Магический реализм Владислава Подплутова

Магический реализм  Владислава ПодплутоваКакие ассоциации возникают у современного человека, когда речь заходит о живописи советского периода? У 95% населения ответ единственный – «соцреализм», тот самый, который «красной нитью пронизывает произведения советских художников, воплощает в искусство руководящую роль партии…» и прочее, и прочее. Однако жизнь советских художников была намного более пестрой и многообразной, чем это может показаться на первый взгляд. Очень интересно в этом аспекте творчество художника из Луганщины Владислава Подплутова

 

К сожалению, мы ничего (или почти ничего) не знаем о его жизни. Всю свою жизнь он провел в небольшом городке Попасная, Луганской области, и получил прекрасное образование во Львовском полиграфическом институте им. Ивана Федорова.

Что же его так отличает от «стандартных» художников советской эпохи, от членов Союза Художников, дипломированных, премированных и заслуженных, чьи работы, тем не менее, не производят на современных зрителей никакого впечатления?

Вдохновение и сюжеты картин Подплутова переполнены его собственными эмоциями и жизненными событиями, которые превращаются в рассказ, в аллегорические образы, иллюстрирующие параллели между знанием окружающего нас мира и его тайнами. Пейзаж, присутствующий на его картинах, служит рассуждением о святости природы и отражением человеческой души, символизируя все вещи: и сильные, и хрупкие, и вечные. Реалистичные и, тем не менее, сказочные сюжеты, которые он создал, служат метафорами легко понятными, но сохраняют ощущение неопределенности, потому что принуждают зрителей сформировать свои собственные заключения, несмотря на то, что в них присутствует главная идея, понятная исключительно автору.

Его работы выполнены в традициях классического соцреализма (сварщики, кузнецы, маляры и другие рабочие, запечатленные в процессе выполнения трудовых подвигов). Однако глубокий реализм героев, изображенных на его картинах, сочетается с некоторой кажущейся отстраненностью точки зрения художника при изображении повседневных сюжетов.

Как же удается Подплутову наполнить свои картины определенной тайной, магией, скрытой в обыденных сюжетах и людях?

 

Магия кисти

Согласно Википедии, магический реализм – это стиль изобразительного искусства, который использует реализм в сочетании с некоторой кажущейся аберрацией зрения художника при изображении повседневных сюжетов. В живописи этот термин иногда взаимозаменяем с постэкспрессионизмом.

Одним из главных критериев магического реализма является возвращение к повседневным объектам в противоположность фантастическим, используемым в творчестве сюрреалистов. Посмотрите, кто изображен на картинах Подплутова – наши земляки, шахтеры, заводчане, наши дети – образы, узнаваемые любым из наших соотечественников.

Но как они изображены?! Некоторые черты на его картинах доведены до карикатурности. Лица словно проникнуты потусторонним светом. Например, картина «Пионер». Обычный школьник, в обычном свитере и пиджаке с пионерским значком, но обратите внимание, каким внеземным светом наполнено его лицо. Он словно бы светится изнутри. Этого необычного эффекта автору удается достигнуть во всех его портретах.

В своем творчестве Подплутов активно использует стратегический прием наложения движения вперед с ощущением расстояния, в противоположность экспрессионистской тенденции укорачивания объекта. Обратите внимание на «Автопортрет» художника: фигуры на дальнем плане словно нависают над главным объектом изображения.

Использование миниатюрных деталей даже в очень больших картинах придает его творчеству еще большего мистицизма. Посмотрите, как выписаны шапка, свитер и воротник на автопортрете. Тысячи касаний кисти, фантастическая трудозатратность проекта на фоне схематического изображения лиц людей.

Автор активно сочетает подчеркнутую предметность и реальность изображений с ощущением страшного «демонического» начала в мире. На картине «Празднование Нового года» изображена фигура человека практически в полный рост, но при этом и автор, и зрители прекрасно понимают, что центральным персонажем этой картины является елка. Человек – просто большое темное пятно на картине, сквозь которое к нам прорывается празднично украшенная елка. Демоничность картине придается не только темным цветом одежды, но и всем видом человека: опущенная линия губ, усталый взгляд, обессилено висящие кисти рук.

Фантастические элементы картин Подплутова могут быть внутренне непротиворечивыми, но никогда не объясняются. Например, новогоднее украшение елки, игрушки, серпантин – это все понятно. Но как вписываются ромашки в тему нового года  – автор предоставляет возможность додумать нам самим.

Обратите внимание, как фотографическая точность изображений соседствует с элементами парадоксальности. Бутылки, колбы, баночки, разнообразные сосуды совершенно не вписываются в задачи портрета, и наполняют повседневное бытие атмосферой тайны.

А многочисленные детали сенсорного восприятия, которыми переполнены картины Подплутова? Яблоки, колосья пшеницы, цветы – каково их предназначение?

А как подробно изображены эмоции и душевные порывы человека как социального существа! Мне кажется, что автор вообще меняет местами причину и следствие — в результате, персонаж на автопортрете может страдать до трагических событий, которые только произойдут в будущем.

Еще один прием, который Подплутов использует в своем арсенале, состоит в коллапсе времени, когда настоящее повторяет или напоминает прошлое. Например, группа людей стоящих на фоне автопортрета. Люди, стоящие слева, одеты по-летнему, что подтверждают легкие рубашки, летние платочки и т.д. В то же время, люди, стоящие справа, одеты абсолютно по-зимнему: бушлаты, шапки, свитеры. Течение времени искажается так, что оно кажется цикличным. В результате, прошлое контрастирует с настоящим, астральное с физическим, персонажи – друг с другом.

Открытый финал произведения позволяет зрителю самому определить, что же было более правдивым и соответствующим строению мира – фантастическое или повседневное.

Все вышеперечисленные критерии однозначно определяют художника как представителя «магического реализма», направления, отнюдь не характерного для 1970-1980 гг. в СССР.

 

  Экспертное мнение

Виталий Чужба, антиквар, писатель, бизнес-тренер, автор и разработчик методик «Как заработать деньги на международных аукционах», «Организация антикварной торговли в Интернете», «Безопасность антикварного бизнеса»

В настоящий момент все взгляды антикваров сконцентрированы на работах российских или советских художников первого ряда. При этом риск приобрести и даже «удачно» перепродать поддельную картину очень велик.

В то же время работы мирового уровня валяются на чердаках и подвалах. Ярким примером является обнаружение коллекции картин художника Леонида Литвина, чьи работы, по мнению экспертов, заслуживают того, чтобы стоять в одном ряду с работами Ван Гога. За яркими полотнами скрывалась нищая и трагическая жизнь художника. В заброшенном доме без электричества Леонид Литвин жил со своей больной женой, а в это время на чердаке валялись картины стоимостью в сотни тысяч долларов.

Аналогичная ситуация и с живописными работами живописца из Луганской области Владислава Подплутова. В то время, когда сам художник жил в пустой, ободранной квартире, без отопления и водоснабжения, перебиваясь подачками соседей и знакомых, в ящиках и просто в куче мусора валялись картины, продающиеся сегодня от 300 до нескольких тысяч долларов.

Почему в нашей стране сапожник – всегда без сапог? Почему для любого антиквара хороший художник – мертвый художник? Когда же мы прервем этот замкнутый круг? Я согласен, нашей стране и правительству сейчас не до поддержки искусства: когда грохочут пушки – музы молчат.

Но ведь есть же в Луганске истинные любители искусства. Пусть не меценаты, но здравомыслящие бизнесмены, которые могут не из милосердия, а с точки зрения бизнес-плана финансировать перспективных художников. А ведь им не так уж много нужно. Дайте краски, дайте помещение для выставки (пусть временно, пусть ненадолго), дайте, наконец, рекламу в интернете!

Если уж мы идем в Европу, давайте возьмем туда с собой и тех, кто в силу разных причин не способен обналичивать свой талант, но крайне нуждается в помощи для его развития и поддержания трудоспособности.

Не нужно искать сокровища в земле или за рубежом. Полна наша земля талантами, нужно просто открыть глаза и захотеть их увидеть.

С пожеланиями успешного антикварного бизнеса и коллекционирования.

Гавриил Мурома