Донбасский рэп: о чем читают рэперы «ЛДНР»


Официально вооруженный конфликт на востоке Украины так и не закончился: обстрелы продолжаются, комендантский час действует и в Донецке, и в Луганске (но в разное время). И все же оба города давно вернулись к мирной жизни: местные активно записывают музыку, устраивают вечеринки и ходят на концерты

Как и, наверное, везде в мире, в этих городах самым популярным музыкальным жанром является рэп. Луганская рэп-тусовка довольно сильно отличается от донецкой. Причем друг другом они почему-то совершенно не интересуются. В музыкальных трендах оккупированной территории разбирались «Щи».

«ЛНР»

Саша Пайро

Самый популярный исполнитель этого жанра в Луганске — не столько рэпер, сколько поп-певец в духе Элджея или Федука. 26-летний Пайро исполняет под танцевальные зажигательные аранжировки песни о любви и девочках, на вокале много обработок, манера пения и в целом звук нарочито модные. Записано все очень качественно, даже слишком, хотя такое большое количество обработок и постпродакшена — норма для поп-песен в 2018 году.

Самый популярный трек, судя по YouTube — «Крутишься», клип на который вышел в апреле этого года и собрал больше ста тысяч просмотров.

Dimas & Emik

Это проект двух рэперов, довольно агрессивный по тематике и подаче (в треках есть мат, например), но сам по себе Димас (настоящее имя Дмитрий Анненков, под которым он также выпусккает треки) не брезгует поп-музыкой в духе Пайро, с которым они вместе записывались, выступали и расписывались на груди у фанаток.

Как рассказал нам эксперт по луганскому рэпу и создатель ШОУ-КАТ (рэперское шоу, о котором мы позже еще поговорим) Артем Шарков, Анненков и Пайро когда-то переехали в Москву, но сейчас вернулись в Луганск и живут там. Почему они решили вернуться, он точно не знает.

«По всей видимости, корни, семья, дом вместо съемной квартиры. Ну и как бы вернулись в буферную зону набраться сил и опыта, чтобы подпрыгнуть еще выше», — говорит он.

YKOV HGM

Творчество 25-летнего YKOV HGM (читается «Яков хэ-гэ-эм») Артем описывает как  «депрессивное, но с особым шармом», что-то среднее между XXXTentacion и Скриптонитом. Читка похожа на Скриптонита и Хаски.

Своей целевой аудиторией он называет детей, а стиль, по его словам, зависит от музыки, которую ему делают «пацаны»-битмейкеры.

YKOV HGM переехал в Москву, там он держит палатку с шаурмой. Время от времени он возвращается в Луганск по делам, и чувствует по отношению к родному городу «ностальгию и печаль». У него тоже есть трек с Сашей Пайро, но он еще не вышел.

Summie

Summie, который погиб в 2016 году в автокатастрофе вскоре после своего 21-го дня рождения, опережал свое время, говорит Артем, который был его близким другом и снимался у него в клипе. И с ним трудно не согласиться: Самир Мамедов делал элегантный манерный клауд-рэп, по качеству не уступающий таким исполнителям, как $UICIDEBOY$ и Young Lean, на которых он равнялся. Судя по всему, ни до, ни после него в Луганске такого никто не делал.

Тексты, кстати, у него были куда интереснее, чем у многих других клауд-рэперов, треками про деньги, тусовки и девочек он не обходился. Последний его альбом «Купол» — это вообще полноценная концептуальная работа о внутреннем мире творческого человека.

Федя FDI

Федя FDI

Еще один луганский исполнитель, который причисляет себя к новой школе — Федя FDI. Часть треков, впрочем, у него тяготеет к классическому «пацанскому» рэпу, но чувствуется стремление к новым тенденциям. Вообще создается впечатление, что новая школа в Луганске развивается быстрыми темпами. К счастью, в стиле Фараона или Фейса тут пока никто не пишет.

Денис Карась

Д.КаRась

Денис Карась (Д.КаRась) — директор студии звукозаписи «Гайка». Делает андеграундный рэп,  «резкий, немножко с пацанскими мотивами».

«У него уникальная подача, он ей очень гордится. Но пока это не массовый продукт. Андерграунд сам по себе вымирает, и хорошо бы некоторым исполнителям со временем «переобуваться» — то есть начинать делать что-то более общественное. Конечно, не все этого хотят. Для многих это все равно что изменить своим принципам», — рассказывает Артем.

ШОУ КАТ

Артем Шарков, рассказавший нам обо всех самых интересных местных рэперах — луганский веб-дизайнер, который практически все свое свободное время посвящает собственному рэперскому шоу. ШОУ-КАТ — проект, через который прошли многие популярные музыканты Луганска.

Артем придумал ШОУ КАТ примерно два года назад, чтобы как-то, по его словам, «поднять движуху».  В выпусках все довольно просто: ведущий Каспер беседует с героем в студии (обычно рэперы, но не только), Артем проводит с ним день.

Для молодых исполнителей участие в проекте может означать выход на более широкую аудиторию.

Послушать:

«ДНР»

В Донецке нет своего рэперского шоу, поэтому находить что-то интересное сложнее. Как рассказал ЩАМ один из донецких рэперов Иван Лозинский, выступающий под псевдонимами Ваня Спирит и Энвими, местная сцена «только возрождается».

— После начала войны было довольно долгое затишье, а сейчас возвращаются фесты, концерты. Много новых рэперов на этой волне появляется, появляются тусовки по типу Donfire и 062. в общем, сцена сейчас выходит из застоя. Талантливые и перспективные ребята есть, так что стоит ждать интересных релизов, — говорит он.

Donfire

Donfire — творческое объединение, включающее в себя не только рэперов, но и танцоров, битмейкеров, дизайнеров, даже тату-мастера. В апреле Donfire провели свою первую рэп-вечеринку, собрав 80 человек (для Донецка это много), в дальнейшем есть планы проводить что-то такое каждый месяц-два.

Вечеринка Donfire

Движущая сила объединения — Илья Цитеро, он же il17. По его словам, Donfire стремится стать лейблом в духе Black Star или Gazgolder. Сейчас у ТО восемь арститов, и если раньше ребята брали всех подряд «с улицы», то теперь могут позволить себе выбирать.

062

(062) (телефонный код Донецка) — это тоже творческое объединение, которое в будущем планирует стать лейблом. Группа НОЛЬШЕСТЬДВА — его часть. Группа существует полгода, успела записать один EP и дать сольный концерт в местном клубе Kunderbunt.

Основатель и группы, и лейбла Сергей, выступающий под ником Серебан, поделился с нами своим видением ситуации с рэпом в Донецке.

— У нас в городе не так уж много достойных исполнителей ввиду того, что тусовка только начинает обороты набирать. Хотелось бы конечно, чтобы в Доне было больше грамотных организаторов. Это бы подняло уровень, как концертов, так и исполнителей, но хочу сказать, что для пост-военного, полу-оккупированного города довольно всё круто развивается.

Стоит отметить, что Donfire и (062) активно поддерживают друг друга — Илья, например, советует нам послушать НОЛЬШЕСТЬДВА, а Серебан рекомендует артистов, подписанных на Donfire: shrm (самый плодовитый из них, в паблике более сотни треков, по голосу напоминает Шило из Кровостока), SkinnyWhite, il17, Тихона.

Илья также советует нам проект «Черные вести», Ваню Энвими, рэпера Андрея Кали (KALI) из Харцызска, а также Илью Дослова (Doslov).

Doslov

Дослов один из самых популярных рэперов Донецка, в его группе примерно полторы тысячи подписчиков. Он — единственный из героев нашего материала, кто напрямую обращался к теме войны: его клип о том, что Донецк «не встанет на колени», набрал более 180 тысяч просмотров на YouTube. Не исключено, что его популярность обусловлена именно этой темой.

Когда 22-летний Дослов не читает о войне, то у него получается неплохой «пацанский» рэп на тему собственного внутреннего мира, читка временами очень экспрессивная (в духе Оксимирона по эмоциональнойсти, хотя по стилю совсем на него не похоже). Когда читает о войне, то звучит это, конечно, довольно пошло, есть в этом что-то неправильное.

Послушать:

Луганск версус Донецк

Когда «ЩИ» сравнивали донецких и луганских рэперов, нам показалось, что в Луганске на этой сцене больше всего интересного. Например, у донецких рэперов, которых нам советовали, нет такого новаторского подхода к звуку, какой был у Summie и есть у Ykov HGM. Артем Шарков предположил, что в Донецке есть свои андеграундные тусовки, которые просто не выходят за рамки «своих».

«Возможно, у нас все по-другому, потому что мы не боится хейтеров, — улыбается он. — Мы постоянно экспериментируем и пробуем что-то новое».

А вот что говорит Серебан из «062»:

— Мне сложно говорить за других исполнителей, но если говорить от лица НОЛЬШЕСТЬДВА, то нам попросту не в кайф лить воду в уши слушателей, как это делают «модные» исполнители. Хочется выделяться на их фоне как стилем самой музыки, так и текстами. Хочется делать так, чтобы каждый, кто слушает наши треки, мог найти что то свое в них, близкое по духу, а не просто петь про телок и бабки.

Между Луганском и Донецком всего 160 километров, но местные исполнители в тусовку друг друга не лезут — пока, во всяком случае.

Добавить комментарий