Луганчане готовы оскорблять друг друга и проявлять злобу по малейшему поводу. Наше общество поразила агрессия – порождение бедности, неправильного воспитания и неуверенности в завтрашнем дне
Статистика
По итогам опроса, проведенного в прошлом году исследовательской компанией Research&Branding Group, 76% украинцев убеждены, что бытовые отношения между соотечественниками деградируют. Столько же респондентов утверждают, что у них нет чувства защищенности от каких-либо насильственных действий по отношению к себе. Институт Горшенина провел исследование, согласно которому более 60% опрошенных украинцев оценивают уровень нравственности в стране как низкий, и при этом почти 40% считают допустимой грубость и нецензурную брань.
Ежедневно в среднем 14 тыс. человек по всей стране сталкиваются с одним из видов агрессии. По данным МВД Украины, столько заявлений и обращений поступает в отделения милиции. Информация в прессе о жестоких драках, нападениях, грабежах и убийствах стала практически повседневным событием. По мнению социологов, все это указывает на растущий уровень агрессии украинцев.
Местная специфика
Луганские психологи уверены, что бытовое хамство и агрессия в последнее время стали отличительными чертами нашего региона. Это напрямую связано с психологическим напряжением в обществе. Низкий уровень заработной платы вынуждает луганчан работать сразу на 2-3 работах. Такой ритм жизни очень изнуряет человека, а финансовые проблемы озлобляют характер. Как правило, от этого страдают дети, которые как губка впитывают проявления агрессии и раздраженности у взрослых.
Психологи отмечают, что агрессивностью и жестокостью, в основном, «заражены» незащищенные слои населения. Это разуверившиеся люди, лишенные жизненных ориентиров, уверенности в своем завтра. «Не секрет, что у нас в регионе самые высокие цены, а зарплаты – очень низкие, – отмечает луганский психолог Ксения Лищинская. – Бюджетники получают 1200-1300 грн. На такие деньги прожить невозможно». Впрочем, этот «синдром» наблюдается и у, казалось бы, совершенно благополучных слоев населения, так называемых «мажоров». Это, большей частью, «дети без родителей», выросшие в отсутствие родительской любви, пока их папы-мамы «штурмовали» двери высоких кабинетов в борьбе за карьерный рост. Ксения Лищинская уверена, что подмена простых человеческих ценностей, родительской заботы и любви деньгами и другими материальными благами, приводит к психологическим расстройствам. Человек, который не знал, что такое любовь в детстве, не сможет ее проявлять во взрослом возрасте.
Врач-психотерапевт из Луганска Людмила Щеголькова отмечает, что ситуацию с неправильным воспитанием детей усугубляет система школьного образования, где нивелируются понятия личности и индивидуальности ребенка. «Возьмем самую интимную территорию – школьные туалеты, в которых отсутствуют перегородки. Это грубейшее нарушение интимной зоны человека. Ребенок теряет чувство своей индивидуальности. Это самый жесткий принцип уравниловки», – отмечает Людмила Щеголькова. Такие психологические атаки на личность ребенка не проходят бесследно. Вкупе с невысоким профессионализмом наших педагогов и отсутствием психологического образования, дети вырастают агрессорами.
Интернет-пространство
Всеобъемлющая агрессия в обществе выплескивается и на интернет-страницы. Аналитики утверждают, что в украинском сегменте интернета фиксируется более сотни тысяч случаев хамства в день. Психологи убеждены, враждебность в интернете отражает общее состояние общества. Выплеснув гнев в Сети, человек успокаивается, но лишь на время. На самом деле проблема лишь усугубляется: виртуальные перепалки начинают восприниматься как норма, что приводит к снижению порога чувствительности к росту агрессивного поведения в реальной жизни. Специалисты убеждены, что авторы большинства злых и нецензурных комментариев – это немотивированные агрессоры, которых больше интересует не столько тема статьи, сколько возможность высказывать свое недовольство по любому поводу.
Мир грубеет
Ученые отмечают, что агрессия поразила не только украинское общество – ожесточается весь мир. Так называемые цивилизованные нации тоже поражены этой «болезнью». Демонстрация сцен насилия и убийств по телевизору, еще и в режиме реального времени свидетельствует о том, что мир упрощается, становится предельно примитивным. А там, где происходит упрощение, начинается апеллирование к инстинктам, в конечном итоге, это приводит к жестокости. Люди становятся терпимыми к жестокости, поскольку уже воспринимают ее как явление естественное. Однако все же в западных странах с проявлениями жестокости и неудовлетворенностью жизни борется целая армия специалистов: психологов, психотерапевтов, социологов и тренеров. Все это осуществляется при всесторонней поддержке госпрограмм. И все же главным фактором является финансовое благополучие, это и объясняет, почему в богатых странах Западной Европы, США общий уровень агрессии и хамства ниже, чем в бедной Украине.
Прогнозы о том, как в дальнейшем будет развиваться ситуация, зависят от экономического положения в стране. Если экономика будет относительно стабильной, то уровень толерантности будет расти, а нетерпимости и агрессии – снижаться. Однако специалисты уверены, что без целенаправленной государственной политики, направленной на снижения градуса агрессии среди населения, чего-то по-настоящему эффективного добиться невозможно.
————————————
Экспертное мнение
————————————
Ксения Лищинская, психолог, член украинского союза психотерапевтов
– Общество нужно лечить. Единственным методом лечения болезни под названием «агрессия» является прививание психологической грамотности широким слоям населения. Нужно проводить ликбез для родителей, педагогов в детских садах и школах, преподавателей в университетах, социальных работников и чиновников. И желательно, чтобы это происходило не на добровольных началах, как это делают наши коллеги, а чтобы это было на государственном уровне. И заниматься этим не ради галочки и показухи, а путем слаженной, системной работы. По этому пути уже пошли некоторые регионы страны, к примеру, Одесса. Там при поддержке городских властей работает Центр психологической помощи, куда могут обращаться люди, которые подвергаются физическому и психологическому насилию. Для того чтобы такие центры работали, нужны большие финансовые вложения, и эффект от их работы мы почувствуем минимум только лет через 15. Нужно помнить, что это – социальный проект, и денег он приносить не будет. Однако настоящего успеха можно достичь только одновременно повышая доходы населения и понижая уровень безработицы.
Людмила Щеголькова, врач-психотерапевт, член Украинского союза психотерапевтов
– Сегодня достаточно много молодых людей уходят в различные субкультуры. Многие из них увлекаются т.н. «суицидальными субкультурами», которые созданы для того, чтобы научить, как легко и «красиво» уйти из жизни. Это связано с тем, что подростки таким образом пытаются выразить свои протестные чувства, свою неудовлетворенность жизнью. Количество детских суицидов, особенно в подростковом возрасте, от 13 до 17 лет, традиционно в нашем регионе высоко. Происходит это от неправильного воспитания и подмены понятий.
Георгий Иверский