Начав искать подтверждения сотрудничества с оккупационными администрациями ОРДЛО семьи главы ОПЗЖ Виктора Медведчука, «РГ» нашла слабое звено. Ударив по нему, Украина могла бы основательно подкосить бизнес главного агента влияния Москвы в украинском политикуме. Остается вопрос, почему Совет национальной безопасности и обороны не начал именно с этого удара?
Александр Белокобыльский, «РГ»
Указом президента Украины от 19 февраля 2021 введено в действие Решение СНБО о наложении санкций на ряд физических и юридических лиц. Среди этих лиц – персонально народный депутат и лидер партии «Оппозиционная платформа – За жизнь» Виктор Медведчук и его жена Оксана Марченко. Оба они являются кумовьями российского президента Путина, который крестил дочь Медведчука и Марченко.
Международные санкции на Медведчука были наложены давно, поэтому все его компании, по собственному признанию, он переписал на супругу. Нынешний пакет санкций связан с незаконными поставками топлива на неподконтрольную территорию Донбасса компаниями, зарегистрированными на Оксану Марченко, пояснил на пресс-конференции секретарь СНБО Алексей Данилов.
Также, ссылаясь на полученные из РФ и засекреченные на сегодня документы, в правительстве говорят о контроле Виктора Медведчука над нелегальными поставками в Россию всего добытого на территории ОРДЛО угля.
Можно ли найти подтверждения поставок топлива в открытых источниках? И удастся ли обнаружить связь финансово-промышленной группы Медведчука-Марченко с компанией, будто бы контролирующей сбыт угля нелегального угля из оккупированных шахт в РФ?
Нелегальный уголь идет на восток
Уголь, добытый на временно оккупированной территории Луганской и Донецкой области, незаконно вывозится на территорию Российской Федерации. Незаконно – потому, что украинские недра разрабатывают фирмы, не имеющие никаких разрешений на это от правительства, во-первых. Это делает незаконным сам факт добычи и исключает наличие законных документов, с которыми этот уголь можно было бы продать за рубеж.
Во-вторых, решением Кабмина еще в 2015 году были официально закрыты международные пункты пропуска между неподконтрольной правительству территорией Украины и РФ. Соответственно, никакого таможенного оформления уголь не проходит на украинской стороне.
Однако парадоксальным образом он попадает в таможенную статистику Российской Федерации. Поскольку РФ не признает государствами «ЛНР» и «ДНР», настаивая на формулировке «гражданская война в Украине», то и все грузы, пересекающие госграницу России с неподконтрольной территорией, проходят в таможенной статистике как следующие в/из Украины.
В случае с углем в этом легко убедиться. Согласно данным украинской таможенной статистики, в 2020 году уголь в РФ не экспортировался – никакой.
В разделе «База данных» на сайте Федеральной таможенной службы РФ нашлись аж 177 поставок этой номенклатуры грузов с территории Украины. Примечательно, что большинство этих таможенных деклараций – на относительно небольшие грузы, от нескольких сотен тонн до 5 тысяч. Исключение составляют около десятка поставок в Краснодарский край по 20 тысяч тонн. И – 12 поставок в Ростовскую область – от 93 до 320 тысяч тонн!
Общим счетом в течение 2020 года в Ростовскую область поступило 2,5 миллиона тонн угля на сумму 81,1 миллион долларов. В свете этого новое звучание приобретают бодрые рапорты о росте добычи и наращивании экспорта угольными предприятиями Ростовской области. Экспортировала ростовская область уже на октябрь минувшего года 4 миллиона тонн угля. Значительную часть этого объема, вне сомнений, составил именно уголь, ввезенный из ОРДЛО.
Читайте также: Вугілля з Росії: імпорт чи контрабанда з окупованих територій?
Таким же образом сопоставив объемы отправленных в Украину из РФ нефтепродуктов с теми, которые законным образом пересекли таможенную границу, можно вычислить объемы поставок на оккупированные территории Донбасса.
Проблема в том, что в публичном доступе отсутствуют названия компаний, которые вывозят уголь с неподконтрольной территории и поставляют ГСМ в ОРДЛО.
«Не виноватые мы»
Адрес АО «Новошахтинский завод нефтепродуктов» («НЗНП») – Ростовская область, Красносулинский район, Киселевское Сельское Поселение, 882 Км+700 М Автомагистрали М-19 «Новошахтинск – Майский». Это меньше 10 километров от государственной границы РФ с Украиной. Точнее, с неподконтрольной ныне территорий ОРДЛО.
Руководство НЗНП выступило уже с опровержением, мол, их структуры никогда не занимались поставками топлива в т.наз. «народные республики», на сайте предприятия появился официальный текст заявления:
Детальные исследования этой группы аффилированных компаний публиковала российская «Новая газета» в материале «Жена кума президента и большая нефть». Среди прочего там упоминается о победе предприятия в конкурсе на разработку Гавриковского месторождения в Ханты-Мансийске – в нем компания «НЗНП Трейд» победила структуры «Газпром Нефти» и «Роснефти». Было бы удивительно, если бы лакомый кусок снабжения топливом непризнанных «республик» такая могущественная фирма отдала кому-то другому. Тем более, что завод – у самой границы.
И, конечно, многозначительным выглядит увеличение прибыли компании в 2019 в шесть раз. Как раз в это время в ОРДЛО окончательно прекратились перебои с бензином и дизтопливом, которые сотрясали «республики» до этого регулярно.
Санкциями по обходу санкций
Мы же прошлись по списку связанных с нефтяным бизнесом в Ростовской области предприятий семьи Медведчука из его декларации и обнаружили несколько любопытных фактов. Пусть и не указывающих на торговлю топливом в ОРДЛО.
Компаний, завязанных на НЗНП – четыре:
- ООО «Юг Энерго»
- ООО «Роузвуд Шипинг» (морские перевозки нефтепродуктов)
- ООО «Торговый дом НЗНП»
- АО «Новошахтинский завод нефтепродуктов»
- ООО «НЗНП Трейд» (добыча нефти с адресом регистрации в Ханты-Мансийском автономном округе, Тюменская область)
«Юг Энерго» выступает учредителем «Торгового дома НЗНП» и «Роузвуд Шипинг». Само ООО «Юг Энерго» учреждено московским АО «Ренессанс» с кипрскими акционерами (60%), еще 7% у АО НЗНП, а 33% – у некоего АО «Ньюойл».
То же АО «Ренессанс» имеет долю в 61% в ханты-мансийском добывающем ООО «НЗНП Трейд», 25% держит Наталия Лавренюк, которую СМИ называют гражданской женой партнера Виктора Медведчука – Тараса Козака.
Примечательно, что в открытом доступе не нашлось мажоритарных акционеров АО НЗНП – самого завода нефтепродуктов, так же как и АО «Ренессанс». Указаны лишь по одному миноритарию с пакетом акций менее полпроцента.
Еще летом 2019 связь семьи Медведчука с нефтяным бизнесом в Ростовской области и ХМАО изучали журналисты ТСН. С тех пор структура несколько изменилась, но неизменными остались названия кипрских офшоров.
В годовой декларации, которую народный депутат Виктор Медведчук подал в мае 2020, основными источниками доходов семьи значатся два кипрских офшора, записанных на Оксану Марченко. Сам Медведчук получил от Ventolor Holding Limited без малого 21 миллион гривен в качестве «выплаты по гражданско-правовому договору» и еще 33,4 миллиона как «премию». Оксана же Марченко получила дивидендов Tumillon Investments LTD 258,6 миллионов гривен.
Впрочем, как говорил в том же 2019 Виктор Медведчук в эфире телеканала NewsOne, «Оксана Марченко, моя жена, не занимается бизнесом. Она владеет бизнесом, а управляю я. Почему я не могу владеть бизнесом? Потому что мои “любимые” американцы в марте 2014 года ввели в отношении меня санкции».
По просьбе РГ морской эксперт, главред интернет-издания BlackSeaNews и руководитель Института черноморских стратегических исследований Андрей Клименко проанализировал трафик судов, принадлежащих компании «Роузвуд Шипинг» и еще одной мальтийской судоходной компании, которая в декларации Виктора Медведчука записана на жену – SUNOR LTD.
– Среди судов, которые им принадлежат, большинство относительно небольших танкеров максимальной вместимостью 5-6 тысяч тонн, это суда класса «река – море». Но есть и три супертанкера длиной около 220-260 метров и вместимостью от 70 тысяч до 110 тысяч тонн, это огромные суда – Boray, Sanar 7 и Sanar 8. Трафик судов выглядит таким образом. Супертанкеры приходят на неофициальную рейдовую стоянку в нейтральных водах Черного моря неподалеку от Керченского пролива. А из российских портов Азова к ним подвозят нефть меньшие танкеры. В открытом море происходит перекачка нефти в супертанкеры, и те отправляются в порты «первого мира». Судя по заходам этих танкеров-гигантов, они доставляют нефтепродукты в такие страны, как США, Франция, – анализирует Андрей Клименко.
Примечательно, что практически все суда компаний – новые. Большинство построены после 2000 года, некоторые – в 2010. Но, разумеется, в наполнении супертанкеров могут принимать участие танкеры не только этих двух компаний.
Как к углю привязали Медведчука
СНБО Украины утверждает: у него достаточно доказательств, что компания ООО «Торговый дом «Донские угли» получила статус единого продавца всего угля, поступающего из ОРДЛО в Россию, и того, что эта компания входит в сферу влияния Виктора Медведчука. В публичной плоскости эти два тезиса подтверждаются на сегодня не очень убедительными аргументами.
О монопольном положении «Торгового дома «Донские угли» в торговле нелегальным углем из ОРДЛО изначально сообщили анонимные Telegram-каналы, якобы осведомленные о внутренних процессах в «ЛНР», «ДНР» и закулисье РФ. Первое сообщение вбросил еще 17 января канал «ВЧК-ОГПУ». А затем 21 января на канале «Луганск Оперативный» в подтверждение этих сведений опубликован будто бы скан письма за подписью директора компании – Сергея Лисогора.
Фото документа в плохом качестве, едва достаточном, чтобы разобрать текст. Низкое качество изображения зачастую свидетельствует о подделке. Понижением качества часто пользуются для маскировки деталей, которые могут выдать фейк.
Вал публикаций о том, что на деньги от торговли углем из ОРДЛО и финансируются телеканалы, близкие к Виктору Медведчуку, сопровождал закрытие телеканалов «112 Украина», NewsOne и ZIK. Авторитетные издания «Зеркало недели», «Украинская правда» и «РБК-Украина» написали об этом со ссылками на свои источники в Службе безопасности Украины.
Также в качестве аргументов приводилась, как правило, цитата из упомянутого выше сообщения Telegram-канала «ВЧК-ОГПУ», что «ООО «Торговый дом Донские угли», учредители Маслюк Александр Николаевич (близкий Медведчука В.В.) и Донченко В.А. (таксист из Гуково, подконтрольный Назарову С.М.)».
И еще упоминаются сведения из российских систем поиска бизнес-информации. Директор «ТД «Донские угли» Сергей Лисогор в них значится директором еще одной фирмы, и у нее «на основании исторических сведений Федеральной налоговой службы РФ, в качестве связанных лиц фигурирует компания ИК «Таврия-Север». Ее учредителем указана кипрская Ventolor Investments Limited, которая принадлежит Оксане Марченко – жене Виктора Медведчука».
Проверка связи
Подробностей об учредителе «Торгового дома «Донские угли» Маслюке и его связях с Виктором Медведчуком найти не удалось. Но вот Сергей Лисогор действительно работал в ООО «ИК «Таврия-Север». И эта компания, действительно, принадлежит Оксане Марченко.
Выяснить это не составляет труда: и «Таврия-Север», и ее учредитель, кипрская «Вентолор Инвестментс Лимитед» (прямо вместе с российским кодом ОГРН первой, и с регистрационным номером второй) указаны в декларации народного депутата Украины Медведчука Виктора Владимировича. Их конечным бенефициаром значится его жена, Оксана Марченко.
На некоторых российских бизнес-ресурсах выложена достаточно подробная информация о компаниях. Так, на сайте «Чекко. Проверка контрагентов» указано, что вид деятельности «ИК «Таврия-Север» – строительство жилых и нежилых зданий. Уставный капитал ООО – 100 миллионов рублей, чистая прибыль за 2019 год – 5,15 миллионов руб. (на 1,5 млн больше, чем в 2018). При среднесписочной численности работников – 1 человек.
Этим-то одним человеком и был Сергей Лисогор. Гендиректором (и единственным сотрудником) он стал 16 мая 2019 года и находился в должности до 30 сентября 2020. Накануне его вступления в должность произошли изменения в составе учредителей: предшественница Лисогора, Инна Палий вышла из их числа со своей долей 0,01% (10 тысяч рублей), а Сергей Лисогор получил ту же долю в уставном капитале.
Не имея других подтверждений связи «Торгового дома «Донские угли» с бизнесом семьи Медведчука и Марченко, должны сказать, что последующее трудоустройство Сергея Лисогора в одной из их компаний выглядело бы логичным. Сравнить хоть с его предшественницей в «ИК «Таврия-Север» Инной Палий.
Инна Владимировна Палий возглавляла ООО с создания в июле 2017 до 16 мая 2019. На момент регистрации «ИК «Таврия-Север» она была гендиректором (с апреля 2016) другой компании жены Виктора Медведчука – ООО «Таврия-Инвест». И руководителем ее осталась после сдачи дел Лисогору в московской фирме «Таврия-Север».
И да, «Таврия-Инвест» тоже указана в декларации Виктора Медведчука.
Анонс новых санкций
Из декларации нардепа Медведчука следует, что на его жену Оксану Марченко зарегистрированы два предприятия в оккупированном Крыму. Одно из них, ООО «Укрснаб» существует с 2003 года (в украинском правовом поле – ТОВ «Укрпостач»), и перерегистрировано в российской оккупационной администрации в августе 2014. Второе же предприятие, ООО «Таврия-Инвест» создано уже через год после оккупации Крыма – 31 марта 2015.
Единственным учредителем ООО «Укрснаб» выступало ООО «Инвестиционная компания «Укркапитал». Впоследствии «Укркапитал» совместно с двумя другими ООО, «Инвестиционная компания «Спорт-Тур» и «Инвестиционная компания «Терра-Инвест» учреждают ООО «Таврия-Инвест». Последней и переходит в дальнейшем роль учредителя «Укрснаба».
Трех этих инвестиционных компаний-учредителей нет в российских реестрах, зато они есть в декларации нардепа Виктора Медведчука, у них указаны украинские коды ЕДРПОУ и украинские адреса. То есть: три украинские компании семьи Медведчука сознательно совершали правовые действия в оккупированном Крыму, а учрежденные ими компании платят налоги оккупантам.
Уставный капитал ООО «Таврия-Инвест» – 1,172 миллиарда рублей. Адрес ООО совпадает с адресом крымской недвижимости «Укркапитала», который указан в украинском Госреестре имущественных прав на недвижимое имущество: Крым, г. Ялта, пгт Гаспра, шоссе Алупкинское, дом 25.
Интересно в то же время, что на украинской Публичной кадастровой карте участок по этому адресу не имеет номера, то есть земля – все еще муниципальная. Однако на российской кадастровой карте участок выделен.
Проектировала 18-этажный отель премиум-класса для компании Виктора Медведчука киевская строительная компания «Триумф», она же выступила и генеральным подрядчиком. На сайте фирмы есть фото различных этапов строительства.
Судя по спутниковым снимкам Google Earth, работы начались между 2007 и 2012 годом. В любом случае на момент начала оккупации монолитный каркас и «коробка» здания в целом были уже готовы. Однако работы не были заморожены и в дальнейшем.
В ноябре 2020 целый международный скандал разгорелся из-за участия австрийского архитектурного бюро Coop Himmelb(I)au в проектировании оперного театра в оккупированном Крыму. Этим делом заинтересовались в Брюсселе, австрийский МИД начал проверку, материалы рассматривает прокуратура.
Украина инициирует международные санкции даже к судам, которые заходят в порты оккупированного Крыма, и их владельцам.
И в то же время такой конфуз: украинский же политик, депутат Верховной рады Украины открыто ведет бизнес на оккупированном Российской Федерацией полуострове Крым, декларирует зарегистрированные там компании – и все это при практически нулевой реакции государства Украина.
В то же время есть вероятность, что этот крымский бизнес Виктора Медведчука, наконец-то заметят. Вскоре после закрытия близких к политику телеканалов президент Владимир Зеленский опубликовал на своем Telegram-канале видео, в котором заклеймил бизнес, работающий с оккупантами:
– Все те, для кого бизнес с этими территориями (Крымом и Донбассом. – РГ) является нормой, те, для кого поддерживать связи с незаконными формированиями и псевдоструктурами на этих территориях является нормой, – все они составляют угрозу Украине. А значит, страна будет с ними бороться, – пообещал Зеленский 5 февраля 2021.
Вскоре последовали санкции в отношении Виктора Медведчука, Оксаны Марченко и ряда их компаний. Но далеко не всех. Так, обделены оказались санкциями и российские компании четы в Крыму, и их киевские компании-учредители, и кипрские учредители киевских учредителей – и так вплоть до самых главных источников дохода, по цепочке.