Революционный комитет постановил

Революционный комитет постановил В среду, 14 мая, состоялось первое заседание «Народного Совета Луганской народной республики». Статусности мероприятию придало место проведения – колонный зал Луганской облгосадмнистрации. Ранее здесь проводились инвестиционные форумы, принимали первых лиц государства и иностранных гостей. Сегодня в этом зале делегаты от громад всей области решают судьбу самопровозглашенной Луганской народной республики, а заодно и нашу с вами

 

«Реальная газета» попала на заседание совершенно случайно. Оно никак не анонсировалось в прессе, даже социальные сети о нем не знали. Потому и коллег-журналистов в зале не наблюдалось. Никакого контроля, все желающие могли беспрепятственно попасть на заседание. Эта деталь, безусловно, придает организаторам и самому мероприятию некой «народности».

Расклад сил

Среди участников было немало людей в камуфляже, однако, что примечательно, без автоматов. На глаз, собравшихся – не больше ста человек. По словам организаторов – 130. Интуитивно или намеренно, совет разделился на правое и левое крыло. Причем не только в плане физического расположения в зале, но и, как оказалось позже, по идеологическим и политическим взглядам. Правое от президиума крыло, как ни странно, – более умеренное, левое – более радикальное.

Повестка дня – в духе революционного времени:

1. Признание результатов референдума от 11 мая.

2. Принятие декларации о государственном суверенитете Луганской народной республики.

3. Принятие обращения к областному совету с требованием признать результаты референдума, после чего самораспуститься.

4. Формирование временного парламента ЛНР.

В процессе обсуждения вопросов постепенно начала выделяться третья группа делегатов. Назовем их условно «военные». Как правило, это армейцы, отставники, офицеры запаса. Они выступают за введение на территории области военного положения и, соответственно, силовое переподчинение всех структур власти руководству ЛНР. Эта группа представляет собой меньшинство в совете, однако, как выяснилось позже, их поддерживают вооруженные ополченцы. Пресс-секретарь штаба «Армии Юго-Востока», выступая на совете, сообщил, что, скорее всего, в ближайшее время на территории области будет обсуждаться вопрос о введении военного положения. Однако вряд ли это будет сделано без «народного губернатора» Валерия Болотова, который, как известно, был ранен и покинул территорию Украины (вернулся 17 мая).

«Старую власть долой!»

Еще до того, как было принято решение о роспуске областной рады, народный совет принялся создавать свой временный парламент. Было решено делегировать в новый, уже законодательный орган по три человека от каждого района и районного центра области.

Страсти в зале кипели нешуточные. Когда очередь дошла до обращения к областному совету, собравшиеся разделились примерно поровну. Одни считали, что областная рада должна быть безоговорочно распущена, так как избиралась в условиях существования совершенно иного государства и не может представлять интересы жителей ЛНР.

– Старую власть долой, – слышалось в зале. – Всё нужно начинаться с нуля!

Другие же выступали против. Поскольку облсовет избирался теми же жителями, которые сейчас проживают в новой республике, депутатов необходимо склонить к присяге новому государству. Тех, кто не согласится, заменить своими делегатами.

Сошлись на том, что областной совет в течение суток должен быть распущен и заменен временным парламентом. После стабилизации обстановки в «республике», будут объявлены выборы в парламент, куда могут также на общих началах баллотироваться уже бывшие депутаты.

К слову, среди заседающих были замечены депутаты некоторых районов области и один из депутатов Александровского горсовета. Они пытались если не «оседлать» революционную волну, то хотя бы ее понять и спрогнозировать.

Враг у ворот

Поворотный момент наступил, когда девушка, член президиума совета, со слезами на глазах прочитала обращение активиста из Новоайдара, который писал о том, как город захватывала Национальная гвардия. После этого начали звучать призывы к созданию республиканской армии и всеобщей мобилизации.

– Где брать оружие, с вилами в бой идти? – негодовали активисты.

В этот момент заметно  стихла ранее крайне активная женская часть совета. Они, взволнованные, некоторые со слезами на глазах, наблюдали, как мужчины эмоционально выясняют, где взять вооружение.

Пожилой седовласый мужчина обратился к пресс-секретарю штаба «Армии Юго-Востока» Василию Никитину:

– Сколько было захвачено оружия в здании СБУ? Вы можете вооружить народ, чтобы он мог защищаться?

На что «штабист» ответил, что есть определенная процедура выдачи автоматов, после которой человек автоматически вливается в ряды ополчения.

– Раздавать всем подряд оружие мы не будем, – заявил Василий Никитин.

На этой мажорной ноте совет удалился на перерыв.

Попытка самоустранения?

Буквально через четыре часа после заседания «народного совета» в этом же помещении собрался совет областной. Поползли слухи, что депутаты готовы в этот же день объявить о самороспуске. Однако им не хватило кворума: в зале находилось 52 депутата из необходимых 63.

Председатель облсовета Валерий Голенко заявил, что заседание сессии не открывает, но просит всех присутствующих депутатов остаться на консультации для подготовки обращения к Верховной Раде с требованием об изменениях в Конституцию о федеративном устройстве государства.

– Если парламент не удовлетворит эти требования, которые депутаты нашего облсовета считают теми шагами, которые способны снять остроту конфликта, облсовет обсуждает возможность потребовать от Верховной Рады взять на себя всю полноту ответственности за ситуацию в регионе и распустить облсовет, – заявил Валерий Голенко.

Экспертное мнение

Ирина Готман, общественный деятель, директор Луганского отделения Международного Благотворительного фонда им. Святой Ксении Петербуржской

Люди, требовавшие от Луганского областного совета самораспуститься, не имели права выступать от имени Народного совета.

От имени Народного совета Луганщины заявляю, что ультиматум о самороспуске депутатов Луганского областного совета объявил никакой не Народный совет Луганской народной республики, а жалкая кучка самозванцев и провокаторов, которые в такое тяжелое для Республики время, когда на территории всей области расположились вооруженные карательные отряды нацгвардии и бронетехника, решили полностью ее обезглавить, уничтожить наш единственный легитимный орган власти и отдать нас на растерзание правосекам, хунте и «губернатору» Веригиной и ей подобным.

От имени широкой общественности Луганщины и миллионов избирателей прошу областной совет не идти на поводу у провокаторов и раскольников, а продолжать работать совместно с народом и защищать и права, и жизни нас, ваших избирателей. Приглашаю общественные организации, инициативные группы, неравнодушных к судьбе нашей Республики луганчан принять участие в съезде Народного общественного совета Луганской Народной Республики, который состоится 17 мая в 10:00 в Русском областном драматическом театре (был перенесен – «РГ»).

Справка

Военное положение – это особый правовой режим в государстве или его части. На территории действия военного положения военное командование вместе с другими органами власти или самостоятельно вправе вводить трудовую повинность и привлекать граждан к общественно полезным работам. Каждый из нас будет работать там, где это понадобится государству. Вводится особый режим въезда и выезда с территории, на которой введено военное положение, может быть ограничено движение транспортных средств и свобода передвижения как граждан Украины, так и иностранцев. Ограничивается телевещание, мобильная связь и интернет.

Георгий Иверский