Страшное слово «примирение»


Луганский аэропорт, октябрь 2014. Фото varlamov.ru

Луганский аэропорт, октябрь 2014. Фото varlamov.ru

Едва ли найдется более проигрышная тема в Украине, чем предстоящее примирение с Донбассом. Непримиримые записи в соцсетях собирают сотни «лайков». Язык вражды стал привычным и желанным, попытки говорить иначе часто называют предательством. Но людям по разные стороны линии фронта все же придется жить в одной стране. И вопрос примирения потребует ответа.

Александр Белокобыльский

Кого нужно мирить?

Первое возражение, которое слышишь от украинских патриотов, едва заходит речь о примирении, – «с кем, с бандитами, которые грабили и убивали?»

Встречи ветеранов РККА и Вермахта в России

О тех, кто взял в руки оружие, – разговор особый. Если ответить коротко, то – да. Мириться – с ними тоже. Только до этого должно пройти много времени и много чего случиться. Преступники должны понести наказание. Но – просто держите в уме картинку встречи советских ветеранов Второй мировой и солдат Вермахта через десятилетия после войны.
На фото вверху: Карл Куль, немецкий солдат, и красноармеец Валентин Иванов написали книгу «Одна война. Две судьбы» в 2013 году. Фото ИТАР-ТАСС
Внизу: солдат Рейха Пауль Засибняк встречается на Псковщине, где был ранен, с ветеранами. 2010 год. Фото Псковского регионального отделения Российского Красного Креста

Сейчас речь не о вооруженных людях. Тех на неподконтрольных правительству территориях вряд ли наберется больше двух процентов. (Да и из них многие не участвовали в боевых действиях.) Пусть с «заинтересованными лицами» – родными и близкими – процентов шесть. Ну, десять. А я говорю о тех 90%, которые оружия в руки не брали, в грабежах не участвовали.

Некоторые из них принимали участие в митингах «Русской весны», некоторые настроены проукраински. Но и те, и другие два года живут под прессом пропаганды «ЛНР». Публичные пропагандистские мероприятия, установка памятников «героям Новороссии» и мирным жителям, погибшим «от рук карателей», «новости» местных ТВ и радио – все это не может пройти бесследно. Эти семена будут давать всходы и после восстановления Украиной контроля над ОРДЛО.

Но проблема не только в этом. В украинском обществе сильно предубеждение против жителей Донбасса – даже против тех, кто сегодня скитается по съемным квартирам, оставив свой дом, чтобы не жить под властью «ЛДНР». «Приехал из Донецка и живет себе – а почему не на фронте?»

Что уж говорить о тех, кто остались в ОРДЛО? – «Там все сепары». «Звали Россию – теперь расхлебывайте».

Вот в примирении между этими людьми нуждается наша страна. Без него будущее единой Украины невозможно.

Когда начинать?

Ставить знак равенства между конфликтом в Донбассе и Балканами – некорректно. Хотя бы потому, что прежняя Югославия распалась на независимые государства, а мы хотим сохранить страну. (Не говоря уж о том, что там война была куда кровопролитней.)

Тем не менее балканский опыт послевоенного примирения может быть полезен для Украины, считает Райко Божич. Он – один из создателей крупнейшего в Восточной Европе фестиваля EXIT (Сербия), в котором музыкальная часть сочетается с панельными дискуссиями. На сцене выступают монстры рока уровня Guns N’ Roses и местные музыканты. А в дискуссиях молодежь обсуждает, что и как важно изменить в обществе.

Слободан Милошевич в Гааге

Слободану Милошевичу после его отстранения от власти Международный уголовный трибунал по бывшей Югославии предъявил обвинения в военных преступлениях. В их числе: массовые убийства боснийских мусульман и хорватов, создание концлагерей, насильственное переселение более 250 тыс. человек, преследования на политической, национальной и религиозной почве, разрушение населенных пунктов (обстрел Сараево), исторических памятников и нападение на мирных жителей. Из-за смерти 64-летнего обвиняемого от сердечного приступа в 2006 году дело было закрыто без вердикта. На фото — Милошевич в Гааге

– Наш фестиваль был первым местом, где после войны собрались люди из Хорватии, Боснии – из стран, с которыми мы воевали перед этим несколько лет! – говорит Божич.

С самого начала фестиваль имел политическое звучание, и поднявшееся вместе с ним молодежное движение привело к крушению авторитарного режима Слободана Милошевича.

– Было много интересных проектов у общественных организаций Сербии, Боснии и Хорватии, которые не хотели разрывать связи, существовавшие до войны. Они очень помогли восстановлению дипломатических и гражданских отношений между странами, – рассказывает Райко. – Был интересный проект «Цивильный диалог», который работал после войны. В нем участвовали общественные организации женщин, молодежи и журналистов Косово и Сербии.

Однако организатор фестиваля подчеркивает: условием «Цивильного диалога» как платформы для построения связей было – вначале война должна закончиться. Пока конфликт продолжается, вести диалог очень тяжело, хотя подобные инициативы тоже были.

Фальстарт: Заславская в Харькове

Как могут выглядеть попытки диалога, пока война не закончена, мы видели. Это было в декабре прошлого года в Харькове.

В Debates on Europe 2015 участвовали философы, журналисты, ученые, культурные и общественные деятели из разных стран. К разговору о событиях в Украине по настоянию поэта Сергея Жадана пригласили и представительницу литературы «ЛНР», поэтессу Елену Заславскую. До войны она входила в объединение «СТАН», с которым дружил Жадан.

– Я приехала, чтобы донести нашу точку зрения, ответить на сложные, неудобные вопросы, – сказала она. – Пообщаться с журналистами, чтобы меньше было пропаганды, а больше взаимопонимания. Я хотела бы, чтобы все вместе мы подумали, что каждый из нас может сделать, чтобы мир наступил.

Заславская на Европейских дебатах в Харькове, декабрь 2015

Елена Заславская на Европейских дебатах в Харькове, декабрь 2015. Серьги в виде матрешек, на груди — три броши в виде матрешек. Верхняя одежда — стеганая куртка, стилизованная под ватник бежевого цвета с орнаментом из петушков. Наряд был задуман не то для эпатажа, не то в качестве оберега

Заславской предстояло дискутировать с художником Сергеем Захаровым. За карикатуры на полевых командиров «ДНР» художник прошел в Донецке через пытки, избиения, инсценировки расстрела. Когда Заславская призвала всех приезжать «к нам в республику», чтобы увидеть все своими глазами, Сергей просто показал аудитории эскизы своего графического романа о плене.

– Я думаю, моя поездка закончится вот этим.

Оппонент Заславской сдерживался, но многих эмоции переполняли.

– Вы лично использовали в своих публикациях слово «хунта»?

– Достаточно ли вам территории, которая оккупирована с помощью российских агрессоров или вы хотите большего?

– Готовы ли вы лично нести ответственность за побои и увечья патриотов? Ответственность за то, что мы, луганчане-патриоты Украины потеряли свои дома?

Заславская быстро ушла в глухую защиту, транслируя набор пропагандистских штампов. «Мы хотим чтить своих героев, а не навязанных нам. Беда в Украине началась с незаконного захвата власти в Киеве. Украинская армия обстреливает мирных жителей. В Украине рушат памятники. В Европе Украина будет бесправной».

Накануне Сергей Жадан, который пользуется авторитетом у патриотов, просил воздержаться от любых акций в отношении Заславской. Тем не менее после публичной части Дебатов несколько харьковчан-радикалов попытались заблокировать выход перед Заславской. Оградили ее от провокаций те самые луганчане, которые потеряли дома из-за оккупации.

Память против памяти

«РГ» писала о том, что «ЛНР» старается впечатать себя в историю. Создание «своего» искусства, установка памятников, выпуск своих «почтовых марок»… Все это складывается в воспитание собственной идентичности на неподконтрольных правительству территориях. Этой цели служат и совместные мероприятия по почитанию памяти жертв «карателей», создание культа «павших героев» (например, присвоение школам их имен), обилие символики «ЛНР» на улицах.

Бобров не понимает

Декларируя «единство с Русским миром», пропагандисты «Новороссии» выстраивают конструкцию, которая не очень-то интегрируется в идеологию Российской Федерации. Недаром «предсоюзпис ЛНР» Бобров жалуется на отсутствие внимания к теме «республик» со стороны российского кинематографа (который, как известно, из всех искусств для нас главный)

Своя идентичность – это осознание себя чем-то отдельным от других народов. С идеей, что Донбасс – плавильный котел нового этноса, нынешний председатель «Союза писателей ЛНР» Глеб Бобров вытупал еще лет за 7 до войны.

Если слова «Україна єдина» – не просто лозунг, то патриоты Украины должны понимать: им предстоит большая и трудная работа с умами людей.

В работе с общественным сознанием нельзя, как на компьютере, нажать Ctrl+Z и отменить последнее действие. Приложенное усилие, особенно, когда оно подкреплено угрозой жизни и лишениями, еще долго будет задавать жителям Отдельных районов Донецкой и Луганской областей направление мысли.

Революция Достоинства и два года войны, в свою очередь, уже стали частью исторической памяти украинского народа. Небесная Сотня, «киборги» из Донецкого аэропорта, добровольцы и волонтеры, взвалившие на свои плечи снабжение армии и добровольческих батальонов, когда государство этого не делало… Истории плена, убийства и пытки патриотов сепаратистами, сломанные жизни и «отжатое» имущество… Сбитый сепаратистами в небе над Луганском Ил-76 с 49 украинскими десантниками, сбитый из российского «Бука» малайзийский Boeing, Иловайск и Дебальцево…

Новый пантеон героев и память о трагических событиях – это сегодня неотъемлемая часть украинской идентичности.

Возможно ли примирение между этими двумя идентичностями?!

Христианство и музыка

Ярослав Грицак

Ярослав Грицак уверен, что примирение может основываться только на общих ценностях

– Если основываться на идентичностях, примирение невозможно, – говорил на упомянутых Европейских дебатах в Харькове Ярослав Грицак, ученый, историк, и публицист.

Фундаментом для примирения, по его мнению, могут стать лишь общие ценности. В своем выступлении историк приводил пример польско-немецкого послевоенного примирения.

Первый шаг в 1965 году сделали польские епископы, которые подписали письмо немецким епископам, известное сегодня как «Прощаем и просим прощения». В письме на немецком языке были представлены темные и светлые стороны польско-немецких отношений. В том числе высылка миллионов немцев из Польши после Второй мировой.

«В духе христианства и человечности мы протягиваем вам руку, прощаем и просим прощения», – писали польские епископы.

Христианские ценности оказались сильнее вражды, но до этого обращения должно было пройти 20 лет после войны.

Используя современные социальные технологии, прогресса в отношениях, вероятно, можно достичь быстрее. Возможно, одна из таких технологий – создание фестивалей наподобие балканского EXIT, о котором мы говорили с Райко Божичем. Например, в 2005-м на EXIT была специальная акция памяти жертв в Сребренице, где от рук сербских военных погибло больше 8 тысяч боснийских мусульман.

Ценностью, которая объединяла балканскую молодежь (христиан-сербов и боснийцев-мусульман), стала музыка. Райко Божич говорит, что механически перенести идею фестиваля из одной страны в другую не получится. Но попробовать адаптировать на новой почве – можно.

Фестиваль Plan B

«Plan B. Социальные инициативы и новая музыка». Фестиваль в Харькове проходил в нескольких локациях – концерты, дискуссии, мастер-классы, флешмобы. Это было необычно и увлекательно. Луганской и донецкой молодежи понравилось бы тоже. А может, она уже здесь есть? Фото со страницы фестиваля в Facebook

В Харькове основатели EXIT Райко Божич и Боян Бошкович занимались организацией нового фестиваля – Plan B, который состоялся 23-24 сентября. Здесь, как и в их балканском детище, соединились музыка и социальные инициативы.

– В Украине есть проблема, которой не было у нас: у вас очень большая страна и в ней очень слабые горизонтальные связи между городами и регионами, – говорит Райко.

Новый фестиваль призван эти связи укрепить. («РГ» писала о том, что слабые связи между Востоком и Западом стали одной из причин конфликта в Донбассе.) Если фестиваль будет жить, то со временем на звуки музыки и громкие имена в афишах сюда наверняка потянется и молодежь Донецка и Луганска.

Но для этого сначала должна закончиться война.

———————————————————-Плашка грантМатеріал публікується в рамках проекту «Розвиток новинної та аналітичної журналістики у ЗМІ Донецької та Луганської областей», що реалізується Громадською організацією «Інтерньюз-Україна» у співпраці з Об’єднанням українців у Польщі та за сприяння Польсько-канадської програми підтримки демократії, яка співфінансується з програми польської співпраці на користь розвитку Міністерства закордонних справ Республіки Польща та Міністерства закордонних справ, торгівлі та розвитку Канади (DFATD). Матеріал доступний на ліцензії Creative Commons Uznanie autorstwa 3.0 Polska. Деякі права застережені на користь [назва авторів або інституції]. Дозволяється вільне використання твору за наявності вищезгаданої інформації, в тому числі інформації про відповідну ліцензію, власників прав та про Польсько-канадську програму підтримки демократії. Публікація відображає виключно погляди автора і не може ототожнюватися з офіційною позицією Міністерства закордонних справ Республіки Польща та Міністерства закордонних справ, торгівлі та розвитку Канади.

, , , , , , ,

Добавить комментарий