Выжить на карантине. Предприниматели Донбасса и COVID-19


«Мир не будет прежним после карантина», – говорят многие. Последствия ограничений, связанных с эпидемией КОВИД-19, оказались разрушительными для многих. «Реальная газета» пообщалась с предпринимателями Донбасса о том, как малый бизнес справляется с кризисом.

Александр Белокобыльский, «РГ»

Английский онлайн: интерактив вместо подвижных игр

– Okay. Starts timer. «I am yellow and long. I am a fruit. Monkeys eat me». What’s this?

– Banana!

– Yes, it’s a banana! Let’s check… Yes!

Языковой школе Friends в Краматорске карантин поломал массу планов, но зато дал новый опыт, который будут использовать и в «мирное время». Интерактивные инструменты онлайн-уроков можно будет применять на очных занятиях, а во время обычных школьных карантинов можно будет вернуться к уже опробованной модели уроков по интернету.

Работает школа с 2015, последние два года – в статусе официального центра подготовки к кембриджским экзаменам. Со временем к первому образовательному центру добавился второй. На занятиях используют современные методики и технологии преподавания – песни, танцы, подвижные игры, проводятся мастер-классы по поделкам, пикники. Детям интересно, и язык дается легко.

– Мы ежегодно проводим пикник на Пасху – Egg Hunt. Приглашаем аниматоров, деткам делаем самостоятельно игры. Это совместное времяпровождение преподавателей, родителей, учеников на природе. Это классная штука. Пикника не хватает в этом году. Планировалась поездка в Польшу, собрали группу 15 человек в языковой лагерь. Оформляем возвраты всех оплаченных средств – потому что не получается. Ну, и экзамены сорвались. У нас более 25 человек готовилось к экзамену, – рассказывает руководительница школы Людмила Косенкова.

Занятия, тем не менее, проводятся. С самыми маленькими – нет, но, начиная с 3-4 класса, ребята продолжают учиться. Подвижные игры пришлось заменять интерактивными элементами. Для большинства учителей это новый опыт.

– У нас в одном из центров была интерактивная доска, у одного из преподавателей был такой опыт. Поэтому она нам чуть-чуть подсказала, остальным преподавателям, которые не работали онлайн, какие приложения использовать, – говорит директор языковой школы.

Недавно, благодаря гранту от Программы ООН по восстановлению и построению мира у школы появились еще две интерактивные панели, теперь этими приложениями можно будет пользоваться и на обычных уроках.

– Интернет дает нам много разных возможностей. Мы выбрали несколько программ, которые нам стали довольно частыми помощниками, где можно самим создавать различные игры. Можно редактировать задания, добавлять, убирать слова. Это очень удобно. Незаменимое средство – презентации. Конечно же, мы продолжаем работать по учебнику. Комбинируем работу по учебнику плюс какие-то игры, развлечения,– объясняет Людмила Косенкова.

Детям интересно, особенно поначалу было – можно посмотреть, как там у друзей дома, как дома у преподавателя, показать свои игрушки, познакомить со своими питомцами. К концу второго месяца стала накапливаться усталость. Педагоги стараются давать и на дом задания в игровой интерактивной форме. Это, конечно, требует больше времени на подготовку, чем к обычным урокам.

Новые технологии будут использоваться и после окончания карантина

– У меня на подготовку одного занятия уходит больше часа. Это если я знаю, что я буду делать. А если идет какая-то интересная тема и хочется ее преподнести как-то по-интересному, хочется придумать какое-то интересное задание, а если это еще какой-то проект или дать домой задание, то это еще больше времени, – признается Людмила Косенкова.

Главный ресурс, говорит директор языковой школы, – желание, а инструменты найти реально. А также – советы более опытных коллег, вебинары и конференции, которые помогут найти ответы на вопросы.

От HoReCa переходим к посуде для дома

Артем Горячко занимается выпуском столовой керамики для HoReCa – Hotel, Restaurant, Catering. Его фирма «Укрпосуд» поставляет посуду рестораторам и владельцам отельного бизнеса. До 2014 года это был небольшой сопутствующий заработок – основной бизнес в Донецке был связан с IT, проектными работами и строительством. Затем для вынужденного переехать предпринимателя керамика, созданная в Славянске, стала основным доходом.

Фишкой он сделал персональный подход. Для каждого заказчика разрабатываются уникальные модели согласно его пожеланиям и выдержанные в стиле заведения.

– И по срокам, и по стоимости это тоже уникальное предложение, потому что цена, в основном, за разработку одного изделия не превышает 500 долларов. А по срокам заказчик получает образец на согласование уже через 3-4 недели. Если люди открывают ресторан, то эти вещи выбираются на этапе концепта, и для этого есть 3-4 месяца. Мы можем даже и за 2 выпустить для ресторана, у которого 250 посадок, несколько новых эксклюзивных моделей и дать их уже в серию для оснащения ресторана, – рассказывает Артем Горячко.

Модели «Укрпосуд» разрабатывает с учетом пожеланий заказчика

Такого «кастомного» предложения в Украине просто не существовало. Завоевать место под солнцем было непросто. Рестораторы предпочитали брать импортную посуду известных брендов – английскую, чешскую, турецкую. Однако дела постепенно налаживались. Сегодня владельцы ресторанного совсем не против заказывать отечественную посуду. Если она, конечно, нужного качества.

И еще здесь покупатель должен быть уверен: через время (когда часть закупленного уйдет в бой) он сможет докупить точно такую же посуду. На предприятии в Славянске, где изготавливают керамику марки «Укрпосуд» так делать умеют. На каждое изделие составляется описание: форма, технологические нюансы – рецептура керамики, температурный режим, особенности сушки.

Техпроцесс для каждого изделия фиксируется, чтобы через время заказчик мог получить точно такую же посуду

– В этом бизнесе существует сезонность. Это весна, когда все готовятся к открытию летних площадок. Объем посуды, необходимый для сервировки, увеличивается в 1,5-2 раза в зависимости от размера летней площадки. Март, апрель, май – это месяцы, когда продажи растут. Второй такой период – это период осень и предновогодних праздников, сентябрь-октябрь и до декабря. Получается, что в этом году вместо того, чтобы получить закономерный весенний рост продаж, мы получили его падение на 95%, – говорит Артем Горячко.

Клиенты возвращаются не только докупать посуду для работающих ресторанов, но и с новыми заказами – для будущих заведений. Но не в этом сезоне. Правительство разрешило открытие летних площадок, но предписало ресторанам пользоваться одноразовой посудой. Качественная одноразовая посуда стоит гривен 30, это 10% от среднего чека. Посетители, которых стараются заманить рестораторы, такому не образуются.

Заменить одноразовой посудой некоторые изделия «Укрпосуда» просто нереально

Некоторые сети планируют пользоваться своей обычной посудой. Но и тут производителю столовой керамики особо рассчитывать не на что. Сами-то залы закрыты, работают только площадки. Так что рестораторы, и так понесшие убытки за время карантина, будут ограничиваться той посудой, что у них есть в наличии. По прогнозам Артема Горячко, ресторанный бизнес оправится от удара не раньше конца года.

Поэтому было решено выходить в новый сегмент – на потребительский рынок.

– Стратегия воплощается, но мы на этапе написания для каждого из продуктов описательной части. Когда эта часть будет закончена, мы будем менять информацию на сайте. Сейчас мы выходим на «Розетку». К сожалению, она не позволяет под своим брендом продавать у себя товары. Поэтому мы были вынуждены разработать новое лого, новое название придумать, и с этим названием будем размещаться там со своими продуктами, – планирует владелец марки «Укрпосуд».

Сыры и мясные деликатесы с Донетчины любят в Киеве

Две вещи поражают, когда знакомишься с эко-фермой «Козацьке подвір’я»: то, что карантин хозяйство прошло без потерь, и любовь, с которой о своем деле говорит хозяин, Сергей Свириденко.

Семь лет в заробитчанах в Португалии, успешный бизнес в Донецке, потерянный в 2014 году. В 2015 пошел добровольцем в армию, воевал на Светлодарской дуге, и вот теперь – фермер с сотнями голов в хозяйстве, производитель крафтовых сыров и мясных деликатесов.

– В детстве я думал про своих бабушку, дедушку. Мои дед с бабкой видели революцию, Гражданскую войну, Голодомор, потом снова войну, потом восстановление вот это все… Сталинские репрессии! Я думал: какая у них жизнь сложная была, сколько они пережили всего! А сейчас оглядываешься на наше поколение – получается, и не хуже. 90-е годы, война, тут эпидемия – что хочешь! Так что каждое поколение имеет свои собственные проблемы и должно их решать. У нас был нормальный бизнес в Донецке. Вся клиентская база осталась на оккупированной территории. Вместе с ней и их дебиторская задолженность – мы потеряли там кучу денег. Я даже не хочу говорить, сколько, и не хочу считать: всё – было и нету. Дальше надо жить.

Бизнес – семейный. Коз выбрали с прицелом на сыр из козьего молока, его в семье всегда любили. Первый собственный сыр сварила дочь Сергея, на что, в общем-то, не рассчитывали, когда начинали: «Прочитала в Интернете, как брынзу сварить. Давайте сварю». Городские жители – и вдруг стали фермерами.

– Животных любил с детства. Не сложно. Люди часто спрашивают, но особых сложностей нет. Если я чего-то не знаю, сейчас есть интернет, есть много людей с опытом. В 21 веке можно всем заниматься – имеешь интернет, и этого достаточно. Физическая нагрузка? – Бывало и хуже, ничего особенного нету. Так что управляемся со все – это не проблема.

Сыры поначалу продавали через рынки, друзей, знакомых. Потом подключили Facebook. Объемы росли, вместе с производством росло и количество добра, которое девать было некуда. Каждый день – 100 литров сыворотки. Выливать жалко, козы ее пьют мало. Что надо? – Надо свиней.

Интернет-магазин запустили через неделю после начала карантина. Так совпало.

– Последний год основной наш сбыт был на ярмарках, на фестивалях, на таких мероприятиях. В прошлом году на начало лета была такая плохая реализация – еле-еле вытягивали. Тут раз: на нас упал новый ярмарок в Бахмуте. Временный. Мы за 1,5 месяца торговли там нормально наладили свои дела. Потом поехали на другие ярмарки – в Киев, в Винницу даже. Стали ездить по ярмаркам больше – и пошла реализация. Сейчас ярмарки закрыты, – но на нашу голову свалился интернет-магазин. Оно, конечно, не само падает, но так случается – что кто-то подталкивает в нужную сторону.

Покупатели – в основном из Киева. Заказывают продукцию иванопольской эко-фермы и из Харькова, Днепра, с Западной Украины. Покупают и мясные деликатесы, и сыры, и йогурты, и даже молоко. В посылку кладется хладагент, так что доезжает все нормально.

Сейчас Сергей Свириденко строит планы освоения своей, как он ее называет в шутку, «карательской земли» – тех 2 гектаров, что он получил как участник АТО. Здесь будет место для выгула его свиней породы венгерская мангалица, будет пруд для уток. Когда животные свободно гуляют, а не сидят в клетках и загонах, мясо получается совсем другого качества, чем на обычных фермах, говорит хозяин «Козацького подвір’я». И еще такая «дикая жизнь» животных и птицы будет фишкой для развития зеленого туризма.

Кто знает, от каких будущих испытаний спасет фермера это новое направление.

На державу надейся, а сам не плошай

Верховная Рада Украины 18 марта приняла закон, в котором прописан ряд мер, направленных на защиту предпринимателей на время карантина. Так, до 31 мая под запретом налоговые проверки, налоговые обязательства по декларации об имущественном состоянии и доходах за прошлый год продлены до 1 октября. Объявлены налоговые каникулы по плате за землю и по ЕСВ. Штрафы и пеню за нарушения налогового законодательства не начисляют до конца мая. Обязательное введение РРО тоже отсрочили на 3 месяца.

Кроме того, предприниматели 1 и 2 группы упрощенного налогообложения имеют возможность получить материальную помощь на детей до 10 лет. Во время карантина на каждого ребенка в семье ФЛП будут выплачивать 1779 грн на ребенка до 6 лет и 2218 грн на ребенка от 6 до 10 лет включительно. 7 мая Бюджетный комитет согласовал выделение из Стабфонда свыше 1,6 млрд грн для проведения в мае-июне 2020 года этих выплат.

Но все эти меры помогут разве что немного снизить урон от карантинных мер. Главными для выживания бизнеса остаются собственная инициатива предпринимателей, творческий взгляд на свое дело и смелость в использовании новых подходов.

, , , , , , , , , , , , ,

Добавить комментарий