ТРОЛЛЕЙБУС ИЗ-ПОД ЗАБОРА

ТРОЛЛЕЙБУС ИЗ-ПОД ЗАБОРА«Реальная газета» начинает серию публикаций о простых людях. Они живут в нашей области, в соседнем дворе, на одном этаже, и мы с ними даже не здороваемся – потому что не знаем. Не знаем, что каждый из них, не будучи знаменитым, совершил свой трудовой подвиг, стал жить не только для себя, а на благо жителей Луганщины, своего родного края. Луганский характер, если хотите

ТРОЛЛЕЙБУС ИЗ-ПОД ЗАБОРА

Первым героем серии стал водитель троллейбуса Владимир Артюшенко. В 1984 году он, будучи безработным, решил попробовать себя в качестве водителя троллейбуса в Ворошиловградском троллейбусном управлении: «Но я опоздал – группа на обучение уже была набрана. И мне предложили годик поработать слесарем, а на новый набор снова попробовать». Так и сделал. А уже через год, будучи учеником водителя троллейбуса, после учебы, по ночам ходил в депо и продолжал набивать руку в слесарном мастерстве. Впоследствии этот фактор и сыграл главную роль в попадании Владимира на страницы «Реальной газеты».

Владимир Артюшенко вспоминает: «В советские годы у нас было 20 вагонов, работавших по «52» маршруту, по 10 – «53», «51», «55» и «57» маршрутам». К слову, сейчас в городе всего 22 троллейбуса «на ходу». Когда эпоха Советского Союза закатывалась, и страна пикировала в пропасть, для Луганского троллебусного парка тоже настали серые – еще не черные, но уже плохие времена. Подвижного состава становилось всё меньше, водители оставались без машин. Владимир, как и некоторые его коллеги, снова вернулся к слесарному делу в своем же депо.

В 2005-м году наш герой снова сел за руль троллейбуса – тогда только «порезали» гармошки, превратив их в одинарные троллейбусы (марки ЮМЗ). И был счастлив. Но смерть отца вынудила его бросить любимую работу и помогать матери в деревне – справляться психологически и по хозяйству. С тех пор Владимир Артюшенко на каждые выходные ездит домой – в село Пархоменко Краснодонского района, а потом, соответственно, из деревни – на работу.

Когда Владимир вернулся в родной троллейбусный парк, ему сказали, что свободных троллейбусов нет. Тогда-то он увидел вагон с бортовым номером 235, который поставили «под забор» с одной перспективой – на металл и на запчасти, и желательно – быстрее, чем поржавеет. Имеющий навыки слесаря, Артюшенко предложил руководству: «Любовь Васильевна (Тельнова – начальник цеха эксплуатации. – Ред.), дайте мне три дня, и я восстановлю 235 машину. Она была не против. Дал добро и начальник депо – Александр Брызгин. И мы (я привлек напарника) взялись за дело». Где-то помогли знакомые, коллеги по слесарному цеху, где-то выбить со склада новые, или хотя бы подходящие комплектующие помогла вежливость и вера в общее дело. «Мы загнали 235-й вагон на «канаву» и фактически перебрали его своими руками», – вспоминает водитель. Троллейбус-феникс сначала ездил по простому 53-му маршруту, а когда по настоянию Владимира его напарник получил более высокий уровень допуска, разрешение на сложные маршруты, «235-ка» вышла на 51-й, 52-й и 54-й маршруты.

В 2009-м, через полтора года, Владимир получил новый троллейбус, зелёненький «Богдан» с бортномером 109, а на 235-й «Шкоде» катался соучастник процесса восстановления – напарник Владимира. Но когда в 2010-м и он получил «Богдан», 235-я машина досталась молодым выпускникам курсов водителей троллейбуса. В общей сложности троллейбус, вместо того, чтобы ржаветь под забором, снова стал в строй, и ездил еще более трех лет.

Подобный случай, вспоминает Владимир, уже когда-то был, но очень давно – в 1992 году: «Тогда водитель Эдуард Кучерявый «поднял» 233-й троллейбус – тоже чешскую «Шкоду». Сейчас он ездит на «откапиталенном» 314-м, когда-то бывшей «гармошке» ЮМЗ».

Заканчиваем беседу вопросом о перспективах. Главная головная боль и беда настоящего времени у луганского троллейбуса – задержки выплаты зарплаты и просто катастрофическая нехватка запчастей. Нечем заменить или ремонтировать даже стрелки на троллее. Максимум – подогнуть плоскогубцами. Поэтому каждый слесарь или водитель в троллейбусном депо Луганска – это практически дипломированный Кулибин или Николай-чудотворец. Можно смело утверждать, что если у кошек девять жизней, то у Луганского троллейбусного хозяйства их не меньше. Но все эти факторы не отпугивают, и люди всё равно идут учиться на водителей троллейбуса. «Вот проехал 315-й троллейбус, там два напарника – скоро будет год, как они работают. В эту работу надо влюбиться. Я сам бы мог пойти на пенсию, у меня уже хватает стажа, но я иду сюда, как к себе домой. Я люблю эту работу. К тому же у меня молодая сменщица – я хочу ей навыки все передать. У нее уже интерес появился. Да и поставили вот сегодня наш троллейбус на техобслуживание – и она звонит, переживает, сделают или не сделают мелкие недочеты… И молодежь, кто влюбляется в эту работу, тот остается…»

© Юрий Свидерский, специально для «Реальной газеты»