Украина лидирует в Европе по количеству благотворительных фондов на душу населения. Однако большинство из них занимаются политикой или легализацией незаконной оплаты различных услуг
По данным экспертов, лишь каждый пятый из 15 тысяч действующих в стране фондов занимается благотворительной деятельностью, в частности, сбором пожертвований на решение тех или иных проблем. Ежегодно в Украине появляется около 2 тысяч новых фондов, и, как правило, их деятельность нацелена на решение совершенно других задач.
Самая популярная схема – концентрация в обход закона средств для предвыборных кампаний политиков. Отдельная категория т.н. «неправильных» фондов – структуры, собирающие средства под фальшивые истории больных людей. Такие фонды наносят непоправимый ущерб самой идее филантропии в Украине. Эксперты отмечают, что в 99% случаев, никто не отчитывается перед дарителями о том, собрали необходимую сумму или нет, вылечили ли человека и почему операция стоила $100 тыс., а не вдвое дешевле.
По данным мониторинга общественной сети Опора, во время парламентских выборов в 2012 году было зафиксировано около 100 фондов, которые под видом филантропии занимались подкупом избирателей.
Во время предвыборной кампании на Луганщине также фиксировались многочисленные случаи подкупа избирателей под видом выдачи благотворительной помощи. Помощь выдавалась в виде денежных средств, как правило, по 50 грн. С юридической точки зрения махинаторы были чисты. От каждого человека, которому была выдана такая помощь, имелось соответствующее заявление на ее получение. По нашим данным, за все время предвыборной гонки, один из таких фондов раздал около 30 млн грн. по всей Луганщине.
Луганск благотворительный
Наверное, луганчане заметили, что на улицах города заметно увеличилось количество подростков с урнами, собирающих благотворительные взносы на лечение детей. Их также часто можно увидеть на дорогах и перекрестках, пока водители ожидают свой зеленый свет. Попытка корреспондента «РГ» сфотографировать одного из таких волонтеров из окна автомобиля не увенчалась успехом, парнишка моментально развернулся и побежал к другому автомобилю.
По данным конфиденциальных источников, близко знакомых с работой таких фондов изнутри, из всех средств, собранных таким образом, средств, на лечение детей доходит 30-40%. Каждый волонтер кладет в карман до 30% от итоговой суммы. Также идут отчисления бухгалтеру организации и менеджерам. Заработок волонтеров колеблется от 50 – 500 грн., в зависимости от успешности благотворительной акции. В Луганске наиболее активный в этой нише – фонд «Крылья надежды», председателем наблюдательного совета которого числится известный луганский «радикал» Григорий Пригеба.
Фонд был зарегистрирован в 2010, а активной благотворительной деятельностью начал заниматься в 2012 году – аккурат перед выборами. По данным источников «РГ», Григорий Валентинович якобы целенаправленно зачистил себе поле, монополизировав сферу сбора благотворительных средств для больных детей.
Собеседник «РГ» рассказал, что «Крылья надежды» якобы заказывал у пригебовской газеты «Свободный репортер» PR-материалы за цену в три раза выше рыночной. Также за деньги фонда якобы печатались агит-листовки, пиарящие лично Пригебу. По факту, вроде ничего противозаконного, но осадок после такого остается крайне неприятный.
Однако политики и даже общественники, коих в Луганске «пруд пруди», отнюдь не главные фигуранты в деле организации фиктивных благотворительных структур. Абсолютными лидерами в этой сфере являются директора школ, больниц, детсадов, ректоры вузов и руководители прочих ведомственных учреждений. Почти при каждой подобной структуре действует фонд, единственной целью существования которого является легализация оплаты услуг госучреждений, которые по закону не могут заниматься коммерческой деятельностью.
Очищение
Очистить филантропию от псевдоорганизаций можно путем сертификации фондов. К примеру, в Германии существует Немецкий центральный институт социальных исследований – негосударственная структура, которая проверяет деятельность благотворительных организаций, выдавая самым достойным своеобразный знак почета. Даже для неосведомленного филантропа он служит подтверждением того, что учреждению можно доверять.
Политические, больничные и аферистские благотворительные фонды не только служат ширмой для сравнительно «честного отъема средств у населения» – они еще и обесценивают саму идею помощи ближнему через специализированные структуры. В результате, фондов в стране тысячи, а филантропическая активность населения близка к нулю.
Справка
В соответствии с Законом Украины «О благотворительности и благотворительных организациях», фонды, которые существуют лишь на членские взносы и пожертвования, освобождаются от уплаты налогов и других платежей в бюджет и специальные фонды. Лишь некоторые платят коммунальный налог и сдают ежеквартально в налоговую инспекцию «Отчет о налогах с физических лиц».
Среди благотворительных фондов, которые оказывают самую большую поддержку, лидеры – Фонд Рината Ахметова «Развитие Украины» и Международный благотворительный фонд «Каритас Украины», а главные компании-меценаты – ДТЭК, «Укрсоцбанк», Samsung Electronics Украина и «Крафт Фудз Украина».
Георгий Иверский