Украине уголь – по 1300 грн., а себе и российскому «брату» – по 500. Ветеран шахтерского труда расказал «Реальной газете» о схемах разграбления государственных угольных предприятий новыми и старыми «хозяевами» из «ЛНР»
Сергей Руденко
С Николаем Ивановичем мы встретились в Старобельске, куда он время от времени приезжает снять пенсию в банкомате. О встрече попросил он. Николай Иванович оказался пенсионером не слишком старым (шахтеры рано уходят на пенсию), осведомленным в местных шахтерских делах и энергичным. О прошлой опасной работе напоминает изуродованная рука. Связей с коллективом не порывает, душа болит за происходящее на шахте и в угольном объединении. Шахту одного из оставшегося на оккупированной территории ГП просил не называть – считает, что его вычислят.
– Вот я сразу хочу покаяться, – заявил с порога Николай Иванович. – Я на референдум ходил. И жену таскал. Думал, будет лучше – у нас в Донбассе все свое, такие заводы, такие шахты – всех догоним и перегоним за несколько лет. Россия поможет… А теперь прошел год и два месяца, и вижу, что неправильное было решение. Это затевалось только для того, чтобы растащить все, что строилось десятилетиями, карманы набить бандитам – своим и российским.
Мы всегда Ахметку (Ринат Ахметов. – ред.) ругали, олигарх и все такое, – продолжает Николай Иванович. –Ахметка прихватил все самое «вкусное», рентабельное – Ровеньки, Краснодон, Свердловск. Крутится, договаривается с Украиной, с «ЛНР», эти шахты худо-бедно живут. Но есть же и другие угольные объединения – ГП «Луганскголь», «Антрацит». Вот их пустили на растерзание. Просто людей превратили в говорящие орудия (так рабов в старину называли) и нагло обворовывают.
– Каким образом?
– А вот смотрите. Сначала я вам скажу просто про шахты всей «ЛНР». Украина покупает у «ЛНР» уголь марки антрацит для электростанций. По цене 1300 грн. за тонну. Хорошая цена? Нормальная. С начала 2015 года шахты «ЛНР» отгрузили Украине уголька примерно 30 тысяч тонн. Где-то половину от этой суммы или больше Украина оплатила. Хорошие деньги. Но вот вопрос: а где они? До шахтеров деньги не дошли. Шахтерам выплатили только за 1 месяц 10% от месячной зарплаты. Ну то есть получили кто 300 грн., кто 400. Это чтоб вы понимали – за год.
Нам Плотницкий скажет: «временные трудности, молодая республика», все такое, бла-бла-бла. А мы смотрим дальше. У нас и Россия уголек покупает. Той же марки антрацит. Много покупает – за июнь-июль в РФ отгружено даже больше, чем с начала года в Украину. По какой же цене? – по 1200 рублей. Не гривен – рублей! То есть по нормальному курсу это примерно по 480-500 гривен.
– По себестоимости?
– Извините, чуть не выругался. Ниже себестоимости. По ГП «Антрацит» себестоимость где-то 600 гривен. Коммерсы тут в округе для населения продают уголь с шахт ГП «Антрацит» по 900-950 гривен. А мелкий – «семечку» – по 800 гривен. А русскому «брату» – по 480. Мы тут что – стали их колонией? Как недоразвитая раса? «Курка, млеко, яйка»?
– А как же санкции? Участие российских компаний в операциях на этих территориях может привести к санкциям в отношении них. На каком основании Россия покупает уголь у «ЛНР»?
– Вообще-то действуют еще кое-какие старые договора, по ним и поставляют. Вот когда их срок закончится, тогда и будут думать. Чтоб вы понимали: по договорам – это в вагонных объемах. Но вывозят камазами. Без всяких оснований. Тут 400 км открытой границы – вывози чего душе угодно. Правда, ОБСЕ наблюдает – опасно, могут быть санкции. Поэтому они стараются все-таки как-то это дело хотя бы внешне узаконить.
Используют фирмы-прокладки (посредники – ред.). Люди говорят, что есть, например, в наших краях такое ООО «Угольные технологии». Это – братья Мельничуки, хорошо известные воротилы в Ровеньках, в Свердловске, связанные с пацаненком-олигархом Курченко. Скупают уголек, вывозят в Россию. Хотя, как там скупают – просто вывозят, потому что ни копейки еще не заплатили. Уже нагребли на 26 миллионов гривен (не рублей!). И не платят.
– Думаете, не заплатят?
– А шут их знает. Может, завтра этого ООО уже в природе не будет. Мы ж эти все фокусы знаем – вокруг наших шахт при Украине столько всякого нехорошего народу крутилось. И сегодня крутятся те же, плюс еще новые добавились. Облепили угольные ГП со всех сторон, как полипы в носу. Вы же знаете, кто у «ЛНР» главный стратегический партнер? Думаете Россия? А хрен там. Южная Осетия – великая держава. Россия нас так и не признала, а Осетия – признала. И вот теперь у нас все через Южную Осетию – проплаты, поставки и все такое. Уголь скупают осетинские коммерсы, и они требуют продавать по цене от 580 до 600 рублей за тонну. Требуют – потому что у наших дураков других путей легальных нет, как этот уголь законно в Россию ввезти. Вот и значатся джигиты принимающей стороной. Дальше уголь пойдет в Россию, которая сама признала Южную Осетию. Ну и дело сделано.
Вы же знаете, кто у «ЛНР» главный стратегический партнер? Думаете Россия? А хрен там. Южная Осетия – великая держава. Россия нас так и не признала, а Осетия – признала. И вот теперь у нас все через Южную Осетию – проплаты, поставки и все такое. Уголь скупают осетинские коммерсы, и они требуют продавать по цене от 580 до 600 рублей за тонну. Требуют – потому что у наших дураков других путей легальных нет, как этот уголь законно в Россию ввезти. Вот и значатся джигиты принимающей стороной.
А есть еще такой великий человек Иван Иванович. Знаете такого?
– ???
– Аврамов Иван Иванович. Или просто Иван Иванович. Почетный консул Болгарии в Луганской и Донецкой областях. Правая рука Юры Енакиевского (который Иванющенко). Вот у этого консула есть такая «Луганская угольная компания». И она тоже у нас скупает уголек по бросовым ценам. Ну а Плотницкого-то вы хотя бы знаете?
– Как же – глава «республики».
– Вот и этот глава тоже свой пятак сует в куплю-продажу угля. Ему проще – он же «глава», поэтому принял решение и уже создает предприятие «Центруголь». Официально – для поддержки угольной промышленности. На деле – чтобы подмять под себя и угольную тему, как уже подмял все, что мог.
Я к тому это все говорю, что и Плотный (Плотницкий – ред.), и консул, и россияне, и джигиты осетинские, и Мельничуки и прочая шушара – все рвут на части, ничего не вкладывая. Они даже расплачиваются лишь в редкостных случаях! Власти нет, законов нет. Люди для них – мусор. «Молодая республика» – лапша на уши для лохов.
А, ну да, забыл. Правительство «ЛНР» дало на отрасль беспроцентный кредит 30 миллионов гривен – якобы на развитие. Но – под залог угля! За счет этих денег частично дали людям зарплату, и то, кому дали, кому нет. Но кредит же погашать как-то надо, а никто ж ничего не развивает! Сейчас распродают уголь со складов. Но на складах он заканчивается. Начнется добыча, а оборудование все старое, его не модернизируют, не ремонтируют. Себестоимость будет только расти. А мы России продаем ниже себестоимости! А как существовать предприятию? За счет чего людям семьи кормить? Неприятно об этом говорить, но Украина без того же «Луганскугля» проживет как-нибудь, а мы без нее – не проживем.
– В СМИ писали, что ГП «Луганскуголь» перерегистрировалось в Украине.
– Да, и «Луганскуголь» и «Антрацит». Но налоги они не платят ни в Украине, ни в «ЛНР». Открыли в Украине счета. На них деньги капают, их обналичивают и в «ЛНР» в сумках отвозят. Сколько, кому они идут – никто не знает. Не знаю, на что рассчитывают.
Плотный сказал, что «ЛНР» дотировать шахты не будет. Смысла нет и денег нет тянуть убыточные шахты. А убыточные все в Луганской области. Те, которые более-менее – забрал Ахметов. Остальные надо дотировать, потому что очень высокая себестоимость угля. Дотации – 80 процентов шахтерской зарплаты. Еще Плотный сказал, что часть шахт закроют, и их уже закрывают. В Антрацитовском районе закрыли пять или шесть шахт. Остальные перемрут естественным путем. Без денег, без поддержки государства? «ЛНР» – это вам не Украина. Что не так – сразу автомат в спину.
– Какой же выход вы видите из ситуации? И как настроены люди?
– Искать надо выход. Бить тревогу. Не молчать. Сопротивляться надо. Люди это уже понимают. Мы же не рабы. В Красном Луче забастовку разогнали, но всех не разгонят. Надо вспомнить начало 90-х, когда мы пешими маршами на Киев и на Москву ходили и добивались своего. Иначе всю жизнь будем делать «ку» русскому «брату» и местной сволочи. (Из соображений безопасности собеседника его имя изменено)