Тема участия ветеранов АТО в бизнес-разборках и разного рода имущественных спорах – одна из ключевых у российской пропаганды, которая старается изобразить Украину «страной победившего криминала». Но это не означает, что проблемы не существует в действительности.
Александр Белокобыльский, «РГ»
Битва за землю на Кировоградщине
Сотни тысяч людей, прошедших боевые действия на Донбассе, сегодня возвращаются к мирной жизни. Они объединятся в ветеранские организации, которые играют все большую роль в обществе. В том числе – и в ходе конфликтов.
С начала года в стране было несколько резонансных столкновений с участием ветеранов АТО. Последнее из них произошло в конце июня на Кировоградщине, в селе Бережинка. Собственник сельхозпредприятия якобы подарил свой бизнес, и новый «владелец» прислал людей из частной охранной фирмы «Борисфен», которая принадлежит экс-комбату батальона «Днепр-1», народному депутату Юрию Березе.
«Согласно выводам Киевского института судебной экспертизы, подпись фермера была подделана. В то же время, экспертиза областной прокуратуры подтвердила достоверность подписи», – пишет «Зеркало недели».
На защиту собственника агрофирмы встали ветераны батальонов «Донбасс» и «Айдар». После того, как они вместе с селянами дали отпор ЧОП «Борисфен», на место прибыла полиция, которая стала жестко «паковать» ветеранов, сообщил участник событий, ветеран АТО Евгений Шевченко.
«По личной команде министра МВД Авакова в небольшое село Бережинка были стянуты Национальная гвардия из Кривого Рога и спец.подрозделения полиции из Кропивницкого, которые без всяких объяснений начали арестовывать и бить ветеранов и селян, которые встали на защиту своей земли. Били всех без разбора – в том числе били женщин. В настоящее время около 20 из них госпитализированы в местную больницу с травмами различной степени тяжести», – написал Шевченко в Facebook.
Махинации в Черкассах
В Черкассах ветеранская организация тоже фигурирует в истории с землей. Только в другой роли. В конце июня общественная организация «Ветераны войны Востока» в очередной раз пикетировала областное управление Госгеокадастра. Его обвиняли в том, что оно под предлогом выдачи участков ветеранам АТО выделило 650 га совершенно посторонним людям. Якобы за вознаграждение в 500 гривен участникам АТО предлагали написать заявление на получение участка (как известно, участники АТО имеют первоочередное право на получение земельных участков), а затем тут же написать доверенность на владение этим участком на другое лицо.
В черкасском управлении Госгеокадастра заверили, что упомянутые 650 га никому не выделялись и по сей день находятся в собственности государства. Зато издание «Багнет» напомнило прошлогоднюю историю, когда как раз эта организация, «Ветераны войны Востока» участвовала в аналогичной схеме.
«Осенью 2016 года разразился скандал в селе Ташлык Смелянского района: АТОшники вступили в конфликт с местными жителями за землю, отданную в аренду фермерскому хозяйству «Козацький шлях». Ветераны блокировали сбор урожая, требуя передать землю им из расчета по 2 га на 65 заявок. Жители были против: во-первых, «Шлях» добросовестно выплачивал им паевые деньги, во-вторых, им было непонятно, почему неместные (в большинстве своем) АТОшники все как один требуют землю именно в Ташлыке и не соглашаются на перераспределение участков по разным селам», – пишет «Багнет».
Черкасский телеканал «Антенна» на месте событий не нашел непосредственных владельцев земли, выделенной ветеранам АТО. Кроме главы общественной упомянутой организации Василия Шкута, который по доверенностям управлял имущественными правами на землю, были и другие участники АТО – но не владельцы, а те, кого просто позвали «защитить землю побратимов».
Выборов таким образом землю, новые владельцы немедленно передали ее в аренду другим хозяйствам. Директор одного из этих хозяйств, «Степ», стал фигурантом коррупционного скандала – уголовного дела о даче взятки бывшему начальнику областного Госгеокадастра в размере 50 тыс. евро. Тот занимался «решанием» земельных вопросов.
Сам глава ветеранской организации Василий Шкут имеет яркий бекграунд: в 2010 году он получил 5 лет условно за мошенничество в особо крупных размерах с испытательным сроком в три года. Но теперь, когда он выступает от имени участников боевых действий, об этом не вспоминают.
О подобных схемах сообщают и из других областей. Например, – из Житомирской, где на перераспределение земли «села» общественная организация «Атошник».
Харьковская перестрелка
Одна из самых громких разборок с участием ветеранов АТО случилась в Харькове в феврале. В столкновении участвовали представители ветеранского объединения воинов АТО (это не то же самое, что Союз ветеранов АТО) с одной стороны, с другой – представители партии «Национальный корпус», которые ранее входили в общественные организации «Гражданский корпус «Азов» и «Схидный корпус». Участники боевых действий были с обеих сторон.
Стычка сопровождалась стрельбой из огнестрельного оружия. Дело происходило в спальном районе возле детского сада (к этому времени, по счастью, пустого). В здании садика и забаррикадировались уступавшие численностью ветераны.
Причины столкновения официально так никто и не объявил. Первая версия была, что якобы ветераны собирались ехать на транспортную блокаду ОРДЛО под знамена экс-комбата «Донбасса», нардеп Семенченко (она как раз была в разгаре), а «активисты» якобы собирались помешать им. Представители «Нацкорпуса» высказали еще несколько противоречащих друг другу версий.
Однако, по сведениям издания «Депо», дело было в столкновении бизнес-интересов. Глава ветеранской организации Черкашин имеет отношение к частной охранной фирме. С этой деятельностью с связана, по сообщению источников издания, и связана перестрелка.
В далеком 2008 году один предприниматель на кредитные деньги построил коммерческую недвижимость, но вернуть кредит банку не смог. Банк, соответственно, через суд забрал здание и продал другому бизнесмену. Прежний владелец будто бы и нанял охранную фирму Черкашина. А новый собственник обратился к «Национальному корпусу». Это, согласно основной версии «Депо», и стало причиной сражения, в котором приняли участие около полусотни человек.
Сохранить честное имя
Ветераны АТО – не изолированная социальная группа. Мы видим в их сообществе такой же срез, как в остальном украинском социуме. Есть среди них те, кто готов применять силовые методы ради восстановления справедливости, есть и люди, которыми следует заняться правоохранительным органам.
Говорить о «разгуле безнаказанного насилия» со стороны бывших участников Антитеррористической операции на Донбассе, как это делают российские (и пророссийские в Украине) пропагандисты, оснований нет. В то же время величайший авторитет участников боевых действий иногда используют в неприглядных целях некоторые дельцы.
При колоссальном количестве участников боевых действий (их уже почти 300 тысяч) в стране появилось множество ветеранских организаций. В 260-тысячных Сумах, скажем, 16 союзов воинов АТО.
Некоторые из таких организаций выступают лоббистами бизнес-интересов (а иногда – коррупционных схем). Когда такие вещи вскрываются, это наносит удар по репутации защитников страны.
В сложившейся ситуации, очевидно, имеет смысл объединение разрозненных организаций, возможно, создание в этой организации внутреннего некоего надзорного органа, который бы исключил подобные ситуации. Или, по крайней мере, снизил бы репутационные потери воинов АТО, вовремя отмежевываясь от попыток использования статуса ветерана в любых разборках.
Материал подготовлен в рамках совместного проекта «Реальной газеты» и Центра исследований армии, конверсии и разоружения