Стальные часовые истории

Стальные часовые историиКогда год назад луганский Т-34 сняли с постамента, и после небольшого ремонта он поехал, в прессе появился фельетон. Луганск, мол, вооружается. Шутки перестали быть смешными после захвата танка «мирными протестующими» с автоматами. Даже с нерабочим орудием 30-тонная бронированная машина – грозная сила. «Реальная газета» решила выяснить, какая еще техника стоит на постаментах на Луганщине и в каком она состоянии

 

В советское время каждый уважающий себя райцентр стремился обзавестись собственным танком или хотя бы орудием. И такое стремление поощрялось: патриотическое воспитание требовало символов военной мощи на пьедестале.

Интересно, что сведения о военной технике хранились в военкоматах. Очевидцы рассказывают, что многие танки к месту своей новой прописки подкатывали своим ходом. Алексей Бритюк, руководитель Луганского археологического союза, ссылаясь на оценки артиллеристов, говорит, что и танковые орудия, и пушки – в хорошем состоянии. С них, как правило, снимали некоторые важные части замков. Но в принципе их восстановить реально.

Не создавали ли таким образом советские власти «резерв» техники, которую на случай войны можно быстро привести в боевую готовность? Алексей Бритюк считает, что это вряд ли – такое количество техники погоды не сделало бы.

Бритюк – историк, который много занимался сохранностью памятников культуры на Луганщине. Техника на постаментах – его увлечение. Была идея сделать сайт о таких памятниках у нас в области, но воплощение ее пока пришлось отложить. Впрочем, материалы для будущего сайта уже собраны, и название придумано – «Стальные часовые истории».

– Всего техники на постаментах стоит у нас более 50 единиц, – рассказывает историк. – Это не только бронетехника и артиллерийские установки, но и другие машины: трактора, паровозы, самолеты, грузовики и даже асфальтовый каток. Далеко не все они имеют статус объектов культурного наследия и считаются настоящими, так сказать, памятниками.

На самом деле внесение в реестр объектов культурного наследия – сложная процедура. Нужно подготовить массу документов, создать паспорт объекта и так далее. Заместитель начальника управления культуры, национальностей и религии Луганской ОГА Владимир Выборный говорит, что они над этим работают и надеются закончить паспортизацию до конца года.

– Трудности есть, например, по некоторым памятникам  путаница с адресами, – отметил Владимир Юрьевич.

Больше всего на постаментах, конечно, Т-34-85, это поздняя модификация главного танка Второй мировой, с орудием калибра 85 мм. Их у нас в области 9, ранний Т-34-76 можно увидеть только в Бондаровке Марковского района. В Алчевске есть самоходная артиллерийская установка, истребитель танков СУ-100. А Станица Луганская может гордиться довольно редким тяжелым танком ИС-3 выпуска 1945 года. Настоящая крепость! Они не воевали в Великой Отечественной, но участвовали в Параде победы.

– Вокруг этой техники очень много мифов, – рассказывает Алексей Бритюк. – Например, говорят, что луганский Т-34 принимал участие в освобождении нашего города, что действительности не соответствует: танк построен в 1944 году. На Миус-фронте тоже установлен танк, который там в сражениях не мог принимать участие. В то же время у каждого из них есть своя история, многие выполняли боевые задания. Нужно поднимать архивы, и эти сведения вносить в паспорта памятников.

С полдесятка в городах и районах наберется 76-миллиметровых пушек ЗИС-3, таких, как у входа в сквер Победы на Городке завода ОР. В Красном Луче и на Миус-фронте есть бронебойные пушки ЗИС-2 – длинноствольные и без дульного тормоза. В Стаханове стоит миномет вполне боевого вида.

– Очень интересная маленькая пушечка стоит напротив музея МВД в Луганске. Короткоствольная 76-миллиметровая образца 1927 года, – говорит Бритюк. – Она, кстати, тоже не внесена ни в один реестр.

Самолеты у нас в области – в основном МиГ-21. Не самый распространенный самолет МиГ-19 установлен в Красном Луче. Есть два учебных реактивных самолета – чешские L-29 Delfin, установлены как памятники в Луганске на Авиацентре и в Лисичанске, еще один такой же находится в Луганском авиационно-техническом музее.

Стоят у нас и два паровоза: один в Луганске у «Лугансктепловоза» – его знают все («Тысячный послевоенный. Ноябрь 1949 г.»), а вот о сватовском памятнике мало кто слышал. Там – венгерский паровоз Э-798-44 1953 года, в ознаменование 125-летия ДонЖД.

Самые уникальные «экспонаты» – это, конечно, английские танки Mark V. Правда, вместо вооружения там стоят макеты, да и двигателей там нет с давних пор. Еще на старых советских фотографиях видно, что у танков корма приподнята, они накренены вперед из-за того, что центр тяжести сместился.

Интересная машина военного времени стоит на постаменте в Перевальске возле автобусного парка – это полуторка Газ-АА. Всю войну наши деды прошли на таких машинах с грузоподъемностью меньше, чем у современной «Газели»! Без стекол в окнах деревянной кабины, с одной фарой и абсолютно без защиты для водителя…

– Но паровая машина во Власовке Краснодонского района – это вообще что-то невероятное, таких в мире единицы, – говорит историк. – Это паровой трактор 1890 года выпуска, сделанный немцами на «Dampf pflug fabrik» в Бреслау. Ее нашли случайно в старом терриконнике.

Сохранились и более современные трактора – в Кременной установлен «Универсал» 1947 года. Когда на него смотришь, так и хочется узнать: заведется он или нет, если его слегка подшаманить? Подобный интерес (в том числе и затею луганских чиновников, которые превратили нашу «тридцать четверку» в аттракцион) Алексей Бритюк осуждает:

– Я против того, чтобы эту технику запускать. Это памятники, они не должны участвовать в реконструкции исторических событий.

 

Кстати

Буквально на минувшей неделе стало известно, что из танка-памятника в Станице Луганской похищен двигатель. По некоторым сведениям, сейчас этот двигатель использует на дачном участке депутат местного совета.

Александр Белокобыльский