В Луганске готовят к выходу второй сборник «Я дрался в Новороссии!», уже вышел из печати стихотворный сборник «Ожог». На выставке Союза художников «ЛНР» – портрет «ополченца» и импрессионистский пейзаж с залпами «Градов». Существует пласт духоподъемной музыки «новороссов». Но тему «искусство и …» до сих пор никто по-настоящему не исследовал.
Игорь Мезозойский
Культурная революция «Новороссии»
Внимание Украины приковано к линии фронта, которую стыдливо называют «линией соприкосновения». С тревогой наблюдает страна за перемещением техники и боеприпасов на территории «ЛНР» и «ДНР». А вот за культурной жизнью самопровозглашенных республик следит мало кто. И напрасно, потому что именно там куется самое мощное оружие с радиусом поражения не в километры, а в десятилетия.
Сборник рассказов «Я дрался в Новороссии!» вышел в свет в издательстве «Эксмо-Яуза» в середине апреля. Его подготовили всего за три месяца. Сейчас началась работа над вторым сборником прозы.
На днях отпечатан тираж поэтического сборника «Ожог», в который вошли стихи поэтов угольного края, сочувствующих им россиян, жителей Белоруссии, Латвии и других бывших республик СССР. Также в антологию включены в русском переводе стихи украинских советских классиков – Рыльского, Тычины, нашего земляка Владимира Сосюры и других.
А 6 июня, ко дню рождения Пушкина будет презентован еще один сборник – «Час мужества», который составлен из стихов исключительно донбасских поэтов.
Недавно, 13 мая в Луганске представлен сборник избранных докладов за 2014 год философского монтеневского общества, которое существует в городе более 20 лет. Называется он «На грани мира и войны».
Большая выставка живописи, графики, скульптуры, плаката открылась в Луганске 4 мая, в ней участвует 21 член Союза художников «ЛНР».
– Это первая объединенная выставка нашего Союза, посвященная 70-летию Великой Победы и, разумеется, последним событиям – войне на Донбассе, – цитирует Сергея Кондрашова, председателя творческого объединения «Луганский информационный центр».
В планах Союза – три выставки в России. Как сообщил Кондрашов, Союз художников России предложил провести выставку в Москве, еще две выставки намечают сделать в Доме национальностей и в Государственной Думе. Не удивлюсь, если за выставками последует и издание альбома живописцев Донбасса с названием вроде «Полотна, опаленные войной».
Инженеры душ «ополченцев»
Чтобы оценить значение этих событий, стоит вернуться на несколько лет назад. Взглянем, как постепенно, исподволь в массовое сознание вкладывалась мысль о возможной войне на территории Украины. О том, что до силового сценария может дойти.
В 2008 году в России выходит роман «Эпоха мертворожденных» луганского писателя Глеба Боброва. Книгу, за год до того опубликованную в Сети для бесплатного скачивания, выпустило издательство «Эксмо-Яуза», которое сегодня опубликовало «Я дрался в Новороссии!».
Автор – писатель-афганец, сценарий его получился до оторопи живым. «Описание бойни вышло у Боброва реалистичным, может, даже чересчур. Отрываясь от романа и выглядывая за окно, чувствуешь облегчение от того, что патрули на улице всего лишь милицейские, а вместо БТРов по дорогам катят обычные легковушки», – отозвалась на новинку луганская газета «Молодогвардеец».
«Реальность описанного в романе сценария, к счастью, сомнительна в геополитическом смысле. Однако силу этой книги как инструмента пропаганды переоценить сложно», – заключал автор рецензию под названием «Роман-оружие».
Насчет геополитической возможности промахнулся он, как видим. А вот по поводу мощи инструмента, похоже, был прав. Только сработал механизм не как декларировал писатель, не как «роман-предупреждение». Скорей, он стал «эскизом» будущего для тех, кому близки ценности книжных противников «свидомитов».
Вслед за «Эпохой…» в 2009 году то же издательство выпускает роман донецкого писателя Георгия Савицкого «Поле боя – Украина. Сломанный трезубец» и другого дончанина Федора Березина «Война 2010. Украинский фронт» («Красные звезды над Майданом»).
Березин, в прошлом офицер-ракетчик, к слову, с июня 2014-го занимал пост заместителя «министра обороны» «ДНР» Игоря Стрелкова-Гиркина, а с ноября – помощника коменданта Донецка.
Тогда, пять лет назад образы такого грядущего многим казались смелой игрой ума, пусть и на грани фола. Но расходились эти воинственные произведения немаленькими тиражами: спрос на войну в Украине был. «Войны завтрашнего дня», «Война на пороге» – крупнейшие российские издатели озаглавливали так целые книжные серии «фантастики».
Обвиняя телевизор в разжигании ненависти, нельзя забывать о роли инженеров человеческих душ, которые рисовали образы героев «ополчения» до того, как те появились в жизни.
Путь для того, кто был никем
Интересно, что в последние годы российская фантастика переживала бум историй про «попаданцев». «Попаданец» – это, как правило, наш современник, который неведомым образом попадает в другую реальность. Десантник – в мир фэнтези, офисный хомячок – в средневековье, полубандит – в космическую эпопею. Или все вместе – в Брестскую крепость.
Как правило, герои тут, в нашем мире, – не пришей кобыле хвост. Зато там они вершат судьбы человечества. Этот жанр – не уникально-российский, но критики отмечают, что нигде в мире он такого размаха не приобрел.
– Популярность «попаданческой прозы» – результат коммерческой эксплуатации «комплекса неудачника», убежденности немалого количества людей в том, что реализовать их скрытый потенциал мешают лишь внешние обстоятельства, – комментировал «Миру фантастики» критик Василий Владимирский еще в 2013 году. – Поголовье инфантильных лузеров никогда не иссякнет.
В России особенно охотно издают книжки, как попаданцы спасают от крушения империю – царскую, советскую. Можно предположить, что связано это с «лузерством» не личным.
Но давайте глянем: как вам такой сюжет? Жил в городе Ростове-на-Дону человек. Работал на автомойке, потом раз – и оказывается в Донецке легендарным командиром «ополченцев».
Война – это и в самом деле совсем другая реальность. Здесь другие законы бытия, другие моральные рамки, которые не имеют ничего общего с жизнью в мирном пространстве. Там само время течет иначе даже для «мирняка» – спросите тех, кто оттуда выехал.
Похожий феномен когда-то я наблюдал после ролевых игр. Из погружения на несколько дней в мир средневековой фэнтези выходили постепенно. В шутливых криках «дракон!» при виде электрички была доля не-шутки: законы той реальности отпускали не сразу тех, кто еще утром были эльфами или шотландскими крестьянами.
Только в случае с войной переход в «другую реальность» для мирных жителей закреплялся на самом глубоком уровне сознания – ревом реактивных снарядов, голодом, слухами. Страхом, страхом и еще раз страхом.
А для участников боевых действий, которые прибыли добровольцами, чтобы из условного автомойщика стать условным «Моторолой», всесильными магическими артефактами становились «калашников», СВД, «Утес», «Василек», «Град».
Говорят, что самый сильный наркотик – это власть над жизнью и смертью другого. Но есть штука позабористей – ощущение себя не просто истребителем нелюдей, а борцом за великую цель, за высшую справедливость. А теперь представьте коктейль из всевластия и справедливости, который поршнем войны вдавили в вены добровольцев. Круто, да? То-то.
«Ополченцы» станут «бандеровцами»
И вот мы возвращаемся к нынешней культурной революции в «ЛНР»/«ДНР». На днях в Москве объявили о закрытии проекта «Новороссия» – не сложилось. Минские договоренности как бы должны выполняться. Луганск и Донецк типа обязаны вернуться в состав Украины.
Но даже в случае, если конфликт окончится полным возвращением Донбасса под контроль Украины, патриотам будет рано праздновать окончательную победу. Потому что «Новороссия», «ЛНР», «ДНР» – это не столько территория, сколько люди, в умах которых борьба с «карателями» далеко не закончена.
Единая страна, о которой так много говорят сегодня, немыслима без примирения людей «отдельных районов Донецкой и Луганской областей» и жителей центральной и западной Украины. А этот процесс не то что не начался, мы с каждым днем удаляемся от точки примирения.
Все чаще слышно в адрес всех поголовно луганчан и дончан, оставшихся дома: «Сепаратисты». А там симпатий к Украине с каждым днем все меньше – так работает блокада: невозможность выехать легальным путем на украинскую территорию, отсутствие социальных выплат, тотальная дороговизна и безденежье. В этом винят не самопровозглашенные республики, а Украину.
…Мы знаем, что сейчас Западная Украина, вопреки сообщениям российской пропаганды, толерантно относится к русскоязычным гостям. Туристов любят и обхаживают. Однако в 70-80-х годах на неприятности, действительно, можно было нарваться. Память о борьбе УПА тогда была еще слишком жива.
Очевидно, нечто подобное будет происходить в Донецкой и Луганской области после воссоединения с Украиной.
Нынешнее смягчение нравов на «бандерщине», видимо, во многом связано с победой тех идей, за которые боролись украинские повстанцы сначала с нацистами, а затем с большевиками.
Как будут умягчаться нравы дончан и луганчан, если им станут постоянно напоминать о том, что их «завоевали», им «навязали свои ценности»? Никак.
Реперными точками, на которых будет держаться такая ментальная конструкция, послужат не только российские СМИ, вещание которых на Донбасс полностью прекратить невозможно. В культурном пространстве ими станут вот эти нынешние издания – тома стихов, прозы, «философских» докладов, живописные полотна…
«И как бы ты, читатель, ни оценил их, ты оценишь это документальное повествование по достоинству. Ты обязательно поймешь, почему эта «непризнанная» война – только пролог к разлому цивилизации, по одну сторону которого мы с тобой, по другую – те, кто возомнил себя «шоколадным королем» истории. И обязательно вспомнишь простую истину: не в силе Бог, а в правде», – сказано в предисловии к сборнику «Я дрался в Новороссии!».
Вот какую правду несут эти скальды в Историю:
«Стальное лезвие полоснуло карателя по горлу. Это смертоносное движение старика, кажется, вобрало всю злость, на которую был он способен, весь гнев за истерзанные тела, за загубленные молодые души и за всех тех, кого накрыло горе с приходом убийц-«освободителей». Холодный металл рассёк жиденькую шею «жовто-блакитного» героя и из перерезанной гортани вырвалась наружу его гнилая кровь, которая тут же заполнила его рот, и, клокоча, полилась на землю…»
——————————————————————
Матеріал публікується в рамках Програми підтримки журналістів із Донецької та Луганської областей, що реалізується Громадською організацією «Інтерньюз-Україна» у співпраці з Об’єднанням українців у Польщі та за сприяння Польсько-канадської програми підтримки демократії, яка співфінансується з програми польської співпраці на користь розвитку Міністерства закордонних справ Республіки Польща та Міністерства закордонних справ, торгівлі та розвитку Канади (DFATD).