Как с помощью заробитчан уйти от «русского мира»

Как с помощью заробитчан уйти от «русского мира»

Как с помощью заробитчан уйти от «русского мира»

Заробитчане с Западной Украины везут домой из Европы не только валюту, но и представления о европейском укладе жизни. А жители Востока Украины многие годы ездили на заработки в Россию. Этим не в последнюю очередь объяснялся их страх перед евроинтеграцией. Сегодня Донбасс по-прежнему шабашит в России и боится Европы. Изменить положение может трудовая миграция.

Александр БЕЛОКОБЫЛЬСКИЙ, «РГ»

Злотые, форинты, кроны и фунты для Украины

Пару лет назад я был в небольшом городке Бережаны, это Тернопольская область. Местные жители называют его географическим центром Галичины – город находится прямо посредине треугольника Тернополь – Львов – Ивано-Франковск. Городок удивляет много чем – богатой историей (с XIV века), любовью к его жителей к своей земле и к этой истории. А меня впечатлили еще и новостройки.

Целые улицы, десятки больших добротных домов. Какие в один этаж, какие – в два, встречаются и трехэтажные. И их много! Некоторые уже несколько лет как обжиты, некоторые только заселены, строительство других в завершающей стадии.

Как с помощью заробитчан уйти от «русского мира»
Заробитчане вкладывают деньги в строительство на родине. Г. Бережаны, Тернопольская область

– Что за бизнес у хозяев? – спрашиваю у местных.

– Заробитчане, – отвечают. – Польша, Италия, кому повезло – Англия.

Как мне объяснили, деньги зарабатывают в Европе, но затем возвращаются и обустраивают быт на родине. Ну, то есть многие продолжают там работать, рассчитывая провести спокойную старость в большом уютном доме. Пока же в этих домах растут дети.

Поездив по большим и маленьким городам Западной Украины, скажу, что картина типичная, в общем.

– Работы особо нет в городе, предприятия большие стоят, – рассказывает мне Петр Захарович, охранник одной из гостиниц в Ивано-Франковске. – Родители на заработках. Молодежь одета по-модному, на машинах в институт ездят. Подойдите к пединституту – там припарковаться негде, это студенты.

На улицах города приезжему бросается в глаза обилие вывесок визовых центров. «Шенген візи», «Робота за кордоном», «Центр візової підтримки», «Легалізація документів в посольствах». Подтверждение, что их услуги востребованы, – тоже на каждом шагу. Для жителей центра и востока Украины местные пункты обмена валют, которых множество, выглядят экзотично.

Помимо привычных всем трех позиций (доллар, евро, рубль – да, в РФ тоже ездят, но меньше, чем в Европу) в Ивано-Франковске повсеместно можно обменять на гривню польские злотые. Но также легко поменять чешские кроны, венгерские форинты, швейцарские франки, шведские кроны, норвежские кроны, датские кроны, британские фунты стерлингов, канадские доллары, австралийские доллары.

Домой в чемоданах Европу везут

Роль этого колоссального потока валюты в нынешнем благосостоянии города переоценить трудно. Заработанные в Европе деньги тратят дома. Они вливаются в сферу услуг, в стройматериалы (строительство и ремонты), в образование (через контрактное обучение).

Последний раз я был во Франковске в 2007 году, и теперь его не узнать. Центральная площадь с ратушей, да и прилегающие улицы точь-в-точь, как в небольших, но привлекательных для туристов городах Польши. С весны до осени на них открытые площадки кафе, вокруг – множество кафе и баров, у каждого – свой имидж.

Дома в городе ухоженные, идет большое строительство. На улицах – современные авангардные скульптуры, как в той же Польше. Молодежь участвует в движняке по части грантов, продвинутые предприниматели проводят конкурсы идей на получение городских грантов (энергоэффективность, современное искусство, обустройство городского пространства). В городе полно велосипедистов и, соответственно, велопарковок. Пенсионеры, «старші люди» то есть, по воскресеньям ходят в кафе.

Все это складывается в облик нормального такого европейского города. Наверняка, отчасти Ивано-Франковск обязан этим тому, что Совдеп не сумел вытравить из жителей переименованного Станислава довоенные буржуазные привычки. Но, уверен, много дала современная мобильность – поездки заробитчан, которые вместе с валютой везут домой элементы европейского уклада жизни; студенческие поездки по культурному обмену; связи с городами-побратимами.

Побратимов у Ивано-Франковска два десятка – в США, Румынии, Венгрии, Чехии, Латвии, Беларуси и, конечно, Польше. На центральной площади стоит кованый указатель с расстоянием до каждого из этих городов.

Из надписей мы узнаем, что в Польше у Франковска побратимов – 11.

В одном из польских городов-побратимов Ивано-Франковска, Ополе мне довелось побывать этим летом. О трудовой миграции сюда из Украины мы говорили с директором Торгово-промышленной палаты «Силезия» Томашем Кандзьорой (dyrektor Izby Gospodarczej “Śląsk” Tomasz Kandziora). Вопреки ожиданиям, пан директор оказался горячим сторонником украинских работников.

Польша нуждается в украинцах

Как с помощью заробитчан уйти от «русского мира»
Исторический центр Ополе. Ивано-Франковск сегодня очень похож на своего польского побратима

Ополе – «областной центр», центр Опольского воеводства. На 120 тысяч населения города (в агломерации – около 260 тыс.) зарегистрированы 4 000 безработных, а вакансий – 10 000, в миллионном же воеводстве безработных 10 процентов.

Тем не менее пан Кандзьора считает, что разрешений на работу в Польше для украинцев надо выдавать больше. Мол, это совсем не то, что сирийские беженцы, которые в Германию едут жить на пособия, – украинцы едут именно работать, и работают хорошо. Польша нуждается в украинцах-слесарях, сварщиках, водителях фур. Например, сейчас польским транспортным компаниям требуются 50 000 водителей!

– Система профтехобразования сломалась. Вначале это произошло в Европе, и на место английских швей и сантехников пришли польские рабочие. Однако их дети здесь пошли учиться в университеты, все хотят высшее образование. И теперь проблема с квалифицированными работниками рабочих специальностей уже в Польше. На эти места мы и зовем украинцев, – объясняет пан директор ТПП «Силезия».

Поляки продолжают ехать на заработки в страны с более высоким уровнем жизни и сегодня.

Салон «рианэйровского» лоукоста из варшавского «Модлина» в аэропорт «Осло Ригге» заполнен не столько молодежью, познающей мир, сколько людьми самой пролетарской внешности.

Заробитчан в любой стране узнаешь по усталым даже после поездки домой глазам. Поношенная одежда (вечная экономия!), видавшие виды дорожные сумки, озабоченные лица. Едут в Норвегию не только трудяги-пролетарии. В магазине сувениров в центре Осло девушка-продавец, услышав мой славянскй акцент, перешла в объяснениях с английского родной польский.

– В 90-е у нас на каждой улице было по 3-4 агентства, которые отправляли работников на Запад, – вспоминает пан Томаш Кандзьора, который до того, как стать директором ТПП «Силезия» занимался реализацией проекта ЕС под названием «Транзитные рабочие места», а перед этим работал в Агентстве занятости OTTO. – Теперь таких агентств гораздо меньше. А некоторые из них вместо трудоустройства на Западе для поляков ищут украинских работников для польских предприятий.

Как относятся поляки к украинским рабочим?

– Я живу в гмине Ренська Весь. Не так давно к 200 жителям нашего поселка добавились 15 украинцев – фирмы, куда они приехали работать, сняли для них дома. Интеграция идет быстро, сейчас участвуют в общественной жизни, – говорит пан директор ТПП «Силезия». – Относятся к ним хорошо, потому что многие из жителей сами были в этой роли в Дании, например.

«Унизительная Европа» и «кормилица-Россия»

Разительный контраст с Западной Украиной видишь, приезжая в нынешнюю «столицу» Луганской области. Разница не только в степени внешней ухоженности городов, не только в языке, который чаще слышишь на улицах, не в количестве военных на улицах. И даже не в том, что на западе с отделений «Сбербанка России» убрали второе слово, а в Северодонецке – нет.

Объявления. По ним всегда много чего становится понятно.

Доски объявлений, остановочные павильоны в Северодонецке заклеены сплошняком: «Москва, Питер», «Ростов, Краснодар», «Москва, Воронеж», «Минск, Гомель». С лета остались листовки «Анапа, Адлер, Сочи, Краснодар», «Крым без пересадок»…

На самом деле «заработки» в Луганской и Донецкой области и раньше были в России. Количество заробитчан стремительно росло по мере того, как рушились большие предприятия. Основной вал начался со стартом так называемой «углереструктуризации». В ее ходе Луганская область лишилась половины из своих 90 шахт. Десятки тысяч здоровых мужиков должны были искать пропитание для своих семей. И они поехали устраиваться строителями, шоферами, продавцами на рынках – да кем только не работали в России.

Читайте также: Шахтерское дежавю. На шахты возвращаются 90-е

Во многом именно они стали проводниками идей «русского мира». Даже если не брать в расчет главарей сепаратистов (Алексей Мозговой покойный до того, как возглавить бригаду «Призрак», работал на территории РФ, где и был, вероятно, завербован спецслужбами), – простые работяги возвращались и рассказывали: «в России порядок!» «Путин – нормальный мужик, не то, что наши!»

Они, вернувшиеся с деньгами, становились живым подтверждением того, что «в России – лучше, чем в Украине».

В противовес «кормилице-России» местная пропаганда культивировала образ западенцев, которые в Европе занимаются самой грязной работой – «моют туалеты» и «выносят горшки». Между далекой «унизительной» Европой и близкой «братской» Россией (до Москвы из Луганска те же 800 км, что до Киева) выбор заробитчан очевиден.

Теперь по-прежнему из Луганской области ездят шабашить в Россию. Хотя, говорят, заработки стали не те, а случаи «кидалова» (невыплаты заработанного) сильно участились.

Короткий путь к евроинтеграции

Сегодня, когда украинцам реально получить легальную работу в Польше, реклама такого трудоустройства есть и в Киеве, и ближе к Донбассу – в Харькове. Однако ее совсем нет в Луганской и Донецкой областях. Здесь не ведут набор рекрутинговые агентства, хотя квалифицированных рабочих здесь найти ничуть не сложнее.

Очевидно, одно из препятствий – стереотипы. Работа в Европе по-прежнему ассоциируется с «мытьем туалетов». Интересно, что похожие стереотипы в 90-х бытовали и в Польше относительно тех, кто ехал на заработки.

Как с помощью заробитчан уйти от «русского мира»
Полек нанимают сиделками для стариков в другие европейские страны и теперь. Билборд «Стань сиделкой для пожилых людей в Германии. Зарабатывай до 13000 злотых» снят, правда, не в самом благополучном регионе – городе Бытом с закрытыми шахтами

– В Польше та же проблема была. Так и воспринимали: в Италию – посудомойкой, в Голландию – на помидоры, в Англию – разнорабочим на стройку, – рассказывает пан директор ТПП «Силезия» Томаш Кандзьора. – Однако очень многие люди первые пару лет работали посудомойками, официантами, а теперь они занимаются компьютерной графикой, работают программистами. Думаю, так же может быть и у украинцев в Польше. Кстати, стереотипы относительно наших работников в Германии, Голландии ломались с помощью большой информационной кампании, которая проводилась при поддержке правительства Польши.

Пан Томаш Кендзьора говорит, что многие поляки, заработав денег в других странах, возвращаются. И по сентиментальным причинам, и по прагматическим: жить в Польше дешевле, чем в той же Германии. Привезенные деньги вкладывают и в обустройство быта, и в открытие своего мелкого бизнеса – подхватив заграничные бизнес-идеи и наработав опыт.

Очевидно, что трудовая миграция – это мощный инструмент, который одновременно с притоком валюты в страну дает возможность культурного обмена. И любая рекрутинговая компания, которая взялась бы за набор рабочих для Польши на Востоке Украины, сделала бы огромный вклад в дело евроинтеграции.

А особенно здорово было бы наладить отправку на работу в Европу жителей оккупированных территорий Донбасса. Вот где был бы культурный шок, вот где была бы бомба под фундаментом «ЛДНР»!

 

———————————————————-Как с помощью заробитчан уйти от «русского мира»Матеріал публікується в рамках проекту «Розвиток новинної та аналітичної журналістики у ЗМІ Донецької та Луганської областей», що реалізується Громадською організацією «Інтерньюз-Україна» у співпраці з Об’єднанням українців у Польщі та за сприяння Польсько-канадської програми підтримки демократії, яка співфінансується з програми польської співпраці на користь розвитку Міністерства закордонних справ Республіки Польща та Міністерства закордонних справ, торгівлі та розвитку Канади (DFATD). Матеріал доступний на ліцензії Creative Commons Uznanie autorstwa 3.0 Polska. Деякі права застережені на користь [назва авторів або інституції]. Дозволяється вільне використання твору за наявності вищезгаданої інформації, в тому числі інформації про відповідну ліцензію, власників прав та про Польсько-канадську програму підтримки демократії. Публікація відображає виключно погляди автора і не може ототожнюватися з офіційною позицією Міністерства закордонних справ Республіки Польща та Міністерства закордонних справ, торгівлі та розвитку Канади.

Залишити відповідь