В Луганске за одним круглым столом собрались чиновники и деятели культуры
Можно ли управлять культурой? При советской власти были уверены, что да. Сталин лично консультировал съемки фильмов и решал по телефону судьбы поэтов, Хрущев ругался нехорошими словами в адрес неугодных художников. Потом все рухнуло, чиновники по инерции продолжали работать по планам, художники, сидящие на бюджете, конкурировали за доступ к нему, независимые варились в своем в соку. Мир к тому времени шагнул далеко вперед.
В культурной жизни европейских стран ключевой фигурой стал куратор, культурный менеджер, культуртрегер. Человек, в задачу которого входит не «впаривание» идеологии и не навязывание каких-либо вкусов публике, а поиск точек соприкосновения между властью, художниками, бизнесом и, собственно, зрителем. Созданием культурной среды, словом.
Начало диалога
14 ноября в Луганске в рамках Первого городского форума культуры (организаторы – городское управление культуры и общественная организация СТАН) попытались обсудить – каким должен быть культурный менеджмент в нашем городе. Путь к этому разговору был долгим – чтобы быть услышанными, художникам приходилось устраивать театрализованные штурмы приемной управления культуры Луганска, вести переговоры, была настоящая информационная война в местной прессе (третирующие «грантоедов» и «бездельников» заметки в официальной прессе). Иногда чиновники не понимали, чего от них хотели, иногда и сами художники не знали, чего взыскуют.
Но, наконец, стороны уселись за стол переговоров. Коммунальные учреждения, находящиеся в ведении управления культуры Луганска, и независимые авторы из разных организаций подготовили презентации своей деятельности для лучшего знакомства и завязывания контактов. И тут-то началось самое интересное. Есть такое понятие: «вавилонское смешение языков», когда никто никого не понимает. Вышколенные на тренингах активисты грантовых организаций бодро вещали о европейских перспективах, живущие по старинке музейщики/бибилотекари/работники ДК говорили на языке героев фильма «Волга-Волга», современные художники, живущие в мире ви-джеинга и инсталляций, «заметали» всех постмодернистской методологией. Казалось, создать какую-то общую формулу взаимодействия между этими разными мирами без переводчика не удастся.
Точки соприкосновения
Но не тут-то было – когда этап «понтов» закончился и начался деловой разговор, оказалось, что точек соприкосновения у независимых художников, коммунальщиков и чиновников масса. Например, удалось договориться об официальном включении Центра аудиовизуальных искусств «Луганда-хаус» в группу по подготовке очередной «Ночи индустриальной культуры». Ранее этот важный элемент стратегии привлечения туристов в Луганск разрабатывался без участия современных художников, разбирающихся в современном индустриальном искусстве. Что было само по себе нонсенсом – создание новой урбанистической эстетики без ее носителей. Городское управление культуры поддержало ряд проектов неправительственных организаций Айсек и СТАН, теперь активисты организаций будут проводить тренинги, кинопоказы в библиотечной системе города, приближая культуру к спальным районам города. Художник и режиссер Валерий Медин нашел, наконец, репетиционную площадку для социальных пьес, причем прямо в здании городского совета (в конференц-зале). Власть и общественники гуртом собрались решить проблему «невыездности» из Луганска одного из старейших андеграундных театров ArtnGart Александра Шмаля.
Пример режиссера Шмаля хочется рассмотреть особо, как вопиющий – проблема отрыва от контекста театральной жизни Европы и России, казавшаяся художнику неразрешимой («Спасите мой театр»), на самом деле упирается в получение его труппой тревел-гранта, которые в большом количестве предоставляют европейские культурные фонда, этим же занимается и Фонд Рината Ахметова. Проблема упиралась в отсутствие навыков коммуникации художника в современном и потому чуждом ему мире. Хотя он как творец и не обязан вникать в тонкости подачи заявок и аппликационные формы, его дело – сцена. Но вот помочь ему обязан – культурный менеджер, куратор, тот самый, о котором мы говорили вначале.
Луганск находится в самом начале пути культурной трансформации по общемировым образцам, этот путь обещает быть сложным, но все равно увлекательным.
Константин Скоркин