Правила жизни – Луганск: Николай Гапочка «Овладеваю искусством выхода из власти»

Правила жизни – Луганск: Николай Гапочка «Овладеваю искусством выхода из власти»Аксакал луганской политики, недавно вернувшийся в областной политикум в роли советника губернатора, в эксклюзивном интервью «Реальной газете» рассказал о своих правилах жизни

 

О природе власти

Не так сложно войти во власть. Тяжело из нее, проклятой, выйти. А ментальность наша славянская такая: мы должны во власти либо умереть, либо чтоб нас выгнали. Третьего мы не допускаем! Я уже 7 лет нахожусь в глубочайшем тренинге – овладеваю искусством выхода из власти. Поверьте мне на слово, это требует больше сил, нервов и характера, чем ее достижение.

Мы по 20-30 лет карабкаемся по столбу власти, срывая ногти и кожу. Потом, достигнув вершины, смотрим вниз: спускаться-то больно! И пытаемся любыми путями уцепиться. Человека выгоняют из кабинета, а он за дверки держится. Потом забегает внутрь, сворачивает линолеум: «Я ж его ложил!..».

 

О Верховной Раде

Был бы я более конъюнктурным, до сих пор бы сидел в парламенте. Но мне Господь отмерил одну каденцию в Верховной Раде. Сразу возникла проблема: мы, луганские депутаты-мажоритарщики 4-го созыва, шли под лозунгом создания «Луганской группы». Из 12 мажоритарных округов мы победили в 11-ти. Для создания полноценной группы
в парламенте нужно было 14 человек. Плюс к этому наши 11 депутатов стали разбегаться: Людмила Кириченко ушла в «Регионы», задергались еще несколько, в итоге осталось девять.

Я стер ноги до колен, набрал 13 человек, а 14-го взять мне не дают! Плюс Юлий Яковлевич Йоффе, который сам ушел в «Трудовую Украину», мне говорит: «Я был у президента, Кучма твою идею не поддерживает». И вот, в предпоследний день весенней сессии Кучма собрал совещание. «Клепают» меня Тигипко, Литвин, глава Аграрной партии Гладий, «дед» Кравчук, Пустовойтенко, все лидеры фракций: «Це мій! А це мій!» – пытаются нашу группу раздерибанить. Я сжался весь, поднимаю руку: «Дозвольте мені, неосвідченому, слово». Кучма разрешил. Говорю ему: «Леонид Данилович, я нормальный, адекватный человек, понимаю политическую целесообразность. Как Вы скажете, так я и поступлю. Но у Луганщины до этого не было своей депутатской группы, нас избиратели поддержали, потому что мы вышли с этой идеей. Решать Вам». И замолчал. Президент молча поднимается и говорит в зал: «Я його підтримую». Немая сцена. Эти аксакалы уже комитеты между собой разделили, а тут выскочил какой-то Гапочка.

На следующий день вызывает меня спикер Литвин и спрашивает: «Вы точно не передумали?». «Не передумал, – отвечаю. – Пусть нас будет мало, но я Вам обещаю, что сыграю виртуозно свою мелодию, как Паганини – на одной струне». Литвин позвонил бывшему сумскому губернатору Щербаню, и мы в последний день зарегистрировали свою парламентскую группу – с людьми из Киева, Харькова, Кировограда, Крыма вместо тех наших, которые разбежались.

По сути, у нашей группы, в которую входили Пустовойтенко, Надрага, Фоменко и другие, была «золотая карта». И Ефремов, и Тихонов говорили, что области стало работать легче. Но потом приняли конституционную реформу 2004 года с отменой «мажоритарки», мои депутаты пришли ко мне: «Что будем делать?». Я пошел к Морозу, потом к Литвину, но они не гарантировали, что вся моя группа пройдет в новый парламент, обещали место в списке только мне лично. И лишь после консультаций с руководством области я пошел к Тимошенко, она пообещала провести всех моих коллег. И мы, 10 человек из 14, заходим к ней во фракцию. Эффект был как от разорвавшейся бомбы.

И на Луганщине меня люто разлюбили! Хотя я не мог поступить по-другому, потому что был обязан людям, которые все это время в Верховной Раде приносили пользу Луганской области. Посидел я два месяца в «Батькивщине» и понял, что это была ошибка. Никакой самостоятельности депутатской, всем заправляют ортодоксы, я для них был чужой. Я два раза протестно проголосовал, не так, как фракция – один раз за назначение Медведько генпрокурором, второй раз за бюджет. И Юля нас выбрасывает – и меня, и Астрова-Шумилова, и Головатого.

Но я без претензии, дисциплина есть дисциплина. А был бы конъюнктурщиком, и сейчас сидел бы в Верховной Раде, отдав им карточку – как Баграев или Вася Хмельницкий.

 

О прошлых выборах

Я еще в 2012 году понял, что будет второй Майдан.Решил опять пойти в Верховную Раду только после того, когда вернулась мажоритарка – в 2012 году. Но всех, кто пытался выдвинуться против воли лидера фракции ПР Ефремова, начали «прессовать» с заведением уголовных дел: Гацко, Струка, Мартыненкова…

Я знал, что по своему старому округу (Станица, Марковка, Меловое, Беловодск, Новопсков, Славяносербск и г. Счастье – треть области!) я спокойно побеждал – соцопросы давали 54%. Но Семье нужно было где-то «спрятать» Демишкана, и Янукович Ефремову жестко поставил задачу: «Провести!» Я понял, что нельзя выдвигаться – и не потому, что испугался. Во-первых, уже тогда я почувствовал, к чему все идет, что через год-полтора вся Система посыплется. А во-вторых, не захотел подставлять Ефремова, чтобы у него голова осталась на плечах. Сильные люди должны быть великодушными.

Но с округом я все это время работал и помогаю там до сих пор. Меня очень волнует, кто будет новыми главами районов. Понятно, что сейчас идет смена власти, обновление. Но должны прийти не авантюристы, а ответственные за территорию, за людей.

 

О Семье

«Страшные девяностые» годам президентства Януковича в подметки не годятся!В том, что случилось со страной, полностью виновата та власть. Таких мафиозных отношений, таких взяток и поборов, такого страха, как недавно, не было за всю историю Украины. Нас всех Семья предала и продала. У нас даже таксистов ставили из Донецка, а заведующих детским садиком – из Енакиево. Люди стонут!

 

О короткой памяти

В политике у всех короткая память, зато у победы много отцов. С 1997 года, когда я был замгубернатора по селу, я заработал себе огромный авторитет в 17 сельскохозяйственных районах области. Потом обеспечивал прохождение в облсовет «через село» многих наших нынешних лидеров. Прятал их, как Ленина в Шушенском, от бастующих шахтеров – горняки тогда стучали касками под обладминистра-
цией, пенсию в городах платили по 37 грн. с задержками, учителям и врачам платили зарплату водкой. Время было тяжелое, за лидеров от власти – и за меня в их числе – и по тысяче голосов бы не дали!

Все же, мы тогда работали сплоченной командой – Тихонов, Ефремов, Дзонь, Кобитев, Попов и другие, – нам удавалось хоть как-то удерживать от полного краха эту депрессивную зону. Звезд с неба не хватали, но были одержимы желанием спасти регион. И самое главное, мы не пускали сюда рэкетиров из других областей. Многое было сделано в эти годы.

Работая первым замом у Ефремова, я был Малютой Скуратовым и Александром Матросовым в одном лице. Весь негатив оттягивал на себя, на свою приемную: хоронил шахтеров с Суходольской шахты и 19-го партсъезда, ходил по дворам, просил у вдов прощения за державу. Я вернул в собственность государства
«Облэнерго», вытянул «Луганову», Луганский мясокомбинат, «Добродию», Луганский хладокомбинат, «Агроптаху»… Но у всех короткая память, а у старых побед сегодня много отцов.

Повторю, команда у нас была хорошая, а развалилась она тогда, когда сделали слишком большой крен в сторону донецкого вождя. Клан Ефремова подмял под себя регион и фактически сдал интересы области Семье.

(цитирует Лермонтова)

А вы, надменные потомки

Известной подлостью прославленных отцов,

Пятою рабскою поправшие обломки

Игрою счастия обиженных родов!..

Вы, жадною толпой стоящие у трона,

Свободы, Гения и Славы палачи!

Таитесь вы под сению закона,

Пред вами суд и правда – всё молчи!..

– Это о нас писал классик.

 

О новой команде

Сейчас в область пришли нормальные люди, не карманные – не мои и не Ефремова. Я благодарю Бога за то, что он направил киевскую власть дать сюда нормальное руководство! Нам повезло больше, чем людям в Донецке, Харькове и Днепропетровске, ведь там новая власть – источник раздражения. Новых назначенцев можно ругать до бесконечности, но они знают территорию, людей, смогут сделать полезные дела своими руками, без подсказок.

Я работал с Михаилом Васильевичем Болотских (новый губернатор. – «РГ»), когда привели его на начальника областного МЧС, он знает меня в деле. Как только он появился в Луганске, я позвонил губернатору, поздравил с тяжким крестом – счастья здесь мало, а радости тем более. Сказал ему: «Я тебе желаю одного – здоровья. А ум и знания – это дело преходящее, можешь позаимствовать у других. Тех, кто рядом с тобою». Это правильно, нужно создавать свою команду и пользоваться знаниями и авторитетом умных людей.

И поэтому я заявил Михаилу Васильевичу, что не хочу никаких должностей. Но я готов спина к спине, как в драке, стоять с ним для дела, для области. Поэтому мне дали полномочия внештатного советника. Я с губернатором общаюсь, говорю свое виденье, предлагаю идеи – по селу, по кадрам, по другим моментам. Ни в коем случае не навязываю свое мнение и не расставляю людей!..

Вот пришла Ирина Веригина – ну, человек, пришел и пришел. Я имел с ней часовую беседу, спрашиваю: «Ты знаешь, что такое первый зам? На твои хрупкие плечи завтра свалится вся тяжесть в области. Сегодняшняя эйфория быстро пройдет»… Но наши люди, я обращаюсь в первую очередь к читателям газеты, должны проявить терпимость: лучше наш первый зам, из области, чем если нового Гузара из Львова пригласят, перед которым Данилов бегал на полусогнутых.

Ни Болотских, ни Стосю, ни Гуславскому на Луганскую область не плевать, здесь их корни.

 

О луганском эксперименте

У нас есть шанс выйти из штопора сепаратистских настроений:нужно вырвать у центральной власти полномочия, о чем Восток говорит уже 10 лет! Но абсолютно ничего пока сделано не было. И сегодня нами готовится концепция, которая может цивилизованно, путем передачи управления, полномочий, разрешительной системы помочь региону подняться. Чтобы мы могли сами торговать углем и металлом, понимаете? Пример: пусть наши луганские частные шахты и мини-шахты, сегодня добывающие уголь для ТЭС и производящие в итоге 1,5 млрд кВт энергии, не будут изнасилованы поборами на всех уровнях, пусть оставляют налоги в Луганской области! Помните слитки и часы Министра топлива и энергетики Ставицкого? Там есть и золото, которое в виде поборов собирали с наших угольщиков. В это время на государственных шахтах прокручивались миллиарды впустую – на откатах, сомнительных поставках и дотациях. Так нужно частникам дать права, пусть миллионы на угле для Луганской области зарабатывают!

Соболев говорил: «Мы дадим Крыму полномочий, сколько они захотят». Но не успели, и Россия проглотила Крым. Сегодня есть возможность сделать в Луганской области пилотный эксперимент по передаче полномочий местным властям, и тем самым снять напряжение в регионе. Я предложил подать такой проект от губернатора. И посмотрим, как новая власть в Киеве на него отреагирует.

 

О войсках на границе

Разговоры об оккупации не обоснованы.Путин забрал Крым, но больше сюда не сделает ни шагу. Россия подтянула войска к границе, потому что не дай Бог наши киевские деятели примут решение о вступлении в НАТО – и сразу же войска Путина будут здесь стоять. Они не допустят, чтобы на ВВАУШе сели американские беспилотники и стояли установки ПРО. НАТО – это полная потеря государственности для нас, запомните. Из нас сделают «пояс шахида», потенциальных смертников Европы. Потому поляки так Ющенко обнимали, а теперь обнимают Арсения – да им нужно американские установки ПРО перенести со своей территории на нашу!

 

О митингах

Эмоциональный всплеск народа сегодня никто не гасит. Я ходил, смотрел на митинги в Луганске. Это самый настоящий выплеск задавленных эмоций – власть всех уже достала! Плюс идет подогрев из-за экономического спада. Сейчас начнутся разрывы по зарплатам и пенсиям… За последний месяц наши зарплаты и пенсии «похудели» на треть!

Янукович неспроста на пресс-конференции заявил, что пока на Донбассе у людей есть работа и зарплата, они спокойны. Но не дай Бог ситуация ухудшится, тогда наш пролетарский дух проявит себя со всей злобой и ненавистью. Когда еще в Петрограде не было революции, на заводе Гартмана ходили вооруженные отряды большевиков. А история, как известно, идет по спирали.

 

О прогнозах

В сентябре-октябре нас ждут парламентские выборы. Президентские выборы в мае состоятся, но они не принесут существенных изменений. Но президент, который придет, скорее всего, распустит парламент. Здесь тоже стоят десятки вопросительных знаков. Сегодня фактически разрушена Партия регионов, она не получит и десятой доли той поддержки, что имела. В коалиционной «тройке» уже полный развал, потому что все себе забрала «Батькивщина». Сформируются новые партии. Есть такое выражение: опытный – значит, вредный. А у нас пока везде сидят опытные, висят на стране мертвым грузом.

У нас в стране настоящая перезагрузка произойдет уже после этих парламентских выборов. И если мы хотим провести в Раду новую «луганскую группу», нам нужна только жесточайшая консолидация всех сил – не партийная, не политическая, а здравых людей, которым небезразлична судьба региона.

Сергей Караваев