Кто получает деньги за уголь неподконтрольного Донбасса?

Кто получает деньги за уголь неподконтрольного Донбасса?

Кто получает деньги за уголь неподконтрольного Донбасса?
Иллюстративное фото. Горняки на шахте в Новогродовке Донецкой области, 2013

На Донбассе День шахтера – традиционно главный праздник. Уже шестой раз Донецк и Луганск отмечают его в оккупации. Часть шахт закрыли, самые прибыльные перешли под контроль таинственной фирмы «Внешторгсервис», другие влачат жалкое существование. А горняки привыкли к многомесячных задержкам зарплат. Почему эта ситуация возмущает только шахтерских жен, и стоит ли ждать забастовок? Разбирались журналисты специального проекта Радио Свобода «Донбас.Реалии».

Андрей Дихтяренко

https://www.youtube.com/watch?time_continue=21&v=LHZQThveWyg

Свердловск, неподконтрольная Украине часть Луганской области. Здесь состоялись «Шахтерские игры» – команды горняков угольных предприятий под контролем группировки «ЛНР» соревнуются, кто раньше загрузит вагонетку щебнем, соберет и разберет пути и откантует барабан конвейера. На это мероприятие приехал даже главарь группировки «ЛНР» Леонид Пасечник, чтобы поздравить горняков с Днем шахтера.

В то же время в оккупированном Антраците жены шахтеров и работницы угледобывающих предприятий пришли к местным чиновникам требовать погашения долгов по зарплате – за апрель.

Кто получает деньги за уголь неподконтрольного Донбасса?
Сообщение на сайте угледобывающего производства «Антрацит» (находящегося под контролем группировки «ЛНР») о выплате части зарплаты за март в июне

«Вы нам в грудь били, кричали – я все долги выплачу. Ничего не было вообще выплачено. Ничего! А март вообще разорвали на пять частей… », – говорит одна из них.

В ответ на жалобы женщин генеральный директор шахты «Антрацит» Станиcлав Селиванов отвечает – вcе зависит от угля.

– Хорошо, у кого зарплата тридцать тысяч, а мы пять получаем! Как нам на нее жить?

– Мы зависим от продажи угля.

– Да он идет, все машины!

«Потому что шахтеру, человеку, труд которого ценился, везде у нас «шахтерский край, шахтерский край»… Да какая гордость за шахтерский край, если я пришла после ночи, не могу на детей смотреть – они голодны! Они просто голодные», – возмущается одна из жен, пришла на разговор.

«Донбас.Реалии» позвали председателя Независимого профсоюза горняков Донбасса Николая Волынко посмотреть видео бунта жен шахтеров.

Кто получает деньги за уголь неподконтрольного Донбасса?
Николай Волынко, председатель Независимого профсоюза горняков Донбасса «Солидарность»

«И в Макеевке жены тоже бунтовали. Женщин они так боятся трогать. А если мужчина-шахтер, того сразу на подвал!», – комментирует Николай Волынко.

В 2014 году Николай Волынко убеждал горняков не ходить на митинги сепаратистов. Ему пригрозили расстрелом. Говорит, с тех пор защищать права шахтеров в оккупации никому.

«Пытались в 2014 году отдельные активисты создать «независимый профсоюз горняков ДНР»… Пришли к Захарченко, сказал им:« У меня один профсоюз. Никаких независимых! И будете выполнять то, что я скажу». Председателя профсоюзов, там – они активистов сдают, предают», – говорит председатель независимого профсоюза горняков Донбасса “Солидарность» Николай Волынко.

Шахтерский поселок Сутоган: ржавая техника, поросшие травой рельсы

«Донбас.Реалии» отправились в шахтерский поселк Сутоган под Луганском. Угольные предприятия здесь фактически развалившиеся. Ржавая техника, рельсы заросли травой. Местные жители подтверждают: невыплаты зарплат, как в Антраците – распространенная практика.

Кто получает деньги за уголь неподконтрольного Донбасса?
Поселок Сутоган, Луганская область
Кто получает деньги за уголь неподконтрольного Донбасса?
Ржавая техника в поселке

«Люди все на заработках. Потому что здесь зарплаты дают процентами – это выживание на шахтах, поэтому люди едут на заработки. Ищут другие виды заработка, кроме как шахты. Или идут там в ополчение, или еще куда-то», – говорит Артем, который живет в послеке Сутоган. На вопрос, куда едет большинство отвечает – «В Москву, а куда еще. Ну, в Россию».

Кто получает деньги за уголь неподконтрольного Донбасса?
Артем, житель поселка Сутоган в Луганской области

Многие шахты остановилось сразу после начала войны.

«Сами выживали здесь. Под пулями ходили на работу, а потом шахту закрыли, остались там некоторые ребята. Воду качать, чтобы не затопило», – рассказал местный пенсионер. Человек верит – возобновить добычу угля можно, был бы сбыт.

Но уголь из тех шахт оккупированного Донбасса, работающих исправно вывозят в неизвестном направлении. Это подтверждают разгневанные работницы шахт из Антрацита. В частности, говорят – знают, как отгружается уголь с шахт, потому что сами его грузят тоннами.

«А куда вывозится уголь, скажите пожалуйста? Каждый божий день машины ездят с утра до ночи», – утверждает в разговоре с местным чиновником работница шахты.

Кто получает деньги за уголь неподконтрольного Донбасса?
Вывозом угля и металла в Россию занимаются структуры олигарха Сергея Курченко

Куда вывозится уголь – должны знать менеджеры таинственного ЗАО «Внешторгсервис», фирмы с югоосетинской пропиской. «ВТС» сегодня контролирует самые прибыльные шахты и заводы на оккупированной территории. Вывозом угля и металла в Россию занимаются структуры бывшего украинского олигарха Сергея Курченко.

«Его деятельность на Донбассе связывают с вицепремьером России Дмитрием Козаком, который курирует экономическую поддержку (группировок российских гибридных сил – ред.) «ДНР-ЛНР»… Прибыль, так, идет в теневую сферу, которую достаточно сложно определить – как, куда, в каком объеме эти потоки идут», – замечает обозреватель Московского центра Карнеги, луганчанин Константин Скоркин.

Сколько угля вывозят из оккупированных частей Донбасса?

По данным Министерства по вопросам временно оккупированных территорий Украины из неподконтрольных районов Донецкой и Луганской областей в Россию вывозят около 2,8 миллиона тонн антрацитового угля в год. Это почти 300 миллионов долларов. Судя по состоянию угольных предприятий, эти деньги не возвращаются, отмечают аналитики.

Кто получает деньги за уголь неподконтрольного Донбасса?
Около 2,8 миллиона тонн антрацитового угля в год вывозят в Россию

«Там достаточно хищническая идет эксплуатация, собственно, шахт, заводов. И все это рассчитано на получение очень быстрой прибыли. Потому что понятно, что будущее таких активов очень неопределенное. В случае изменения в политике он может также избавиться от них легко, как и получил», – добавляет обозреватель Московского центра Карнеги Константин Скоркин.

Поэтому требовать невыплаченных зарплат, по большому счету, не с кого. Бывший номинальный глава ЗАО «Внешторгсервис», российский гражданин Владимир Пашков, в апреле предназначен так называемым вицепремьер группировки «ДНР». И теперь он сам критикует фирму-монополиста.

«К сожалению, должен констатировать, что и критика, звучащая в адрес ВТС, во многом справедлива. Но это не беда и не вина ВТС, это обстоятельства, которые сложились. Я считаю, что монополизация, которая в экономике есть, это, к сожалению, объективная данность, которую необходимо исправлять», – заявлял Пашков на встрече с главарем группировки «ДНР» Денисом Пушилиным.

Пророссийская группировка даже не озвучивает, кто теперь возглавляет таинственное ЗАО «Внешторгсервис». Источники «Донбас.Реалии» говорят, что офис «Внешторгсервиса» расположен на улице Артема в Донецке, но фирма этого не афиширует. Шахтерские генералы разводят руками, оправдываясь тем, что они «винтики в системе». И что эта система не позволяет по-другому выплачивать зарплату.

Залишити відповідь