18 мая состоялось первое заседание наспех сформированного парламента Луганской народной республики. Делегатов выбирали в этот же день на митингах во всех районах области. Вечером около 19:00 они прибыли в здание захваченной облгосадминистрации в количестве 108 человек. Спешку представители «Армии Юго-Востока» объяснили просто: существенная часть республики «занята оккупационными войсками». Однако вопросы, рассматриваемые на сессии, спешки никак уж не терпят, на чем настаивали некоторые делегаты. Тем не менее, сессия состоялась, и кое-кто уже успел окрестить ее исторической
«Народный парламент»
С первого взгляда народный парламент дает понять, что ничего общего с облсоветом и тем более Верховной Радой он не имеет. Во-первых, никакого дресс-кода, во-вторых, гендерно более уравновешен и, в-третьих, – в нем очень много молодежи.
Делегатам раздали копии проекта конституции ЛНР и дали около 20 минут для ознакомления. После чего пресс-секретарь «Армии Юго-Востока» Василий Никитин, которого впоследствии избрали председателем президиума Народного совета, отрыл заседание и предложил следующую повестку дня:
– Рассмотрение и принятие конституции Луганской народной республики;
– Избрание председателя Народного совета (парламента);
– Избрание Главы Луганской народной республики;
– Избрание Главы правительства ЛНР.
Из зала сразу последовало предложение отложить рассмотрение конституции, так как для ознакомления с ней не было дано достаточно времени.
– Коллеги, мы специально дали вам время для прочтения до начала сессии, – ответил Василий Никитин. – Мы будем сидеть здесь до тех пор, пока не примем конституцию. Это очень важно.
Основной закон ЛНР
Делегаты рассмотрели, как могли, каждую статью конституции, попутно внося поправки, которых, к слову, было немало. Всего в законе 86 статей, они вместились на 38 страницах печатного листа А4.
Первая поправка коснулась, как полагается, языка. К статье 10, которая гласит, что официальными языками республики являются русский и украинский, делегаты добавили, что официальным языком делопроизводства устанавливается русский.
«Законодатели» утвердили целый ряд запретов: на продажу земли, в том числе сельскохозяйственной, на деятельность общественных, политических и религиозных организаций, пропагандирующих насилие, фашизм и национализм. Также совет ввел цензуру, однако только «в случаях, предусмотренных законом», и установил уголовную ответственность за клевету.
Документ был принят за основу и носит временный характер с перспективой дополнений и изменений.
Новое руководство
Председателем парламента из семи кандидатов был избран член штаба «Армии Юго-Востока» стахановчанин Алексей Карякин.
После 10 вечера традиционно в окружении автоматчиков в зал вошел Валерий Болотов. Его единогласно и безальтернативно избрали главой ЛНР. В помещении опустили занавески, вероятно, чтобы уберечь «народного лидера» от снайперов, Болотов присягнул народу «республики» и тихим, усталым голосом рассказал о своих планах на новом посту. «Президент» заявил, что сосредоточится на экономических вопросах, промышленном развитии и укреплении связей с Россией, а также вхождении в Таможенный Союз. При этом он не исключил налаживания отношений с Киевом.
Другая ключевая позиция – председатель правительства – досталась Василию Никитину. В своем выступлении он не исключил в будущем объединения с Донецкой народной республикой, однако первоочередной задачей обозначил защиту ЛНР от военной агрессии.
Олег Чанкотадзе