Социальные сети – современные секты, которые затягивают в свои ряды все больше и больше адептов. Здесь ты можешь придумать себе жизнь, если тебя не устраивает твоя. Здесь стираются границы между миром вымышленным и миром реальным. Ведь управлять страницей в соцсети гораздо проще, чем своей судьбой…
Луганск по количеству людей, у которых есть доступ в интернет, далеко не на первом месте, однако количество пользователей с каждым днем растет. И редко кто из подключившихся к глобальной паутине не регистрируется в социальных сетях.
Началось все с «Одноклассников». Этот ресурс и поныне безумно популярен среди луганчан – им активно пользуются люди, чья молодость припала на времена, когда не было ни компьютеров, ни мобильников.
В «Одноклассниках» всегда пестро. Статусы сверкают блестящими буквами и картинками с котами, младенцами и цветами. Ну и, понятное дело, афоризмами великих и не очень людей. Порой, просматривая страницы пользователей, диву даешься – зачем тратить время на все это безумие? Ответ на этот вопрос нужно искать в области психологии: «классы», «сердечки», «лайки» являются синонимом похвалы. Другими словами, человек, обновляющий свой статус в соцсети, шлет другим членам «секты» энергетический импульс, а лайк или же перепост являются символами того, что этот импульс был воспринят другими и передан дальше. В итоге человек получает иллюзию собственной востребованности.
Соцсети как способ манипуляции и организации
Сегодня мы сталкиваемся с другими функциями соцсетей – манипуляции и организации. Впрочем, они имеют ту же природу, что и вышеописанная.
Фактически каждый сидящий в соцсети идивид жаждет популярности, одобрения, поддержки и распространения своих идей.
Небольшой пример. Есть в Луганске мальчик Женя, которому лет 15. На Хеллоуин Женя создает группу, в которой призывает всех нанести грим и выйти в костюмах в сквер Памяти. Через несколько дней – парад зомби. Дальше идет снежная битва, потом битва газетами, подушками, купание в фонтанах. Женя участвует везде и расширяет список веселых сообщников с помощью соцсети, не вставая с дивана.
Другой пример – уже из «Фейсбука». В соцсети была создана группа «Блеск и нищета луганских маршруток». Пользователи постили туда фото грязных машин и ободранных салонов. Группой заинтересовался мэр Луганска. И – совпадение это или нет, – но спустя некоторое время решил сам прокатиться в городской маршрутке. Правда, сильно транспорту от этого не полегчало. То есть произошел обычный выпуск пара: повозмущались – и миссия выполнена. Заодно умные люди поменяли начальника транспортного отдела и, надо полагать, перераспределили финансовые потоки из-под этой традиционной «дойной коровы».
Поле битвы – личный аккаунт
В столице политики живут активной социально-сетевой жизнью, их статусы моментально тиражируются в интернет-СМИ в качестве новостей.
До Луганска, конечно, прогресс тоже дошел. У губернатора, у главы облсовета и у мэра есть свои страницы в «Фейсбуке». Однако размещенные там материалы, мало чем отличаются от сообщений их пресс-служб. В переписку с «френдами» чиновники вступают редко.
Исключением является разве что заместитель губернатора Эдуард Лозовский. Он пишет много и поэтично, яростно дискутирует и дает оценки. Порой даже поражаешься – и когда же люди все успевают! Впрочем, уже давно есть такая профессия – посты в «Фейсбуке» писать. Политические партии активно используют соцсети как средство влияния на массовое сознание.
На просторах луганского интернета можно встретить ряд персонажей, которые четко выполняют свою миссию: забрасывают наживки, на которые должны попадаться незадачливые пользователи. Таких персонажей называют «ботами». Аккаунт у них обычно с одной фотографией. Зачастую распространяют они информацию лишь отдаленно соответствующую действительности.
Пример – «бот» по имени Николай Щорс. У него в друзьях – местные журналисты и политики. Он «учился во ВНУ имени Даля» и «состоит в отношениях». Вместо фото у него аватарка. О чем пишет Щорс? Распространяет информацию, которую не разместят в СМИ – слухи, домыслы, ссылки на сомнительные источники, блоги и так далее. «Гомики Серпокрыловы опять «разводят» Кличко», «Порошенко иди на х.., жид-мусор» и прочее. Достается в его постах оппозиции и власти. И лишь только коммунистов бот уважительно обходит стороной!
Рядом с ним подвизается на ниве «мочилова» некий Андрей Грымов. Этот тоже играет, судя по всему, за «комми», но на порядок веселее, острее и задорнее, нежели однофамилец красного командира.
Во время прошлых выборов в сети пользовалась «популярностью» пользователь Елена Копытько – на ее странице была фотография, где она была изображена с зонтиком с надписью «Партия регионов». Образ был создан комический и гипертрофированный. Персонаж клеймила позором врагов Партии регионов и постоянно объяснялась в любви к Александру Ефремову.
А совсем недавно на просторах луганского Фейсбука был еще один забавный персонаж – Виктор Янкевич. Сейчас он удалил свою страницу. Товарищ представлялся продавцом женского трикотажа на Центральном рынке, членом Партии регионов, очень ярым. Он с пеной у монитора доказывал, что власть в стране принадлежит партии, призывал к силовому разгону Майдана и шокировал непосвященных своей твердолобостью.
Пленных не брать!
Дабы убедиться, как ведется политическая борьба в сети, достаточно заглянуть в популярную луганскую группу в «Фейсбуке» – «Регион-13». Под многими постами – сотни комментариев. Там идут настоящие бои! Там в «словопролитных» схватках рубятся домохозяйки и депутаты, журналисты и священники. Смешались в кучу боты и люди.
Партия власти тоже не остается в стороне от современных технологий. Ее сторонники ведут активную пропаганду своих идей в Фейсбуке и высмеивают оппонентов.
Определенную миссию здесь выполняют маститые пользователи, у которых по 5 тысяч френдов и сотни подписчиков. Размещая каждый день посты в одном и том же духе, направленные на внедрение определенной идеи в массы, они просто продают свою аудиторию.
Однако по большому счету власть эту войну пока проигрывает. И может быть, потому, что большинство ее сторонников – это не та целевая группа, которая сидит в соцсетях. Любое мероприятие – будь то субботник, антифашистский марш, форум депутатов или поездка в Киев на Антимайдан – организуется регионалами старыми добрыми методами: по команде сверху.
Газеты, телевидение и даже проводное радио не списывается регионалами со счетов. Простые тексты с фотографиями заседаний и портретами «крепких хозяйственников» – на Луганщине далеко не вчерашний день в плане работы с избирателями. Впрочем, все это вполне вписывается в партийную концепцию: мол, пока другие «трындят», мы мешки ворочаем!
PS
Надо отметить, что сегодня соцсети играют огромную роль в организации развлекательных и протестных акций. Но, к сожалению, редко кто использует их с целью созидания. Приятным исключением являются разве что сообщества, созданные для помощи больным детям и сиротам.
К примеру, луганчане с помощью соцсетей могут организовать уборку улиц, высадку деревьев, гуманитарные акции для пожилых людей. Активные жители нашего города могут выдвигать проекты по реконструкции старого центра, парков и скверов, и не только требовать их реализации, но и принимать активное участие в них! То же касается и городского транспорта, коммунальных услуг и многого другого. Даже на банальную расчистку улиц от снега организоваться.
Громада, организованная и вооруженная идеями, может многое. Но, увы, пока большинство пользователей, даже самых продвинутых, занято кормлением своего виртуального эго, дело с мертвой точки не сдвинется.
Инна Коляденко