В течение 9 месяцев «мы сможем запустить Лисичанский нефтеперерабатывающий завод», пообещал на встрече с избирателями в Луганской области глава политсовета партии «Оппозиционная платформа – За жизнь» Виктор Медведчук. Насколько это возможно?
Александр Белокобыльский, “РГ”
Накануне местных выборов во время поездки в Луганскую область Виктор Медведчук заявил избирателям Луганской области, что Лисичанский нефтеперерабатывающий завод может быть запущен в ближайшее время. Запуск предприятия, которое законсервировано с 2012 года, по его словам, даст около 2 тысяч рабочих мест, а также миллиарды гривен поступлений в местный и государственный бюджеты.
«Мы эту задачу, которую решали многие месяцы, я бы сказал даже более года, считаю, что решили, и наша партия берет обязательства завершить эту работу с запуском Лисичанского нефтеперерабатывающего завода», – цитирует главу политсовета ОПЗЖ ZIK.
Обещание более чем значимое для жителей Лисичанска. Химический гигант кормил не только их город, это предприятие обеспечивало чуть ли не треть объема производства всей области до того, как российские инвесторы его законсервировали.
Обещание Медведчука растиражировали как местные и всеукраинские СМИ, так и пользователи соцсетей. Новость набрала сотни репостов в местных сообществах и у пользователей региона. Но насколько выполнимо обещание Виктора Медведчука?
Кому принадлежит ЛисНПЗ?
Считается, что НПЗ в Лисичанске принадлежал российской государственной компании «НК «Роснефть», которая с мая 2018 года находится в Украине под санкциями. Также СМИ сообщали, будто «Роснефть», избавляясь от активов в Украине, продала Лисичанский НПЗ структурам, близким к Виктору Медведчуку.
Если предприятие принадлежит «Роснефти», то запуск его исключен ввиду санкций. Если же он в сфере влияния Медведчука, – запуск теоретически возможен.
Как выяснилось, ни первое, ни второе предположение действительности не соответствуют. Главным акционером ЧАО «Лисичанская нефтяная инвестиционная компания» была офшорная кипрская компания TNK Management Company Limited, после поглощения TNK-BP «Роснефтью» – Rosneft Management Company Limited (с тем же самым регистрационным номером на Кипре – HE 135637).
Впоследствии в собственности этой компании оставили лишь нефтебазу – ОАО «Лисичанскнефтепродукт» – и продали швейцарской Glusko. И офшор сменил имя на Glusco Energy Management Company Limited (номер в кипрском реестре сохранился тот же), которую СМИ и связывают с Медведчуком.
А ЧАО «ЛИНИК» (которому принадлежит сам НПЗ) был передан другому кипрскому офшору – Rosneft SH Investments Limited. Эта компания, согласно данным аналитической системы YouControl значится основным собственником предприятия (более 95% акций) и теперь. Руководящие должности в офшоре занимают люди, засветившиеся в руководстве подразделений «Роснефти». Но формально к этой кипрской компании никаких санкций Украина не применяла.
Таким образом, запустить предприятие собственник при желании может. С юридической точки зрения.
Почему не запускали предприятие до сих пор?
Причиной остановки Лисичанского НПЗ в 2012 году называли нерентабельность производства. В начале 2014 год глава «Роснефти» Игорь Сечин упоминал о планах запустить предприятие. Было ли такое намерение в действительности или эта декларация была сделана лишь для того, чтобы вызвать симпатии к РФ, – судить сложно.
После того, как Россией была развязана война на Донбассе, запуск предприятия стал технически невозможен. В Отчете о работе предприятия в 2018 году на официальном сайте, например, поясняется, что производство невозможно восстановить из-за сложностей с восстановлением электроснабжения. Эти сложности связаны были с тем, что единственным источником электроэнергии для подконтрольной правительству Луганщины оставалась Луганская ТЭС в городе Счастье.
Теперь проблема снята: в июле 2020 в регионе открыли мощную электроподстанцию в районе города Кременная (500 кВ), которая строилась несколько лет. С этого момента область перестала быть энергетическим островом.
Главную техническую проблему, которая мешала запустить ЛисНПЗ, сняло государство – правительство и областная власть – подстанцию строили за бюджетные деньги. Здесь роль партии ОПЗЖ и Виктора Медведчука трудно увидеть.
Ждать ли запуска в ближайшее время?
Для возвращения в строй такого химического гиганта, как Лисичанский нефтеперерабатывающий, нужны не только юридическая и техническая возможность (которые, как мы выяснили, есть).
Есть еще две составляющих. Это экономическая рентабельность производства и политическая воля руководства Российской Федерации.
Российское издание РБК задало вопрос о возобновлении производства на ЛисНПЗ компании «Роснефть». Ответ получен отрицательный.
«В настоящее время у «Роснефти» нет планов расконсервации Лисичанского завода», — сообщил РБК представитель «Роснефти». Представитель компании не стал комментировать, с чем может быть связано заявление Медведчука», – пишет издание.
На экономическую нецелесообразность запуска ЛисНПЗ указывает директор Консалтинговой группы А-95 Сергей Куюн. В 2012 году, когда предприятие законсервировали, Украина потребляла 4 млн тонн бензина, в нынешнем году прогноз – 1,9 млн т. Оставшиеся в строю «Укртатнафта» и Шебелинский НПЗ суммарно дают 1 млн т и объемы не наращивают, хотя для этого есть возможность, – рынок моторного топлива полностью насыщен. Лисичанский НПЗ дал бы еще порядка 1,5 млн т. Куда девать излишки топлива? Экспорт? Но неудачное расположение ЛисНПЗ делает дорогой логистику – даже доставку топлива по Украине, не то что экспорт.
«Вывод очевиден: полноценная работа ЛИНИКа будет глубоко убыточной. Кто возьмет на себя эти потери и, главное, зачем?» – пишет Сергей Куюн.
В качестве подтверждения своих политических возможностей Виктор Медведчук приводит снятие российских санкций с некоторых украинских предприятий после его поездки в Москву. Так, как раз на днях, перед выборами получил возможность снова поставлять свою продукцию в Россию Рубежанский картонно-тарный комбинат.
Но одно дело впустить на российский рынок производителей картона и совсем другое – вложить миллионы долларов в запуск заведомо убыточного НПЗ, а заодно платить миллиарды гривен в местный и государственный бюджеты, делая Украину сильнее. Трудно представить, что Кремль идет на такой альтруизм в условиях обвала собственной экономики.
Словом, на сегодня аргументов, подтверждающих заявление Виктора Медведчука о скором запуске Лисичанского НПЗ, не существует.
Вердикт: манипуляция, неправда.