Как редакторов луганских СМИ склоняли к сотрудничеству с «ЛНР»
Прошедший День журналистики большинство работников луганских медиа встретило в изгнании, поэтому уместно вспомнить события годичной давности. 10 июня 2014 года в здании захваченной Луганской облгосадминистрации состоялось совещание. На нем от СМИ областного центра потребовали лояльности к только что провозглашенной «ЛНР».
Александр Белокобыльский
Редакторам объяснили: если требования выполнены не будут, СМИ будут закрыты. Прозвучал намек, что «подвалы Лубянки никто не отменял». В то же время было обещано «решить вопрос о компенсации потерь» изданий, когда им придется отказаться от размещения заказных материалов с негативной информацией об «ЛНР».
…Газетчики собрались перед входом в областную госадминистрацию. Внутрь входили с волнением: к тому времени уже побывал «на подвале» наш коллега, журналист газеты «Неделя» Владимир Старцев, забирали в здание СБУ Алексея Биду, который пытался делать стрим со штурма областного военкомата, только-только выпустили Максима Осовского и Вячеслава Бондаренко. Последний получил серьезные черепно-мозговые травмы.
Поэтому нервничали, но – умеренно. Раз пригласили поговорить, значит, ничего плохого пока не сделают. Примерно так рассуждал я, замредактора «Реальной газеты».
На входе мы миновали баррикады из мешков с песком. Сумки и рюкзаки у каждого досмотрели люди с автоматами и георгиевскими ленточками. После нас провели на второй этаж.
Кабинет председателя ОГА в тот момент занимал Валерий Болотов. Совещание проводили в небольшом зале, напротив губернаторского кабинета, вход – через приемную. У дверей дежурили автоматчики. На стуле возле одного из них – специальная коробка для мобильных телефонов: их необходимо было оставить. Вход с сотовыми был запрещен, как и на пресс-конференции Болотова.
Войдя в зал совещаний, мы увидели что это одно из помещений, куда пришелся авиаудар 2 июня. Одно из окон вышибло, стол присыпан меловой пылью.
Помимо меня, на встрече присутствовали редакторы газет «XXI век» Юрий Юров, «Наша газета» Николай Северин, «Вечерний Луганск» Вита Ресметова, редактор «Подорожной газеты» и сайта «Луганск и луганчане» Валерий Гаврилов и так далее. По сути, была представлена вся луганская пресса.
От лица «ЛНР» слово взял Александр Малыхин, о котором я уже слышал от Андрея Дихтяренко, главреда «Реальной газеты»: с Малыхиным вели переговоры об освобождении Вячеслава Бондаренко. У Малыхина уточнили, в каком качестве он говорит с нами сейчас. Он представился «советником руководителя по политическим вопросам».
– По понедельникам мы с вами будем проводить регулярные медиа-совещания, – сказал он. – Мы будем вам давать краткую сводку на неделю: что мы хотим осветить в прессе. Кроме того, что мы вам будем давать для публикации, в своих редакционных статьях вам следует отказаться от таких слов, как «сепаратисты», «террористы», «боевики», «так называемая ЛНР». Этого быть не должно. Если вы не прислушаетесь, мы будем содействовать закрытию СМИ.
От редактора одной из газет прозвучал вопрос о «заказухе» – о публикациях, которые размещают в интересах политиков и партий специальные имиджевые и рекламные агентства. Редакциям, мол, приходится зарабатывать деньги таким образом, чтобы выжить. И даже если журналисты издания откажутся от негативных оценок «ЛНР», то в подобных материалах менять ни слова нельзя.
Малыхин взял паузу и вышел из кабинета. Вернулся с коллегой – лет 40-45 брюнет среднего роста, полноватый, круглолицый, с бородкой вокруг рта, в камуфляже, перчатках с обрезанными пальцами и автоматом Калашникова. Это Николай Николаевич (фамилию свою – «Павлов» – назвал позже). Автомат поставил у входа.
– Какой ужас, совсем прессу не уважают, – с шутливым возмущением бросил он на слова журналистов о том, что за день до этого был похищен и избит редактор «Сердитой газеты» Василий Сердюков.
Николай Николаевич тоже оказался «советником руководителя по политическим вопросам». Павлов назвался луганчанином, хотя характерный говор позволяет предположить в нем россиянина либо человека, долгое время проживавшего в России. Ближе к концу встречи его попросили рассказать о себе. Он сообщил, что последние 15 лет занимается тем же, чем и сейчас – «политическим консультированием в кризисных точках».
– Мне надо, чтобы население было проинформировано о действиях власти «ЛНР» объективно. Не встречались слова «сепаратисты», «боевики» и т.д., – обозначил задачи Павлов. – Может быть, будем встречаться для неформального общения раз в неделю на «кофе-брейк». Мы СМИ уважаем. Если нужно, будем делать встречи с руководителем «республики» раз в неделю. А если кто-то будет мне рассказывать о коммерческих отношениях, эти СМИ будут нахер закрыты.
– Это цензура! Если мы закроем СМИ, вы получите международный скандал, – возразил Юрий Юров, шеф-редактор газеты «XXI век». – Кроме того, я – пресс-секретарь областной Партии регионов…
От «международного скандала» Павлов с улыбкой отмахнулся. По поводу ПР заметил:
– Что такое ПР сейчас? Ее фактически нет уже. Будет новая партия.
И снова вопрос от того же редактора о размещении платных публикаций «на правах рекламы».
– Я все прекрасно понимаю, – говорит Павлов. – Но у нас идет война. И идет информационная война. Мы воюем, а вы нам что, в спину стрелять будете, называя нас «террористами»? Этого допустить нельзя. Свобода слова? Вы в Москве на телевидении попробуйте сказать о свободе слова: подвалы Лубянки никто не отменял. Мы должны перекрыть вражескую пропаганду. И мы заинтересованы в том, чтобы газеты не переставали выходить. Поэтому. К завтрашнему дню подготовьте смету. Сколько ваши редакции теряют на отказе от платных материалов против «ЛНР». Только просьба цифры давать реальные – не такие, что с этими деньгами на тропические острова ехать. Мы постараемся этот вопрос решить. Через неделю-две придет помощь.
– Это большие суммы! У нас бывает до 60 тысяч в месяц! – говорит редактор (цифра на самом деле очень сомнительная, остальные журналисты скептически улыбаются).
– Гривен? – уточняет Павлов. – Решим.
– У нас и Царев размещается…
– Против Царева мы ничего не имеем: мы делаем одно дело. Только он занимается работой в бОльших масштабах, стратегически. Создает «Новороссию».
К началу июня в рядах вооруженные формирования «ЛНР» единого командования не имели. Номинально самопровозглашенную «республику» возглавлял Валерий Болотов. Но Северодонецк, Лисичанск, Рубежное были в руках батальона «Призрак» Алексея Мозгового, а юг области (Антрацит, Свердловск и др.) контролировали казачьи отряды атамана Козицына. И если на Мозгового из Луганска тогда не «наезжали», то Козицына за несколько дней до этого совещания Болотов объявил предателем и бандитом.
– Появилось сообщение о том, что атаман Козицын на юге области – предатель «ЛНР». Как мы должны понимать эту ситуацию – действительно ли враг, все казаки – тоже враги «ЛНР» или как? – спрашиваю я у «советника по политическим вопросам».
– Атаману Козицыну, образно говоря, снесло крышу. Они начали заниматься бандитизмом, мародерством, крышеванием. С такими явлениями борьба будет усилена кратно. Уже прибыли специалисты по борьбе с бандформированиями. Я надеюсь, что конфликт удастся решить без крови, но… – разводит руками Павлов.
– То есть казаков Козицына можно называть «боевиками»? – уточняю.
– Да, можно. В «ЛНР» есть власть. Ее олицетворяет В.Д. Болотов. Все остальные – это самозванцы. По всем вопросам, если вдруг к кому-то придут и представятся, что от нас – обращайтесь, запишите телефон. Если вопросов больше нет, то до встречи в следующий понедельник.
Но встречи на следующей неделе уже не было. Наша редакция после той встречи продержалась еще какое-то время. Мы вывезли всю технику из арендуемого помещения и работали дистанционно, встречаясь на «планерках» в пустых парках. Последний бумажный номер «Реальной газеты» вышел 2 июля 2014 года.
Судьбы участников той встречи в захваченной ОГА сложились очень по-разному.
Например, журналист Валерий Гаврилов, который несколько лет назад печатался и в «Реальной газете», и в «XXI веке» – ушел добровольцем в батальон «Айдар» и погиб под Станицей Луганской.
А шеф-редактор газеты «XXI век» Юрий Юров стал депутатом «Народного совета ЛНР». Его газета долгое время была единственным изданием в Луганске, а под шапкой ее прошлым летом была пометка «Газета выходит при поддержке военной комендатуры Министерства обороны ЛНР».
Многие работники СМИ просто покинули Луганск и стали искать себя в прессе других регионов. А некоторые воспользовались предложением «республики» и пошли на работу в «государственный холдинг».
Но это уже совсем другая история.
———————-
(Матеріал публікується в рамках Програми підтримки журналістів із Донецької та Луганської областей, що реалізується Громадською організацією «Інтерньюз-Україна» у співпраці з Об’єднанням українців у Польщі та за сприяння Польсько-канадської програми підтримки демократії, яка співфінансується з програми польської співпраці на користь розвитку Міністерства закордонних справ Республіки Польща та Міністерства закордонних справ, торгівлі та розвитку Канади (DFATD).