«Бывшие»

«Бывшие»

Как деятели режима Януковича борются с Майданом в России

«Бывшие»После жесткого разгона митинга российской оппозиции 12 июня 2017 интернет облетели фото крупного мужчины в форме ОМОНа Росгвардии, в котором журналисты опознали бывшего командира украинского «Беркута» – полковника Сергея Кусюка, участвовавшего в разгоне выступлений на Майдане Незалежности во время Революции достоинства и затем сбежавшего в Россию.

Константин Скоркин, «РГ»

В Москве Кусюк занимался тем же нехитрым ремеслом – разгонял акцию протеста, боролся против «Майдана».  Пример Кусюка достаточно показателен – многие бывшие деятели авторитарного режима Януковича,  свергнутого в Украине,  нашли новую родину в России, пополняя ряды наиболее радикальных противников демократических перемен.

«Донбассизация» на марше

О процессе «донбассизации» российской политики политологи заговорили еще в 2014-15. Активные участники событий «русской весны», ощутив поддержку Кремля, тогда пытались экспортировать свой опыт и в российские реалии. Известный российский политолог Валерий Соловей говорил: «Крым и Донбасс вызвали колоссальную динамику, которая изменит ситуацию в России. Главное ее последствие – снятие табу на насилие, более того, его легитимация.  В течение года телевидение внушало россиянам, что можно собрать группу из 10-15 «четких пацанов» и идти захватывать городскую администрацию. Можно сорвать флаг и повесить новый, тогда о вас будут говорить как о героях и патриотах».

Действительно, еще пару лет назад могло показаться, что набравшись боевого опыта «герои Новороссии» предъявят свои претензии на власть и в России. Однако Кремль, бдительно отслеживающий любые проявления низовой активности,  подавил в зародыше все амбиции полевых командиров. Некоторые, как организатор захвата Славянска Игорь Гиркин, ведут теперь жизнь маргинальных критиков режима, другие, как бывший командир «Оплота» Жилин,  погибли в неясных разборках уже на территории России.

Случаются и более экзотические истории: одного из участников харьковских беспорядков весны 2014 Андрея Бородавку российские спецслужбы выдворили из России в Украину, где он дал показания СБУ о финансировании Администрацией Президента  РФ пророссийских радикалов.

«Бывшие»Однако определенный элемент брутальности в российскую политику события в Украине привнесли. Во время тех же протестов 12 июня в Москве соцсети сообщали о стычке одного из оппозиционных активистов Ильи Яшина и лидера прокремлевской организации SERB «Гоши Тарасевича». Последний крайне одиозная личность – «Тарасевич» (настоящее имя Игорь Бекетов), бывший «титушка» из Днепропетровска, участвовал в событиях «русской весны» 2014, затем бежал в Россию, где организовал бригаду отморозков (еще один «активист» – Александр Петрунько, участник харьковского «антимайдана»), специализирующихся на нападениях на российских оппозиционеров.

Организация SERB (South-Eastern Radiсal Bloсk, название словно у рэп-группы из афроамериканского гетто) отметилась серией хулиганских выходок в Москве, пользуясь неизменным покровительством российской полиции. Они  с завидным постоянством громят «народный мемориал» на месте убийства Бориса Немцова, облили зеленкой всемирно известную писательницу Людмилу Улицкую и лидера оппозиции Алексея Навального (который едва не лишился зрения после их нападения), избивали и забрасывали стиральным порошком пенсионеров, выходивших на антивоенные пикеты.

Даже по российским меркам эти выходки были за гранью – и некоторые блогеры из «патриотического лагеря» ворчали о том, что банда Тарасевича экспортировала из Украины методы «титушек» (например, обливать противников «зеленкой») и дискредитирует патриотическое движение. Тем не менее, провокаторы из SERB продолжают куролесить, пользуясь поддержкой «силовой крыши».

«Бывшие»

«Спасители» Украины

Но это самый нижний этаж российской политики, несколько выше в пищевой пирамиде расположились бывшие представители режима Януковича, нашедшие убежище в России. Некоторые бывшие высокопоставленные чиновники прочно окопались в оккупированном Крыму, формируя свой клан, действующий в лучших донецких традициях. Бывший глава МВД Захарченко, напрямую ответственный за кровопролитие на Майдане, стал владельцем частного охранного предприятия «Беркут» в Крыму, куда трудоустраивает своих бывших подчиненных. Он же учредил фонд помощи донбасским сепаратистам «Юго-восток».

В Крыму окопался и бывший министр обороны Павел Лебедев (собственно еще до падения Януковича он сосредоточил в своих руках ряд активов на полуострове). В аннексированном Крыму он крупная фигура – ему принадлежат строительная  компания «Парангон», контролирующая 40% строительства в Севастополе, агрофирмы, гостиничный комплекс «Аквамарин» и аквапарк «Зурбаган».  Лебедев делает карьеру уже в российской политике, метя в кресло губернатора Севастополя, для этой цели он организовал движение «Мы – севастопольцы». Бывший министр собрал вокруг себя группировку из бывших украинских силовиков времен Януковича, в нее входит в частности экс-глава СБУ Александр Якименко, ее «штабом» является курортный комплекс «Аквамарин».

«Бывшие»

Бывший глава правительства Украины Николай Азаров, напротив, видит себя лидером украинской контрреволюции. 3 августа 2015 он объявил о создании Комитета спасения Украины – своеобразного контрреволюционного правительства в изгнании. Его соратниками по Комитету стали бывший депутат-регионал Владимир Олейник, один из авторов «законов диктатуры» в январе 2014, и одиозный пророссийский радикал из Одессы Игорь Марков (интересно, что при президенте Януковиче он оказался в тюрьме и был «освобожден революцией»).

Олейника «комитетчики» видят будущим кандидатом в президенты Украины, после падения власти Порошенко. Характерно, что также нашедший убежище в России экс-президент Виктор Янукович не вошел в состав этой организации. Между ним и группировкой Азарова явно пробежала кошка. Азаров неоднократно упрекал его в трусости во время революционных событий в Киеве, а Марков прямо сказал, что ему место на скамье подсудимых рядом с Порошенко. Представители Комитета активно ходят по российским ток-шоу, рассказывая об ужасах «Майданной Украины».

«Бывшие»

Свой «союз политэмигрантов и политзаключенных» организовали и всевозможные функционеры «антимайданов» и сепаратистских организаций, бежавшие в Россию. В его руководство входят активистка «антимайдана» из Николаева Лариса Шеслер, бывший «народный мэр» Николаева Дмитрий Никонов и профессор Алексей Самойлов из Харькова, бывший проректор Международного славянского института, один из активистов «Харьковской Народной Республики», обменянный СБУ на украинских пленных. Эта организация ставит целью освобождение своих единомышленников из украинских тюрем, также ее активисты периодически участвуют в антиукраинских акциях в Москве, вместе с местными поклонниками «Новороссии» пикетируя украинское дипломатическое представительство и терроризируя Украинский культурный центр в Москве.

Несмотря на то, что влияние на российскую политику этих эмигрантских групп невелико, они продолжают оставаться своеобразным «бродильным элементом» для наиболее агрессивных сил, стремящихся к развязыванию террора против инакомыслящих в России, под предлогом борьбы с «призраком Майдана».

«Батя старается»

Особую роль играет в российской политике и экс-президент Виктор Янукович. На его долю выпадает роль «легитимизирующего фактора» в отношении российской агрессии против Украины.

Еще 1 марта 2014 Янукович обратился к Путину с письмом с просьбой использовать российские войска для наведения «порядка» в Украине. Копию этого письма демонстрировал ныне покойный представитель России в ООН Чуркин, обосновывая агрессивные действия своей страны в отношении Украины. Однако затем это письмо таинственным образом исчезло – в 2017 российская сторона, отвечая на запрос украинской Генпрокуратуры, заявила о том, что никаких писем от Януковича официальные органы власти не получали. Легитимацией российской версии событий в Украине было посвящено и интервью Виктора Януковича американскому режиссеру Оливеру Стоуну, вошедшее в пропагандистский фильм «Украина в огне».

«Бывшие»

В благодарность Виктор Янукович получил как минимум три резиденции в России – официальную в Ростове, на территории закрытого коттеджного поселка;  в элитном поселении для топ-менеджеров и силовиков Серебряный Бор в Москве; а также на курорте в Сочи. А сыну Януковича Александру (пресловутому «Саше-стоматологу») было позволено интегрироваться в российский бизнес, чтобы инвестировать вывезенные из Украины средства «семьи».

В мае 2014 он открыл в Петербурге фирму «Арсенал-инвест», занимающуюся бизнесом в области финансов и нефтепродуктов, а также дочернюю компанию «Арсенал-Истейт», которая ведет строительные проекты. Украинское издание «Апостроф» сообщало со ссылкой на свои источники, что деловые интересы Александра Януковича тесно связаны с лидером Чечни Рамзаном Кадыровым, и он часто «по делам» бывает в Объединенных Арабских Эмиратах. В прессе также появлялась информация о том, что Янукович-младший планировал участвовать в проектах по инвестированию в недвижимость Черногории, однако как находящийся под санкциями ЕС,  он вряд ли сможет вести бизнес в этой балканской республике. Организация Transparenсy International в своем докладе сообщала о том, что сыну экс-президента Януковича принадлежит дом в подмосковной Барвихе (ценой в 52 млн.долларов) и яхта с красноречивым названием Bandido.

Бывший президент Янукович остается в игре и на глобальном поле. В начале 2017 в интервью The Wall Street Journal Константин Килимник, сотрудник американского политтехнолога Пола Манафорта, работавшего с Януковичем и Партией регионов, сообщил о том, что он разработал план «Мариуполь», согласно которому Янукович мог бы вернуться в Украину в качестве правителя «отдельных районов Донецкой и Луганской областей», де-факто контролируемых пророссийскими сепаратистами. План остался на уровне прожектов, однако коридор возможностей для экс-президента сохраняется по сей день, а «донбассизация» российской политики продолжается.


 

«Бывшие»Проект профінансовано з коштів Польсько-канадської програми підтримки демократії, фінансованої у рамках Програми польської співпраці для розвитку Міністерства закордонних cправ Республіки Польщі та Уряду Канади

 

Залишити відповідь