«Российские строители продолжают работы по восстановлению жилищного фонда столицы Луганской Народной Республики». Одна из главных тем, которая постоянно звучит и в выпусках «новостей» на оккупационном ТВ, и в местных группах в соцсетях, – «помощь России». Почему не привлекают местных, в целом понятно. Но есть и другие вопросы – о вопиющем состоянии инфраструктуры ОРЛО.
Александр Белокобыльский, РГ
Соцсети давно стали одной из площадок для пропаганды. В ОРДЛО, как и в РФ, ведущую роль играет Вконтакте. Соцсеть, запрещенная в Украине и подконтрольная российским спецслужбам, с отсутствием контроля достоверности контента (и качества источников), как в Фейсбуке, – Вконтакте близка к идеалу для пропагандистов.
Сообщества и группы в ВК, посвященные жизни на оккупированных территориях, делятся на коммерческие (продажа товаров и услуг, интернет-маркетинг, барахолка) и новостные. Среди последних есть с сообщениями от местных жителей, но и там значительную часть контента составляют «официальные» сообщения оккупационной администрации. То есть функцию пропаганды они тоже выполняют.
«Родной Луганск» – более 29 тысяч подписчиков, «Новости ЛНР» – свыше 213 тысяч подписчиков, «Мой Луганск | ЛНР ДНР | ЧП | ИНЦИДЕНТ» – 49 тысяч, «Черный список Луганск | ЛНР» – 49,5 тысячи и т.д. Люди, живущие на оккупированных территориях, хотят быть в курсе событий и получают под видом новостей свою дозу пропаганды.
Москвичи на службе луганчан
«Московские специалисты продолжают восстановление луганских объектов социальной сферы. Так, в здании Луганского комплексного центра социального обслуживания населения ведутся штукатурные работы, ремонт скатной кровли, монтаж электропроводки и электрооборудования…» – пишут в сообществе «Родной Луганск».
В этом же сообщении дальше – про ремонт москвичами 22-й школы (это на горе в Камброде, возле выезда на Металлист) и – поразительно! – про замену гранитной облицовки фонтана. Локацию фонтана скромно называют «около памятника Литейщику на улице Коцюбинского» вместо того, чтобы просто написать «возле мэрии».
«Российские строители продолжают работы по восстановлению жилищного фонда столицы Луганской Народной Республики. В настоящий момент обустраиваются фасады 18 городских многоэтажек» – это текстовая подводка к видео. И если в предыдущем, про 22-ю школу видна какая-то масштабная работа, то тут – чисто косметические меры: штукатурка цоколей, входов в подвалы…
Оказывается, без «совместных усилий с российскими специалистами» в Луганске не смогли бы отремонтировать улицу Объездную (от автовокзала через Краснодонскую на выезд в сторону Лутугино) и уж тем более – разработать новую маршрутную сеть.
– В город (из Москвы) приехали специалисты по общественному транспорту, сейчас они вместе с нашими специалистами работают по вопросу, то ли делать новую маршрутную сеть по городу, то ли останемся на старой. И после этого договоренность такая есть, что мы получим автобусный парк, – сообщает глава оккупационной администрации областного центра Манолис Пилавов.
По-видимому, тут речь идет лишь об автобусной маршрутной сети, ибо электротранспорт в Луганске как раз заканчивают уничтожать. Еще несколько лет назад демонтировать трамвайные пути начали в Каменнобродском районе, теперь рельсы извлекают по всему городу. Российские специалисты уже сняли более 35 километров трамвайной контактной сети. Одновременно демонтируется троллейбусная контактная сеть.
Впрочем, братская помощь России не ограничивается «столицей молодой республики».
Башкортостан начал ремонт школы в Петровском и поможет обновить водопровод в Красном Луче, пишут «Новости ЛНР».
В Алчевск прибыла первая группа строителей из Вологодской области для проведения ремонтных работ в четырех детских садах, сообщает «Луганск 24».
Российские специалисты проводят реконструкцию дорожного полотна трассы М-04 «Знаменка – Луганск – Изварино». Будет капитально отремонтирован участок дороги от Михайловки до границ города Дебальцево общей протяженностью 38,6 километров, рассказывает «Мой Луганск | ЛНР ДНР | ЧП | ИНЦИДЕНТ».
Сколько же их – понаехавших?
Местные жители подтверждают, что россиян на оккупированной территории сейчас валом.
– Тут вообще сейчас одни россияне тусят. Ощущение, что перезаселяют город. Как говорят, сейчас бюджетников местных сильно потеснят. Их тут реально, как собак… И вместо луганских, будут всякие из мухосрансков, русские, – говорит Ирина, бывшая работница одного луганского коммунального учреждения, а ныне домохозяйка.
По сведениям от главы оккупационной администрации Луганска Манолиса Пилавова, прямо сейчас в областном центре работают около полутора тысяч москвичей:
– После заключения договора с Москвой в городе работает около 1200 человек (все время варьируется, сейчас до 1,5 тысячи задействованы на строительных площадках города Луганска). 59 объектов, на которых работают строители из города Москвы. Это и министерство здравоохранения, и министерство внутренних дел, и министерство по чрезвычайным ситуациям, и жилые дома, и дороги, восстановление поврежденных мостов, по линии «Луганскводы», «Луганскгаза». Такой широкий спектр работ мы проводим, – отчитывается Пилавов.
«Председатель народного совета ЛНР» Денис Мирошниченко в интервью российской «Парламентской газете» констатирует:
– У нас в любом случае по многим направлениям наблюдается кадровый голод, не хватает строителей, административного ресурса на освобожденных территориях.
С «административным ресурсом» на вновь оккупированных территориях Луганской области как раз все ясно – чиновники в большинстве отказываются сотрудничать с захватчиками. А куда же делись строители? Впрочем, тут тоже объяснение на поверхности: «мобилизация».
Чудовищные потери, которые несут оккупанты при захвате городов Луганщины, использование «мобилизованных» из ОРЛО на самых горячих направлениях в Донецкой и Харьковской областях – все это означает, что мужчин-работников не только сейчас нет под рукой, но и в перспективе вернется крайне мало.
«Разве сами не могли?»
Все годы оккупации Луганска российская пропаганда в ОРЛО рисовала почти идиллическую картину. В основном это называли «восстановлением» – намекая, что город пострадал будто бы от боевых действий. В фото- и видеорепортажах появлялись изображения центра – сотни и тысячи кустов роз на разделителе по ул. Советской, аллея кованых скульптур в начале Оборонной, приведенные в порядок парк 1 Мая и парк Горького…
Также пару лет назад была громкая кампания по ремонту подъездов в домах. На этих работах были задействованы местные строители, оставшиеся без работы после начала войны – раньше у них хватало заказов на строительстве частных домов. Однако через время программу свернули.
Реальную картину состояния городской инфраструктуры можно наблюдать в той же соцсети «Вконтакте».
«Вот так за 8 лет у нас органы власти в Луганске следят за дорогой практически в центре Луганска … Позор . ул.Ленина», – пишут в сообществе «ЧЕРНЫЙ СПИСОК ЛУГАНСК | ЛНР». Оккупационная администрация Луганска отвечает, мол, на капитальный ремонт денег нет, но вы держитесь «периодически выполняется подсыпка выбоин асфальтобетонной крошкой».
«…на квартале Гаевого постоянно обращаю на это внимание что постоянно течет канализация и ни кто не принимает ни каких мер!!!! Масштабная ситуация на этом квартале особенно около дома 4 квартал Гаевого.Здесь много жилых квартирных домов пятиэтажки,здесь гуляют дети,вонь стоит ужасная!!!!!» – это в «Подслушано Луганск / Перезагрузка» жалуются с фото и видео.
«…неужели наши дети и внуки не достойны учиться в безопасном и нормальном помещении??? Фасад сыпется, школа разрушается на глазах, это опасно для жизни детей! На выборы здесь создают избирательный участок, вам не стыдно сюда приглашать людей?» – это в сообществе «Новый Луганск» риторические вопросы про 16-ю школу в Камброде.
На этом фоне, конечно, работы, выполненные российскими специалистами за средства государства-агрессора, будут выглядеть впечатляюще и возымеют пропагандистский эффект. У части жителей оккупированной территории закрепится, видимо, в сознании ассоциация «Россия = братская помощь».
Неизвестно, многие ли жители ОРЛО понимают, что нынешняя разруха – прямое следствие оккупации региона в 2014 году. Но вот причину завоза командировочных строителей из РФ понимают многие, и совсем этому не рады.