии (АРТ). Сколько на неподконтрольной – точно сказать сложно. По логике, если до войны было порядка 10 тысяч всего, то – порядка 6-7 тысяч на той стороне, – говорит Наталия Безелева, руководитель общественной организации «Клуб «Світанок».

«Клуб «Світанок» – одна из старейших в Украине общественных организаций, которая и объединяет ВИЧ-позитивных людей, и оказывает им помощь. До войны он находился в Донецке, теперь – в новом областном центре, Краматорске.

Она уточняет, что надежной статистики на самом деле нет и по подконтрольной территории. Это связано с большой миграцией. Часть людей, живущих с ВИЧ, выехали из ОРДО, но по новому месту жительства на учет не встали.

– Это связано с тем, что люди опасаются разглашения своего статуса. Особенно – в маленьких городках, где все друг друга знают. Там уровень стигматизации выше. В больших городах проще, конечно. Тем не менее я знаю людей, которые выехали на подконтрольную территорию, в Константиновку, Дружковку, но продолжают ездить на ту сторону за препаратами, продолжают консультироваться на той стороне. Потому что привыкли к врачу, который их вел 3, 4, 5 лет, – рассказывает Наталия Безелева.

Позитивные люди в оккупации
Данные по Донецкой области за 2014-2016 гг. – без учета оккупированной части. Инфографика Фонда «АнтиСПИД», данные – Центр громадського здоров’я Міністерства охорони здоров’я України

 

От России – «ни одной таблеточки»

В лекарствах для ВИЧ-позитивных людей на оккупированных территориях Донецкой и Луганской областей сегодня недостатка нет. Угроза нехватки препаратов существовала для антиретровирусной терапии (АРТ) была в 2015 году. Оккупационные власти наотрез отказались принимать эти медикаменты от Украины.

Позитивные люди в оккупации
Валерия Рачинская, руководитель отдела по работе с регионами Благотворительной организации «Всеукраинская сеть ЛЖВ»

– Российская Федерация обещала, что будет поставлять препараты, никакой помощи от международных организаций в плане туберкулеза и ВИЧ/СПИД нужно не будет. Это оказалось неправдой. По программе ВИЧ/СПИД не было поставлено ни одной таблеточки. Все поставки, которые туда идут, с 2015 года – это то, что было куплено за деньги Глобального фонда по борьбе с туберкулезом, малярией и СПИД. Поставку осуществлял ЮНИСЕФ – Детский фонд ООН, – говорит Валерия Рачинская, руководитель отдела по работе с регионами Благотворительной организации «Всеукраинская сеть ЛЖВ» (ЛЖВ – это «люди, живущие с ВИЧ»).

Глобальный фонд (для краткости в разговоре обычно опускается «по борьбе…» и так далее) выделял грант на 3 года, и в 2017 году планировал сворачивать экстренную помощь, выделенную Украине для закупки АРТ на неподконтрольную территорию. Однако сейчас принято решение продлить грант еще на 3 года.

– Но все равно договаривалась Украина, национальные неправительственные организации, они вели переговоры с Глобальным фондом, – подчеркивает Наталия Безелева из «Клуба «Світанок».

– Прерываний АРТ не было на неподконтрольных территориях, благодаря слаженной позиции доноров и ответственной позиции «Сети ЛЖВ». Препараты были закуплены Глобальным фондом и доставлены ЮНИСЕФ. Но была политическая воля Украины – без этого поставка не состоялась бы. Украина придерживается всех международных конвенций, и доставка была разрешена, – добавляет Валерия Рачинская из «Сети ЛЖВ».

Медицинские препараты, как известно, правительство Украины запретило поставлять через линию разграничения еще с 2014 года. Для препаратов антиретровирусной терапии было сделано исключение.

Бесплатной диагностики нет

«РГ» хотела поговорить с ВИЧ-позитивными людьми , которые живут на оккупированных территориях, но не вышло. Люди, через которых мы пытались выйти на связь, передавали ответ «нет». Рассказа без жизненных подробностей не получится, а если с ними, то человека можно будет идентифицировать. А выступление в проукраниском издании может серьезно усложнить жизнь обитателю оккупированных территорий.

Наталия Безелева как бывшая дончанка поддерживает отношения с людьми на той стороне. Она говорит, жизнь ВИЧ-позитивных людей в ОРДО стала однозначно хуже.

– Заболевание связано с состоянием иммунной системы, и дополнительный стресс, голод, холод, разрушенное жилье, артобстрелы, – все это ухудшает состояние. Кроме того, хотя препараты люди получают бесплатно (это гуманитарная помощь), бесплатной диагностики там сейчас нет. Даже базовый диагностический пакет – вирусная нагрузка, биохимия – платные. Это большая нагрузка на семейный бюджет, – констатирует руководитель «Клуба «Світанок».

А диагностика – это важная составляющая в жизни людей с ВИЧ. От ее результатов зависит схема лечения, а от правильности выбора схемы – состояние иммунной системы ВИЧ-позитивного человека и, соответственно, продолжительность его жизни.

– С медицинским персоналом проблема стояла остро в 2014-2015 годах, во время активных боевых действий. В 2015 году многие медики вернулись. Потому что переселенцев, скажем откровенно, сильно нигде не ждут. Часть задержалась на освобожденных территориях, а многие были вынуждены вернуться. И сейчас проблема с медперсоналом стоит, но не такая острая, как 2 года назад, – рассказывает Валерия Рачинская.

Нааталия Безелева говорит, что зачастую новые люди, которые пришли вместо уехавших медиков, недостаточно мотивированы, и «качество предоставляемых услуг снижается однозначно».

Программы снижения вреда под запретом

Украина остается лидером в Европе по масштабам распространения ВИЧ-инфекции, сообщает Украинский центр контроля за социально опасными заболеваниями МОЗ Украины. Динамика регистрации новых случаев ВИЧ стала снижаться с 2005 года, а в 2012 число выявленных ВИЧ-позитивных людей впервые было ниже, чем в предыдущем году. Начиная с 2013 года темпы распространения ВИЧ снова начали расти, сообщает сайт Фонда «АнтиСПИД», связывая это с сокращением программ по борьбе со СПИД.

Позитивные люди в оккупации
Инфографика Фонда «АнтиСПИД», данные – Центр громадського здоров’я Міністерства охорони здоров’я України

Оккупационные власти на неподконтрольной правительству территории Донбасса активно противодействуют программам снижения вреда.

– В Луганской области, например, очень негативное отношение ко всем программам снижения вреда, которые реализует Глобальный фонд. Звучали (от представителей группировки «ЛНР». – «РГ») фразы типа: «Ваши презервативы, которые вы раздаете, подталкивают нашу совершенно здоровую духовную молодежь заняться сексом». Либо «своими шприцами вы продвигаете наркоманию». Какая-то не взрослая позиция: закрыть глаза и сказать, что проблемы нет, – рассказывает Валерия Рачинская из «Сети ЛЖВ».

Позитивные люди в оккупацииМежду тем именно незащищенный гетеросексуальный контакт – самый распространенный в Украине способ передачи ВИЧ, а на втором месте – заражение через введение инъекционных наркотиков одним шприцем с уже инфицированным человеком.

Таким образом, ситуация с эпидемией ВИЧ в Отдельных районах Донецкой и Луганской областей будет неизбежно ухудшаться.

 


Ця стаття є частиною спецпроекту “Журналістика толерантності”, створеного Kyiv Post та неприбутковою організацією The Media Development Foundation. Проект висвітлює проблеми та виклики, з якими доводиться стикатися представникам сексуальних, національних та інших меншин в Україні. Проект став можливим за підтримки американського народу через Державну агенцію інтернаціонального розвитку Сполучених Штатів (USAID) та громадської організації “Internews”. Зміст матеріалів не обов’язково відображає точку зору USAID, уряду США, Інтерньюз та редакції.

Залишити відповідь