Кто препятствует доставке «гуманитарки» в Луганск?

Кто препятствует доставке «гуманитарки» в Луганск?

Кто препятствует доставке «гуманитарки» в Луганск?

Сообщение, будто «Киев блокирует создание транспортного коридора для доставки гумпомощи в «ЛНР», разнесли главные кремлевские рупоры, начиная с РИА «Новости» и заканчивая ANNA-News. «Реальная газета» выяснила, есть ли в этом сообщении правда и кто виноват в сложившейся ситуации.

Александр Белокобыльский, «РГ»

Эта «новость» несколько дней находится в разделе «Главное» на «официальном» ресурсе оккупационной администрации ОРЛО. 8 мая Международный Комитет Красного Креста передал гуманитарную помощь для лечения больных коронавирусной инфекцией на неподконтрольную правительству территорию Луганской области.

«К сожалению, мы вынуждены этот гуманитарный груз принимать вручную на мосту у Станицы Луганской. У нас остается нерешенная проблема с украинской стороной – это открытие транспортного коридора на мосту города Счастье», – прокомментировала представитель оккупационной администрации ОРЛО в рабочей подгруппе по гуманитарным вопросам Контактной группы в Минске Ольга Кобцева.

Она заявила, что «украинская сторона блокирует достижение договоренностей по открытию транспортного коридора» через Счастье, где якобы дорога безопасная, в отличие от маршрута через город Золотое. Мол, «ситуация с безопасностью в районе предполагаемого пункта пропуска «Золотое» оставляет желать лучшего. К сожалению, с каждым днем идет все ухудшение и ухудшение».

Как проехать в «ЛНР»?

Автомобильный маршрут на оккупированную территорию Луганщины со свободной Украины существует. Но он пролегает через неподконтрольную территорию Донецкой области. Этим маршрутом Международный Комитет Красного Креста (МККК) и возил гуманитарную помощь раньше.

Решение доставлять гуманитарку для лечения коронавирусных больных во время пандемии через мост в Станице Луганской приняли по нескольким причинам, объяснили «Реальной газете» в МККК.

Прежде всего, – в целях безопасности, для сокращения контактов. Безопасности и персонала Красного Креста, и жителей оккупированных территорий, поскольку потенциально бессимптомным носителем инфекции может быть кто угодно. Поездка через Донецк – это контакты на КПВВ с украинской стороны, потом на пропускном пункте оккупационных сил, а затем – на «границе» между «ДНР» и «ЛНР». После этого – ожидание, пока гуманитарку разгрузят на складе, ночевка и обратная дорога с теми же остановками в обратном порядке.

А сейчас машины подвезли груз к мосту, его забрали представители «общественной организации Красного Креста «ЛНР», – и всё. Доставка груза для лечения больных в ОРЛО таким маршрутом оказалась не только безопаснее, но и значительно быстрее. Это уже вторая партия гуманитарки для лечения больных коронавирусом в ОРЛО, первую через Станицу Луганскую МККК доставил 17 апреля.

«Хотим подчеркнуть, что украинские власти никоим образом не препятствовали нам в доставке гуманитарного груза для пострадавших о COVID-19», – отметили в комментарии МККК.

Украина согласилась на требования открыть Счастье

Гуманитарку Красного Креста через мост в Станице Луганской принимали не совсем «вручную», как это говорит Кобцева. Ее возили при помощи роклы – это гидравлические погрузочные тележки.

Но, спору нет, еще быстрее и легче процесс пошел бы, если бы грузовик с оккупированной территории мог подъехать прямо к доставленному Красным Крестом грузу. Но для этого нужен официальный автомобильный КПВВ. А его на территории Луганской области нет.

«На мосту Счастья… мы готовы рассматривать, и этот диалог мы ведем с 2015 года, но, увы, до сегодняшнего дня с украинской стороной договоренность достигнуть не удалось», – заявляет в видео Ольга Кобцева.

Блокирует ли Украина открытие автомобильного контрольного пункта выезда-въезда на неподконтрольную территорию на Луганщине?

«В ходе видеоконференции трехсторонней контактной группы, которая состоялась 22 апреля, участники встречи «пришли к общему пониманию о «дорожной карте» по одновременному открытию двух дополнительных КПВВ на линии соприкосновения в Луганской области». Об этом говорится в заявлении спецпредставителя ОБСЕ в контактной группе Хайди Грау по итогам конференции», – сообщает сайт CXID.info, который связывают с представителем «ЛНР» в политической группе на Минских переговорах Родионом Мирошником.

Кто препятствует доставке «гуманитарки» в Луганск?
Представитель “ЛНР” в Минске Кобцева, похоже, пропустила публикацию на сайте, связанном с другим представителем “ЛНР” Родионом Мирошником. Скриншот

Открытие КПВВ в Счастье было камнем преткновения много лет. Украина настаивала на открытии автомобильного пункта пропуска в городе Золотое, и даже оборудовала этот пункт. Представители оккупационной администрации «ЛНР» требовали открыть маршрут через город Счастье. Год назад они согласились уже и на КПВВ «Золотое» – но при условии одновременного открытия такого пункта и в Счастье.

В городе Счастье находится Луганская ТЭС, единственный источник электроэнергии подконтрольной правительству Луганщины. Поэтому отводить от стратегического объекта войска и разминировать линию разграничения Украина очень не хотела.

Однако 11 марта в Минске глава Офиса президента Украины Андрей Ермак согласился на одновременное открытие КПВВ в Золотом и Счастье.

Подготовительные работы должны были начаться с 1 апреля и завершиться открытием пунктов 31 августа. Но из-за карантина сроки отодвинулись, сказал во время визита на Луганщину 8 мая нынешнего года президент Украины Владимир Зеленский.

На «Золотом» – «ухудшение и ухудшение»?

«За последнюю неделю у нас есть пострадавшие и дети, и взрослые, что не позволяет нам рассматривать возможность поставки гуманитарных грузов в районе «Золотого», – заявила Ольга Кобцева в видео.

Согласно сообщениям Специальной мониторинговой миссии ОБСЕ, обстановка в районе участка разведения сил около Золотого непростая и в самом деле. То есть, по оценке СММ ОБСЕ, на самом участке разведения сил нарушений режима прекращения огня практически нет, они происходят «вне участка разведения, но в пределах 5 км от его края».

В отчетах чаще всего встречается формулировка «взрывы неопределенного происхождения», и зачастую с указанием только направления, в котором они были слышны. То есть четко понять, с какой стороны велся огонь, из отчетов СММ, как правило, нельзя.

В то же время есть довольно надежный способ это выяснить. Для этого надо сравнить данные ОБСЕ и сообщения о нарушениях тишины украинскими войсками на «официальных» пропагандистских ресурсах оккупационной администрации.

Так, пропагандистский ресурс из ОРЛО «ЛуганскИнформаЦентр» 12 мая о нарушениях тишины со стороны Украины за предыдущие сутки не сообщал, а 11 мая заявил об 1 нарушении в районе села Березовское (6 километров от Золотого). В то же время наблюдатели ОБСЕ с вечера 10 по вечер 11 мая слышали 5 взрывов в этом районе.

10 мая «ЛИЦ» заявил о 4 «прилетах» накануне с Украинской стороны – в поселках Донецкий, Фрунзе, Глубовское, Желобок 10 км от Золотого. СММ ОБСЕ слышала 19 взрывов в районе Золотого.

8 мая «ЛИЦ» пожаловался на 4 нарушения тишины с украинской стороны в районе Кировска, Березовского, Голубовского (неподалеку от Золотого) за предыдущие сутки. ОБСЕ сообщает о 27 взрывах 7 мая и 4 взрывах в ночь на 8 число «вне участка разведения, но в пределах 5 км от его края».

Впрочем, «прилеты» с оккупированной территории случаются и в непосредственной близости от оборудованного Украиной КПВВ (а он действует, – хотя и исключительно на пропуск жителей прифронтовых поселков).

Например, 29 апреля нынешнего года снаряды прилетели с временно оккупированной территории. Об этом написал у себя в Facebook волонтер Евгений Каплин – снаряды тяжелой артиллерии чудом не угодили в машину их Гуманитарной миссии «Пролиска». Воронки по пояс глубиной можно посмотреть в сюжете ТСН:

Залишити відповідь