Марш равенства по-восточному

Марш равенства по-восточному

Марш равенства по-восточномуСколько еще переселенцам придется подтверждать свой статус граждан Украины?

Этим летом большинство из так называемых вынужденных переселенцев (многих из них уже язык не поворачивается назвать «временными») отмечают уже вторую годовщину своего странного статуса. Многие покидали свои горящие города летом 2014-го на «две недели», растянувшиеся уже на два года.

Яна ОСАДЧА специально для «Реальной газеты» 

Донбасские характеры

Что это были за два года? Годы отчаяния, ностальгии и мыканий, или все же годы становления людей, променявших свои дома на гордый статус «гражданин Украины»? В 2014-м из Луганска и Донецка бежали многие – бежали, куда глядят глаза и в разные стороны. Когда накал боевых действий спал, люди начали возвращаться домой. А в Украине остались те, для кого понятие «дом» – это чуть больше, чем стены. Остались в основном люди, считающие себя украинцами, причем, не желающими ходить строем и мириться со случившемся ради крыши над головой.

За право носить это звание они платили и платят не только арендную плату за жилье. Порой им не сдают квартиры, не берут на работу и кричат в след «сепаратюги». Но все это, на самом деле, не влияет на их выбор. Они упорно работают и даже создают новые рабочие места. Они ценят мирное небо, восторгаются красотами своих новых городов, заводят новых друзей и в большинстве своем выступают против пресловутого «особого статуса Донбасса». Кто же они такие это «новые украинцы»? Чего хотят? И почему одни из них протестуют под Кабмином, требуя льгот и внимания со стороны государства, а другие вообще обижаются, когда их выделяют в отдельную категорию со странным названием «ВПО»?

Марш равенства по-восточномуУкраинский переселенец, оформивший свой статус официально, получает от государства 400 гривен компенсации за аренду жилья, если он работает или стоит на бирже. Пенсионерам, нетрудоспособным и детям платят по 800. Пенсии и все другие пособия им выплачиваются только при наличии «переселенческого статуса», переоформлять который нужно каждые 6 месяцев. Переселенцы не имеют права на субсидию, на них не распространяются всевозможные местные социальные и прочие программы, предусмотренные для прописанных. Если ты переселенец, будь готов к неожиданностям, а паспорт без справки из совбеса со штампом миграционной службы – это вообще не документ, а бумажка. Однажды справку переселенца у меня потребовали… при записи в библиотеку, причем, очень долго крутили ее в руках, внимательно всматриваясь – уж не просрочена ли она?

Все это очень важно понять тем, украинцам, которые на полном серьезе считают, что государство оплачивает переселенцам квартиры и даже дает средства на покупку нового жилья.

Бывшей луганчанке Елене удалось продать в Луганске свою четырехкомнатную квартиру. За эти деньги она приобрела домик в Закарпатской области. Домик продали без документов и со всевозможными нарушениями, но сказ не о том. Сказ о том, что некоторые новые односельчане этой женщины уверены: деньги на дом ей выдало государство!

Многие переселенцы, особенно те, кто имеет возможность снять хорошую квартиру, и обеспечить себе хотя бы средний уровень жизни, говорят о том, что не раз чувствовали зависть со стороны местных жителей. Это, наверное, не удивительно – ведь успешные переселенцы не ноют, они знают, что начали жизнь заново, и выход у них только один – работать. Ведь не для того они покинули все нажитое там, чтобы бедствовать тут, в своей стране.

Есть, конечно, и другая сторона медали. Бывшая луганчанка Галина переехала из Винницы в Киев. Найти квартиру было тяжело, но не из-за прописки, а из-за собаки. Наконец жилье нашлось, и хозяева рассказали новым квартирантам о том, что предыдущие жильцы из только не платили аренду и коммуналку, но еще и стащили с квартиры все, что «плохо лежало». Даже лампу настольную унесли. Как вы уже догадались, квартиранты эти были из Донбасса. Безусловно, они могли быть из любого другого города, но как на грех оказались бывшими дончанами, которым государство перестало платить помощь из-за отсутствия миграционного штампа на справке.

Марш равенства по-восточномуБезусловно, среди переселившихся есть люди, считающие, что им все должны. Представители этой категории обычно есть частыми гостями правозащитных и благотворительных организаций. Они с удовольствием ходят на бесплатные обеды, набирают мешками бесплатный секунд-хенд, но кривят носом, когда кто-то осмелится предложить им работу. Познакомившись с таким земляком поближе, выясняешь, что его (ее) муж (жена) живут на оккупированной территории, получают преференции от местной незаконной власти, но при этом ездят за линию разграничения за украинскими выплатами, и, понятное дело, имеют статус переселенцев. В разговоре такой переселенец тебе обязательно выдаст что-то типа: «Украине мы не нужны, я, наверное, поеду домой» или «Ой, скучно мне здесь, то ли дело у нас, в Донецке»…

Полная противоположность таким индивидам – переселенцы вообще без статуса, принципиально не оформляющие никаких документов.

– Я отказался от подачки, и плевать хотел на государственные бесполезные программы. Считаю себя бездомным киевлянином, адаптируюсь тут, – говорит Марат, переселенец из Донецка.

Бывший луганчанин Андрей, проживающий сейчас в Киеве, также не имеет справки переселенца. А нет справки – нет проверок, и не нужно ставить штампы.

– Лично я никаких документов не оформлял, хотя жене пришлось получить справку переселенца для того что бы вклеить фото в паспорт, – говорит он. Возвращаться на малую родину эти люди не собираются. У них совсем другие планы на жизнь.

– Планирую путешествовать и побывать во всех уголках земного шара, раз уж война сорвала с насиженных мест. Да, хочется порой вернуться и может даже там остаться, но перспектива жить в любимом, но полуразрушенном регионе весьма печальна, – рассуждает Андрей.

590 и 637 – роковые цифры переселенцев

Следом за «Гей-прайдом» в Украине начали протестовать переселенцы. Их протест, конечно, не так ярок, не так многолюден и не вызывает столько пересудов. Однако, как считают многие ВПО, сегодня пришло время и для них проводить свой марш равенства. Почему переселенцы созрели к таким акциям лишь спустя два года после того, как покинули свои дома?

Главная причина – это постоянно принимаемые Кабмином усложнения оформления их статуса. Сперва переселенцам для получения справки и пособия достаточно было просто оформиться в собесе. Позже процедура усложнилась тем, что справки переселенцев нужно было обязательно проштамповывать в миграционной службе. Поначалу адрес регистрации указывали согласно полученной в собесе справки, но вскоре для подтверждения места жительства в миграционке стали требовать договор на аренду жилья или личного подтверждения домовладельца. Стоит ли говорить, что договора есть далеко не у всех, и что хозяева, и так не охотно берущие в свои квартиры бывших жителей Донбасса, вовсе не спешили на помощь квартирантам?

Как считают многие ВПО, сегодня пришло время и для них проводить свой марш равенства.

Причиной бед бывших донецких и луганских стало постановление Кабмина № 509, которое, по сути противоречило принятому ранее закону о переселенцах, гарантировавшего последним бессрочные справки.

Получился такой правовой коллапс, из которого выходили в каждом регионе по-своему. В одних не только строго требовали договора аренды, но и настаивали на том, чтобы в нем были вписаны все проживающие в квартире или доме. В других – органы ДМС штампы вообще не ставили, а собесы и управления пенсионных фондов справки без этих печатей не принимали. В третьих  – переселенцам шли навстречу и старались упростить сложную процедуру на местном уровне.

Марш равенства по-восточному– Для постановки штампов ДМС ни договора аренды, ни личного присутствия хозяина жилья не требовалось. Для оформления справки ВПЛ обращались в центр административных услуг «Прозорий офис» г. Винница, где нам выписывали справку, с которой нужно было поехать в ДМС, где и ставился штамп с адресом, который мы указывали, – рассказывает бывшая луганчанка Светлана, проживающая в Виннице.

8 июня Кабмин наконец-то принимает еще одно постановление № 637, которым вносятся изменения в 509-е. В правительстве говорят, что теперь переселенцам уже не придется оббивать пороги. И, правда, пункт о штампах ДМС изымается, но появляется еще одно новшество, сразу воспринятое большинством переселенцем в штыки.

Геннадий Борисичев – переселенец из Донецка. Он возглавляет общественное движение «Земляки», цель которого – защита вынужденных переселенцев перед центральными органами власти Украины.

Борисичев убежден, что постановление от 8 июня принято специально для того, чтобы лишить переселенцев всех социальных выплат.

– Согласно этому постановлению, соцвыплаты ВПО будут начисляться только в том случае, если специально созданная комиссия, состоящая из сотрудников социальных служб, работников МВД и СБУ проверят его по месту жительства. Если комиссия не выявит по месту жительства переселенцев, выплаты не будут начисляться. И в период, когда комиссия будет доходить до своего гражданина, выплат тоже не будет. В случае положительного результата, компенсация за то время, которое человек ждал эту комиссии, также выплачиваться не будет, – поясняет Геннадий.

Борисичев считает, что, во-первых, государство не имеет морального права проверять людей, о которых не заботиться, которых отпустило в свободное плаванье, а во-вторых, у постановления нет механизмов реализации.

– Органы власти рассчитаны на свою территориальную громаду, это на них дополнительная нагрузка. Сколько нужно времени, чтобы комиссии смогли обследовать все жилье? К тому же, нужно всех проверяющих собрать в кучу. Если только в Киеве проживает примерно 200 тысяч переселенцев! Человек должен сидеть дома и ждать, когда к нему наконец-то придет социальная служба? А вдруг она придет, когда вы поведете своего ребенка в садик? Мы же имеем права выходить из квартиры? Мы же не арестованные пока что. Все закончится тем, что протоколы будут клепать, не выходя на место, просто возьмут и подпишут, что людей по месту регистрации нет, – говорит Борисичев.

Марш равенства по-восточномуСоветник министра социальной политики по вопросам переселенцев в Закарпатской области Геннадий Степанов таких опасений не разделяет. Он говорит, что новое постановление только изучается, но склонен считать, что больших сложностей переселенцам оно не принесет.

– Скоропалительные решения только вредят нашей стране. Многие люди пиарятся на всем, лишь бы только быть на слуху и на виду. Я так понял, что меры, принимаемые правительством, направлены на то, чтобы отсечь тех, кто подстраивается под ВПО, а таких много. Вы бы хотели, чтобы кто-то вместо переселенцев получал эти деньги? Это деньги налогоплательщиков, если мы стремимся в Европу, то мы должны подходить к этому более тщательно, – считает он.

По мнению Степанова, такая накладка с выплатами переселенцам произошла из-за смены Кабмина в целом и министра соцполитики в частности. Просто постановления в свое время не были приведены в соответствии друг к другу.

– Я понимаю, что у нас политики и те, кто принимают законы – не супер уровня, подрасти надо, научиться, после того, как произошла революция достоинства. Мы все учимся. А заранее хай поднимать, это лишнее, тем более в условиях гибридной войны, – убежден Геннадий Степанов.

Пока же наши политики и законодатели «учатся», переселенцы продолжают ждать если не «покращення життя», то хотя бы обещанной отмены штампов ДМС. Несмотря на принятое постановление, разъяснений на места еще не спустили.

– В Северодонецке штампы не ставят и не платят, а в Кабмине на горячей линии ответили, что у них еще нет информации, вступила в силу их постанова об отмене печати или нет, просили перезвонить после 21, – говорит Вита, переселенка из Луганска в Северодонецк.

…Но гражданином быть обязан

Безусловно, большинство переселенцев под защитой своих прав понимают не только возобновление выплат, которых даже на оплату коммуналки сейчас не хватает.

Главная проблема – это, конечно же, жилье.

Геннадий Борисичев рассказал, что юристы общественного движения «Земляки» разработали законопроект, в котором государству предлагают оценить оставшееся на оккупированных территориях имущество переселенцев по ценам на момент до начала войны. А потом либо компенсировать его стоимость, либо выдать из коммунальной собственности такое же имущество в пользование.

На текущий момент такой закон – из разряда фантастики. Многие переселенцы в своих желаниях и требованиях – гораздо скромнее.

– Главный вопрос – жилищный. Кредиты под адекватный процент было бы идеально, – говорит Анастасия, бывшая луганчанка, проживающая в Киеве.

Геннадий Степанов считает, что дабы понять – достаточно ли Украина сегодня делает для своих граждан, переехавших из Донбасса – надо иметь, с чем сравнивать.

– Вот приводят в пример Грузию. Но грузины – это не украинцы. Грузия – небольшая страна, Украина – гораздо больше. Для 100 тысяч грузинов было легче сделать, чем для двух миллионов украинцев. Здесь нужно больше денег. И менталитет у нас разный. Мы живем по-своему, по-особенному, по-украински, – рассуждает он.

Марш равенства по-восточномуАктивные самодостаточные переселенцы всегда готовы подсказать родному государству, как поступить в сложившейся ситуации, но при этом давно живут по принципу «спасения утопающих».

– Немаловажно, что переселенцы сами начали создавать рабочие места и в первую очередь пытаются помочь таким же, как и сами, людям. Главное требование, чтобы государство и те, кто у руля, перестали претворяться мёртвыми и закрывать глаза на такое количество перемещенных украинцев, а наконец-то начали принимать адекватные решения, перестали позориться перед всем миром. Чтобы перестали принимать постановы, которые превращают нас, переселенцев, в крепостных.

Соблюдение прав, право на землю, возврат права голоса…. можно продолжать долго о нарушении прав человека, – говорит Светлана (Винница).

Интересно, что лишение переселенцев права голоса на выборы в местные органы власти было воспринято многими не менее, а то и более болезненно, чем задержка выплат.

– Я – за равные права для всех граждан Украины. В частности, за равенство избирательного права. В парламентских и президентских выборах 2014 года участие не принимала, потому что находилась на оккупированной территории. В выборах в местные советы, которые проводились в 2015 году, не могла принять участие, потому что голосование проводилось по месту прописки. На мой взгляд, в дальнейшем ситуация с правами переселенцев, будет ухудшаться. Нас целенаправленно будут выдавливать на маргинез или обратно на оккупированные территории, – говорит Ольга, проживающая в Харькове.

Большинство переселенцев, с которыми мы общались, убеждены – они имеют полное право принимать участие в дальнейшей судьбе Донбасса. Ведь у многих там не только дома, но и родные. При этом, переселенцы, твердо решившие не возвращаться в Донбасс, или же вернуться только при условии полного контроля этих территорий Украины, не поддерживают предоставления Луганску и Донецку особого статуса.

Вот что говорят об этом переселенцы:

– Донбасс-это Украина и никакого «особого» статуса быть не может, – Светлана (Винница)

– «Особый» статус Донбасса может привести к «параду суверенитетов» в стране и ее распаду. В перспективе – может быть. Хотя… А чем Донбасс “особеннее” Буковины или Бессарабии, например? Опасная тема. Переселенцы обязательно должны иметь право голоса в этом вопросе, – Вячеслав (Херсон)

– Категорически против особых статусов для любых территорий. Это мина замедленного действия, почва для раскола Украины. И вообще, вопрос считаю антиконституционным и незаконным. В Украине есть Конституция Украины, в которой четко и внятно прописано, что Украина является унитарным государством. Какие-то особые статусы для отдельных территорий Основной Закон нашей страны не предусматривает. И это надо понимать и соблюдать, а не манипулировать в зависимости от ситуации, – Ольга (Харьков).

———————————————————-Марш равенства по-восточномуМатеріал публікується в рамках проекту «Розвиток новинної та аналітичної журналістики у ЗМІ Донецької та Луганської областей», що реалізується Громадською організацією «Інтерньюз-Україна» у співпраці з Об’єднанням українців у Польщі та за сприяння Польсько-канадської програми підтримки демократії, яка співфінансується з програми польської співпраці на користь розвитку Міністерства закордонних справ Республіки Польща та Міністерства закордонних справ, торгівлі та розвитку Канади (DFATD). Матеріал доступний на ліцензії Creative Commons Uznanie autorstwa 3.0 Polska. Деякі права застережені на користь [назва авторів або інституції]. Дозволяється вільне використання твору за наявності вищезгаданої інформації, в тому числі інформації про відповідну ліцензію, власників прав та про Польсько-канадську програму підтримки демократії. Публікація відображає виключно погляди автора і не може ототожнюватися з офіційною позицією Міністерства закордонних справ Республіки Польща та Міністерства закордонних справ, торгівлі та розвитку Канади.

 

Залишити відповідь