Искушение сентябрем

Искушение сентябрем

Вынужденных переселенцев активно зазывают возвращаться в ЛНР и ДНР. В качестве мишеней выбраны самые неустроенные из бывших дончан и луганчан – бюджетники и пенсионеры. Людей заманивают обещаниями высоких “путинских” пенсий и зарплат. В это мало кто верит, но “эмигрантов” гонит назад тоска по покинутым родным стенам и страх остаться голыми-босыми накануне осенних холодов.

Андрей Дихтяренко, “Обозреватель”

“Гуманитарный конвой” и начало скрытого вторжения российских войск на юго-восток Украины в последние дни августа придали оптимизма новоназначенным лидерам сепаратистских “республик”.

Если раньше болотовы-бородаи-стрелковы все больше рассказывали о собственных военных успехах и ужасных последствиях артобстрелов городов Донбасса (приписываемых исключительно украинской стороне), то их преемники вдобавок развернули целую пропагандистскую кампанию, направленную на возвращение вынужденных переселенцев, бежавших от войны на мирные территории Украины.

В качестве объектов агитации выбраны самые слабые – те, кто отчаялся найти работу и жилье на новом месте, кто не смог переоформить себе социальные пособия и пенсии.

С поразительной синхронностью “премьер” ДНР Александр Захарченко и глава ЛНР Игорь Плотницкий выступили с заявлениями о том, что Донецкая и Луганская народные республики принимают законы о пенсиях и пособиях, которые будут распространяться также и на тех, кто был вынужден временно покинуть родные места.

Якобы уже в сентябре переселенцы смогут получать социальные выплаты в валютах стран временного пребывания. “С вами будут связываться волонтеры общественных организаций, которые доведут до вас нашу помощь”, – заявляют лидеры террористов. По словам Захарченко, принятие закона связано с тем, что “власти Киева отказались выплачивать пенсии и пособия жителям ДНР”.

Это звучит как фантастика: сложно представить себе волонтерские организации, раздающие, скажем, в Киеве или в Ивано-Франковске направо и налево финансовую помощь от донецких и луганских террористов. Хотя, если вспомнить предыдущие избирательные кампании в парламент – с раздачей гречки и формированием так называемых “предвыборных пирамид” (потом они стали основной для формирования сетевых организаций поддержки сепаратистского движения на Донбассе), – то понимаешь, в нашей стране возможно и не такое…

“Мы готовы к тому, что руководство ЛНР будет производить выплаты пенсий. Пускай это будет пока не в полном объеме, но мы найдем способ, чтобы пенсионеры получили первые выплаты в ближайшее время”, – объявил его луганский “коллега” Плотницкий.

Посулив социальные выплаты пенсионерам и инвалидам, лидеры “народных республик” призвали всех переселенцев задуматься о возвращении в свои разграбленные и разрушенные дома:

– Да, раньше мы вас защитить не смогли, но теперь мы перешли в наступление. В ближайшее время территория ЛНР будет очищена от захватчиков, – пообещал Плотницкий. – Возвращайтесь, мы гарантируем вам выплаты, открытие школ и детсадов, нормальную жизнь. Милости просим домой!

Такие тиражируемые “Лайф-ньюз” заявления подкреплялись сюжетами о торжественном открытии сепаратистами нескольких школ, “оборудованных бомбоубежищами” и даже… вузов, куда без экзаменов принимаются все желающие!

Вдобавок по Луганску и Донецку “цыганская почта” начала разносить слухи о скором введении российской валюты и намечающейся раздаче паспортов – то ли российских, то ли с бланками ЛНР и ДНР. По информации главы ГО “Права справа” Дмитрия Снегирева накануне в регион в большом количестве действительно были завезены рубли.

Так по информации “Остров-Лугань” многие луганчане действительно уверены в том, что уже 11 сентября на День города в Луганске “будет установлен “русский мир”: введены паспорта самопровозглашенной “ЛНР”, расчет будет производиться в российских рублях, будут установлены российские пенсии и соцвыплаты”.

Разумеется, эти информационные вбросы не в последнюю очередь рассчитаны на тех, кто ютится у родственников и жадно следит за новостями на своей захваченной боевиками малой родине. Тех, кто остался без крова и работы. Тех, кто покидал обстреливаемые города в спешке, в летних вещах, захватив лишь самое необходимое. Тех, у кого закончились последние “заначки на черный день”, а ведь впереди холода…

Эти вбросы рассчитаны на сотни тысяч переселенцев, которые искренне надеялись, что до конца лета их города будут освобождены. Увы, надеждам не суждено было осуществиться. И с приходом осени перед многими из “эмигрантов” остро встал вопрос дальнейшего выживания: “Оглянуться не успела, уж зима глядит в глаза”.

Масла в огонь подливают оставшиеся на захваченных территориях и согласившиеся работать на территории ЛНР и ДНР бюджетники – чиновники, врачи, преподаватели. С подачи профильных “министров” они обзванивают своих коллег и бывших подчиненных и в приказном порядке требуют с первого сентября возвращаться на рабочие места!

Так одна работница пенсионного фонда была вызвана своей начальницей в Луганск – якобы с 1 сентября областное управление ПФ выходит на работу. Подчиненным дали до 10 дней на раздумья – приезжать в захваченный террористами город или нет. Параллельно обещают высокую зарплату и рассказывают о том, что украинская армия скоро будет отброшена к Днепру…

Так же обрабатывают выехавших преподавателей школ и вузов – сулят им золотые горы, “только возвращайтесь”. Укоряют медиков: мол, что ж ты бросил больных и раненых. Манят чиновников и специалистов освободившимися высокими вакансиями и карьерными перспективами: “в Харькове ты никто, а в Донецке будешь целой Новороссией управлять!” Зовут шахтеров восстанавливать шахты, а рабочих – заводы.

Разумеется, все это уловка. Но можно себе представить сложные чувства людей, которые пережили личную катастрофу, стали беженцами и фактически иждивенцами – и вдруг слышат, что на малой родине их, оказывается, ждут.

И ведь многие – поедут. Речь не о сильных, которые сами освобождают свои города с оружием в руках в батальонах “Донбасс”, “Айдар” и “Луганск-1”. Или о тех, кто смог найти работу и начал строить свою жизнь заново. Речь о тех, кто так и не сумел адаптироваться к чужим городам, кого до слез пугает перспектива остаться зимой без теплых вещей и привычной среды обитания, кто воспринимал происходящие с ним мытарства как страшный сон или как неприятные приключения в затянувшемся летнем отпуске. Они поедут – потому что там родной дом. Родные стены, которые, как известно, “помогают”. А здесь – осень, равнодушие и отсутствие перспектив.

Эти люди вернутся – и поневоле станут картинкой для антиукраинской пропаганды. Станут еще одним свидетельством успеха Путина в глазах русских, заставят забыть о тысячах беженцах с Донбасса в России, страдающих от скотского отношения властей в Перми или Магадане.

Понятно, что жизнь на “Луне” и в “Дыре” не будет легкой. Многие очень скоро пожалеют о добровольном решении вернуться в самый эпицентр войны и разрухи, в криминальную зону, где вход стоит рубль, а выход – два.

Но сейчас, с началом осени, тоска по родине у многих заглушит голос разума. И этим цинично пользуются сепаратисты и стоящие за ними российские спецслужбы. В деле манипулирования эмигрантской ностальгией, в искушении слабых сих у наследников НКВД и КГБ большой опыт.

Еще в разгар Гражданской войны в начале 1920-х гг. по всей Европе начала работать сеть “Союзов возвращения на родину”, зазвавшая в Советскую Россию более 180 тысяч белых эмигрантов. Судьба вернувшихся, за немногими исключениями, была трагической: бывшие офицеры и военные чиновники расстреливались сразу по прибытии, унтер-офицеры и солдаты оказались в северных лагерях, а затем на стройках социализма. “Зачем вам, поручик, чужая страна?..”

Тем временем из захваченных городов Донбасса передают: в последние дни там все чаще встречают соседей, вдруг вернувшихся из долгого летнего “отпуска”.