Малоизвестные факты о связи Дмитрия Менделеева с Луганщиной
8 февраля 1834 года вблизи сибирского города Тобольска родился выдающийся русский ученый Дмитрий Иванович Менделеев. В нашем сознании Менделеев – химик, который увековечил свое имя в Периодической системе химических элементов, известной всем как таблица Менделеева. Кроме того, имя этого выдающегося ученого очень плотно связано с Луганщиной
При жизни о нем говорили – «химик не за свое дело берется», ибо брался он за металлургию и технологию, метеорологию и метрологию, за сельское хозяйство и экономику… А еще московские и петербургские купцы считали за честь приобрести чемоданы, изготовленные ученым собственноручно. Им написано более 500 научных работ, среди которых учебник «Основы химии», выдержавший 13 изданий и более полувека считавшийся лучшим по неорганической химии. Но, оказывается, что только 9% его работ, изложенных в 25 толстенных томах, посвящены химии. Значительно больше оснований считать его физико-химиком, физиком или технологом, поскольку каждой из этих отраслей он посвятил около 20% своих работ, а еще 5% приходится на геофизику и 8% на экономику.
И в развитии промышленности Луганщины заслуга Менделеева не меньше, чем в химии.
Менделеев в Лисичанске
Во время пребывания в Лисичанске в 1888 году Менделеев посетил штейгерскую школу, а по возвращении в Петербург дал весьма высокую оценку ее педагогическому коллективу. В журнале «Северный вестник» в своей знаменательной работе «Будущая сила, покоящаяся на берегах Донца», он писал: «В Лисичанске на самом северном крае области угля есть учрежденная правительством штейгерская школа. Хотя я сам видел ее, ознакомился с ее директором Курбановским Н.Н., с ее учителями и воспитанниками, хотя я видел, что здесь готовят не барычей и не классических доктринеров, хотя я считаю вместе со всеми в крае школу эту отлично веденную, но как натуралист, больше всего я ценю приговор действительности, а жизнь многих рудников, виденных мною, показала, что Лисичанская штейгерская школа дает именно тот класс практических деятелей, каких вообще мало выпускают наши учебные заведения».
Следует сказать, что к такой мысли ученого подвела и встреча в Лисичанске с одним из выпускников 1876 года, уроженцем этого города Александром Никифоровичем Медведевым. Тот уже двенадцать лет работал геологом-разведчиком и занимался научными исследованиями, в результате которых разработал собственную теорию образования минеральных кристаллов. Дмитрий Иванович положительно оценил ее и вскоре на международном съезде химиков в Лондоне сообщил о ней в своем докладе, назвав автора из Лисичанска.
Поездка в Донбасс
Каковы были причины, побудившие великого ученого посетить зарождающийся промышленный Донбасс и Лисичанск, в частности? Отнюдь не вопросы химии и образования, хотя и они находились в сфере его интересов. Не меньше его интересовала технологическая проблематика и вопросы развития промышленности, которые выводили ученого на экономику. Главные принципы экономической теории Менделеева проявились уже в первом значительном исследовании, касающемся нефтепромыслов, которые приносили убытки их собственнику В. Кокореву. По просьбе нефтепромышленника, Менделеев поехал в Баку, изучил ситуацию и предложил усовершенствования, которые позволили резко повысить эффективность промыслов. Однако ученый не ограничился этим. Несколько лет он занимался этой проблематикой, даже ездил изучать дело в США. В результате себестоимость пуда нефти уменьшилась в пять раз, добыча ее увеличилась многократно, и перестали завозить бензин из Америки.
После этого уже правительство поручило Менделееву выехать в Донбасс, изучить ситуацию там и сделать добычу угля рентабельной. В то время местные предприниматели каждый в одиночку пытались добывать уголь на своих крохотных копанках, часто себе в убыток. Рентабельным оно могло быть при больших объемах добычи, а это было невозможно без рынка сбыта и путей сообщений. Потому и приходилось возить уголь в Россию из Англии.
25 февраля 1888 года ученый прибыл в Харьков, где вместе с местными инженерами разработал программу поездки по Донбассу. Затем посетил рудники Ясиноватой и Юзовки, взял пробы газа в Макеевском руднике, побывал вблизи станций Харцизск и Гавриловка. Но снежные заносы вынудили его 17 марта вернуться в Петербург.
А в конце марта он снова выехал в Донбасс, через Харьков и Екатеринославль, где посетил металлургический завод. Уже 2 апреля он прибыл в Горловку, 5 апреля побывал на рудниках, солеварном заводе и соляных копальнях вблизи Бахмута, потом – на коксовых заводах вблизи Голубовки (Кировск), а 7-го выехал из Лисичанска в Луганск. Там провел совещание с горными инженерами и посетил рудники, а 14 и 15 апреля был в Ростове-на-Дону, где с городским головой обсуждал вопросы углубления русла реки Северский Донец для использования ее с целью судоходства.
В мае он доложил о поездке в Донбасс в Отделение химии Русского физико-химического общества, написал докладную записку правительству «О мерах по развитию донецкой каменноугольной промышленности» и направил императору Александру III записку «Первейшая надобность русской промышленности».
«Будущая сила, покоящаяся на берегах Донца»
Ученый видел богатейшие природные ресурсы Донбасса. Но нужно, чтобы их увидели другие, и он садится писать большую научно-популярную статью «Будущая сила, покоящаяся на берегах Донца». В ней он пишет: «Один Донецкий бассейн в состоянии отопить углем, оковать железом, засыпать содою всю Западную Европу». Потенциальные рынки имеются. Чтобы развивать промышленность и сбывать ее продукцию, нужен транспорт и специалисты, а значит, система образования. Но, чтобы конкурировать с потоком иностранных товаров, нужна политика протекционизма. Ключевые вопросы обозначены, нужно искать пути их решения.
И в конце июня Менделеев снова едет в Донбасс изучать проблему судоходства, проезжает на лошадях по течению Северского Донца от г. Изюма до Каменска-Шахтинского, чтобы убедиться в пригодности этой реки для вывоза угля.
«Будущая сила» становится настоящей
Поездка Менделеева в Донбасс коренным образом изменила судьбу края. Особое влияние имело внедрение протекционистской политики. О практических результатах ученый пишет в письме императору Николаю II в 1897 году, указывая, что чугуна в 1886 году выплавлялось едва ли 32 млн пудов, а в 1896-м больше 95 млн пудов. Такими были и рост «каменноугольного дела, машиностроения и многого другого».
Активизировалось строительство железных дорог, к которому активно призывал и чему способствовал Менделеев. Если на Екатерининской железной дороге с 1872 по 1891 год было проложено 20 железнодорожных веток, то с 1891 по 1901 год – 91. За десятилетие было проложено более 21 тысячи верст новых железных дорог. В 1895 году железная дорога соединила Лисичанск с Купянском. Донбасс стал одним из наиболее развитых по транспортным возможностям районов Европы. А вскоре и промышленным центром угледобывающей, металлургической, химической отраслей.
Развитие железных дорог вызвало необходимость в железнодорожной станции Рубежное, возле которой построили завод «Русско-краска» и поселок при нем, выросший в город Рубежное. А вскоре невдалеке вырос и завод «Коксобензол» (химзавод «Заря»). В самом Лисичанске производство соды вызвало оживление производства стекла. А производство соды нуждалось в добыче и транспортировке соли и мела.
Стоит хотя бы кратко вспомнить об одной из оставшихся нереализованной в полной мере, по крайней мере, в Донбассе, идее, о которой Менделеев заговорил после посещения Лисичанска. В записной книжке ученого появляются заметки о возможном применении здесь подземной газификации угля. В «Будущей силе» он писал: «Кажется, можно и хорошо вместо выемки угля его превращать прямо в земле в газ СО в особых подземных генераторах, и этот газ выводить и развозить далеко…». В 1933 году на лисичанской станции «Подземгаз» получили сотни миллионов кубических метров газа и первый опыт газификации маломощных угольных пластов. Этот опыт использовали и развили в Подмосковном угольном бассейне, где за газификацию угля дали Сталинскую премию. Планировалось широко развернуть работы по подземной газификации угля в Донбассе, Кузбассе и даже в Арктике. Но работы приостановила война.
А сегодня, когда цена природного газа неудержимо растет, об этой идее Менделеева вспомнили и начали прорабатывать проекты получения синтез-газа для производства химической продукции из недавно открытых месторождений угля на севере Луганщины.
Промышленный Донбасс, в том числе и Лисичанск, стали таковыми благодаря той силе, «покоящейся на берегах Донца», которую пробудил Д.И. Менделеев. Заслуги ученого в развитии угледобычи, металлургии, химии, транспорта и иных технологий в Донбассе переоценить невозможно.
© Сергей Каленюк, краевед, специально для «РГ»
«Даешь город Менделеев!»
Из «колыбели Донбасса», как раньше любили называть Лисичанск, в начале ХХ века «отпочковался» город Рубежное, а еще через полвека – и Северодонецк. В 60-х годах ХХ века заговорили о Лисичанско-Северодонецко-Рубежанской агломерации и слиянии городов в единое целое.
Экономической базой агломерации были отрасли, которые опекал Менделеев.
Планировалось, что это будет город будущего, на предприятиях которого будут работать и перевоспитываться те, кто еще не соответствовал представлениям о человеке будущего.
И именно тогда воровской жаргон пополнился выражением «сослан на химию». Дело в том, что для отбывания срока «на стройках народного хозяйства» в лисичанский «треугольник» направляли осужденных, приговоренных к «принудительным работам», пополняя ими рабочий класс местных шахт и химических заводов. После отбывания «химии» многие из них оставались здесь жить, обзаводились семьями.
Поэт Семен Венцимеров в 60-е годы прибыл на «комсомольскую стройку» в Северодонецк и работал на химкомбинате, но долго не задержался. Позже воспоминания об этом периоде нашли место в его поэтическом творчестве:
Город многих строек, город многих «химий» …
От наколок синих белым днем темно.
От разборок урок жутковато шибко.
Как бы уберечься, не угодить впросак.
Вот и верь газетам. Эх, моя ошибка:
Строек комсомольских не видал, чудак?
«Уголовный контингент» должен был работать на предприятиях Менделеева и жить в специальных общежитиях. А местные жители работали бы в сфере обслуживания и специалистами на тех же предприятиях. Однако этим планам «кремлевских мечтателей» не пришлось осуществиться.
Нет и города Менделеева на берегах Северского Донца. Когда в 1950 году потребовалось как-то назвать поселок при Лисичанском химкомбинате, среди вариантов названия поселка был и Менделеевск. Однако утвердили Северодонецк.