Имя Сергея Шахова все чаще звучит в СМИ, его сегодня называют одним из самых влиятельных политиков области. Однако сам Сергей Владимирович в областных СМИ появляется редко. «Реальная газета» задала ему вопросы, которые сейчас у многих на языке
– На днях в интернете появились сообщения, будто вы станете руководителем избирательной кампании на Луганщине кандидата в президенты Украины Петра Порошенко. Это правда?
– Я с огромным уважением отношусь к Петру Порошенко. Он умеет принимать волевые решения, которые необходимы сейчас Украине. Он достаточно жесткий и в то же время справедливый руководитель, его репутация ни у кого не вызывает вопросов. Словом, это человек, который способен вывести страну из кризиса – и экономического, и политического.
Что касается моего участия в его предвыборной кампании – я не хотел бы пока делать никаких заявлений. Всему свое время.
– Вы стремительно ворвались в луганский политикум в 2012 году и сразу стали одним из наиболее серьезных игроков на текущих выборах. Для многих так и осталось загадкой – как появилась «Команда Шахова»?
– Говорить, что я «ворвался» в политическую жизнь в 2012 году, не совсем правильно. Я работал в составе Луганского областного совета V созыва – с 2006 по 2010 год, в 2010 году я вошел в состав исполкома городского совета Стаханова.
Здесь же и ответ, как родилась «Команда Шахова». Мое выдвижение кандидатом в депутаты Верховной Рады было осознанным решением. В команду вошли мои единомышленники, люди, с которыми я работал много лет до этого и которые, я знаю, болеют душой за нашу область. Важно, что каждый из них – профи. В Раду мы шли командой, потому что в одиночку непросто противостоять системе.
– Избирательная кампания получилась самой яркой, и всё же «Команда Шахова» не смогла победить на тех выборах ни в одном из округов. Вы анализировали причины?
– Разумеется, мы провели «работу над ошибками». Вдаваться в подробности сейчас я не стану, в то же время каждому очевидно, что победу у нас украли. Против нас (и против выбора людей!) власть бросила весь арсенал админресурса. Наблюдатели фиксировали множество нарушений во время предвыборной кампании, самого голосования, подсчета голосов.
Шансы добиться правды в суде тогда равнялись нулю. Но бюллетени хранятся в Центр-избиркоме по сей день, и что обнаружится, если вдруг будет принято решение об их пересчете по тем округам, где вместо «Команды Шахова» победили регионалы – большой вопрос.
– Против лично вас была развернута кампания по дискредитации. Были заведены уголовные дела, вас то якобы «арестовывали», то объявляли в розыск…
– Сразу скажу, что уголовные дела, которые возбуждали против меня, закрыты еще в прошлом году. Все обвинения сняты как беспочвенные.
Период это был непростой и для меня, и для моих близких, но мы выстояли.
– Простили вы тех, кто организовал эту травлю?
– Как христианин, я не держу зла в сердце. Но есть же закон. И я считаю, переступившие его черту должны нести ответственность за это. Дела ведь были сфабрикованы полностью. А я – не единственный, против кого дела заводились на пустом месте.
Сегодня в правоохранительных органах происходят серьезные перемены, милиция и прокуратура очищают свои ряды от тех, кто опорочил честь мундира. Одновременно в силовые структуры возвращаются люди, которые в свое время отказались служить чьим-то частным интересам вопреки закону.
Не исключаю, в процессе очищения рядов милиция обратит внимание и на тех, кто фабриковал дела против меня. Хотя лично я к этому никаких действий не предпринимал.
– Вы были одним из тех, кто вывез луганский «Беркут» из восставшего Киева. Считается, что ваша роль оказалась чуть ли не решающей в этой операции. Расскажите, как все это происходило?
– Наших ребят просто оставили на растерзание. Заслуга в их эвакуации не только моя. В этой операции принимал участие ряд народных депутатов, нынешний начальник областной милиции Владимир Гуславский. Переговоры с Майданом велись одновременно по нескольким направлениям. Ко мне, как лидеру общественной организации, обращались семьи бойцов «Беркута», поэтому я не мог остаться в стороне.
Насколько я знаю, наш «Беркут» не применял огнестрельного оружия. В то же время риск для луганских бойцов был серьезный, активистам Майдана было достаточно просто увидеть милицейскую форму с шевроном этого спецподразделения. Если кто-то из них совершил преступления – это должен установить суд после беспристрастного следствия. Майдан выступал за европейские стандарты, и справедливость – один из главных.
– Как вы относитесь к Майдану вообще, Сергей Владимирович?
– В основном там были обычные люди из разных регионов нашей страны, которые устали от бесчинства и произвола чиновников. От коррупции и бандитизма во власти люди одинаково страдали как на западе, так и на востоке. Некоторые силы надеялись использовать это противостояние в своих целях, не только мирных граждан, а и милиционеров использовали как «пушечное мясо».
Тем не менее, Майдан – это уже история. Страна постепенно входит в нормальный ритм жизни. С выборами президента будут окончательно сняты все вопросы к легитимности власти.
– На революционной волне мы видим довольно жесткие проявления украинского национализма. Как вы оцениваете серьезность этой угрозы?
– Я вырос в Донбассе – мое детство прошло в Брянке, затем наша семья переехала в Стаханов. Среди моих друзей и деловых партнеров можно встретить людей множества национальностей, мы ладили всегда. Больше того, в современной Украине вообще никогда остро не стояла проблема национальной розни. Не исключаю, что есть какой-то небольшой процент неадекватных людей. Но они не делают погоды.
– Какой, на ваш взгляд, должна быть «дорожная карта» действий новой региональной власти?
– Я уверен, что такая «дорожная карта» есть у руководителя области. Назначенный недавно губернатор Михаил Болотских – компетентный специалист, блестящий управленец, который отлично знает Луганскую область. Он возглавлял областное управление МЧС, затем был министром по чрезвычайным ситуациям. Это высококлассный кризисный менеджер: человек, способный быстро принимать взвешенные выверенные решения и избегать нежелательных последствий.
Лично я считаю, что сейчас нужно, прежде всего, не допустить провокаций в регионе. Это самое главное: обеспечить безопасность людей и не дать информационных поводов для раскачивания ситуации. Необходимо жестко пресекать любые действия, направленные на раскол общества и страны. Судя по действиям руководителей областной власти и силовых ведомств, они это хорошо понимают.
Также руководству области необходимо найти общий язык с органами местного самоуправления – городскими, районными и областным советом. Надеюсь, депутаты тоже отдают себе отчет, насколько серьезная сейчас политическая обстановка. Неосторожные политические заявления могут поставить под угрозу само существование государства Украина.
Смутное время пройдет, и мы общим трудом поднимем Луганщину – в этом я не сомневаюсь. Но главное сейчас удержаться от необдуманных шагов.
Александр Белокобыльский