Открытый финал знаменитого луганского арт-проекта

Открытый финал знаменитого луганского арт-проекта

Vanishing Soil – арт-проект, родившийся в Луганске задолго до войны и живой по сей день. Группа фотографов и видеографов сделала своей второй жизнью съемку заброшенных зданий и полуразрушенных цехов заводов. В них Vanishing Soil находили особую красоту и пытались передать свою философию зрителю. На прошедшей неделе не стало одного из основателей проекта, Ярослава Воронина. Его памяти «РГ» посвящает эту подборку фото, видео и цитат из интервью

Александр Белокобыльский, РГ

Местные сайты сообщили о трагедии практически сразу, но о том, что погиб в ДТП Ярослав Воронин, мы узнали лишь спустя время. Фотограф вечером пересекал дорогу на электросамокате и умер прямо на месте столкновения с автомобилем. Друзья и коллеги Ярослава в глубоком шоке. Мы скорбим вместе с ними.

Ярослав и его проект Vanishing Soil («Исчезающая почва») были героями «РГ» еще в печатных номерах нашей газеты, осенью 2013. После начала войны мы возвращались к этому арт-проекту.

– Идея возникла у нас с моим другом Игорем Орда весной 2008 года. У меня тогда появилась первая видеокамера, и мы решили просто побродить по окрестностям города, снимать интересные места. И мы набрели на военный полигон, который находится за Камбродом, в сторону дороги на Трехизбенку. Там стояли радиолокаторы, которые мы и снимали, потом смонтировали из этого материала псевдодокументальный ролик – залили все это постапокалиптическими красками, расцветили фильтрами, – рассказывал нам Ярослав Воронин в далеком 2013, когда «Реальная газета» еще выходила в печатном виде.

– И после этого мы загорелись идеей бывать в подобных странных местах. Потому что вот эти локаторы в пустом поле, там особая атмосфера, что-то завораживающее. Тогда же появилось название VanishingSoil – когда мы шли к локаторам по полям – у нас проваливались ноги в почву. Понятие «Исчезающая почва» стало концепцией проекта, мы стали больше уделять внимание объектам, которые стираются с лица земли, исчезают из поля зрения людей. В первую очередь нас интересовали индустриальные, рукотворные объекты. В их нынешнем запустении мы видим своеобразную красоту.

Этот арт-проект поначалу выглядел как хобби – вроде сталкерских вылазок в заброшенные промзоны, которыми увлекаются некоторые. Но постепенно он перерос в нечто большее. «Исчезающая почва» постепенно сформировала свою философию – это было о том, как уходит в прошлое рукотворное, созданное людьми.

 “Вашему взору представлены заснеженные “Гималаи” Донбасса, которые наполняют его, пожалуй, повсеместно. Детища растерзанной плоти матушки земли, раскроенной ради нашего с Вами сомнительного обогащения”

Сегодня в довоенных работах арт-проекта можно увидеть и предвестие всего последовавшего – тотальную деиндустриализацию оккупированных территорий, разрушение промплощадок, запустение в когда-то людных местах и возвращение природы в свои права. Впрочем, сами фотографы и видеографы политических манифестов не провозглашали.

Благодаря в том числе и этому удалось сделать несколько вылазок на временно оккупированные территории. Для таких поездок нужна была смелость на грани безрассудства – любой человек с фотоаппаратом, камерой, даже телефоном мог легко загреметь на подвал. Особенно если среди материала «МГБ» обнаружит снимки, «очерняющие молодую республику».

Съемки такие и в довоенные времена зачастую заканчивались общением со сторожами, охраной, а иногда и военными. В 2008, накануне вторжения РФ в Грузию, оказывается в Луганске на территории бывшего ВВАУШ (Высшего военного авиационного училища штурманов) находилось большое количество военной техники, включая танки, ПВО и РЭБ.

– На пути стоял знак «Посторонним вход воспрещен». Нас сразу же остановила охрана. И тут мы увидели, что на территории ВВАУША стоят танки, зенитки – все в боевой готовности. Особых претензий к нам не было, нас заставили показать документы и внесли в военную базу данных. Но вообще-то у охраны было боевое оружие и приказ стрелять на поражение. Еще забавный момент – у нас проверили телефоны на предмет поиска фотографий, раскрывающих военные тайны, но у Игоря в памяти телефона было полно накачано анимешных девочек, и вопросов к нам не возникло, – рассказывал Ярослав «РГ».

А двумя годами позже Vanishing Soil пробрались на луганский завод им. Ленина – он вообще-то станкостроительный, но там было патронное производство, к 2010 году полуживое. Там мизансцена вышла, как в кино.

– Отправились туда впятером. И там нас повязали в выходной день, вызвали следователя. Это произошло в тот момент, когда я фотографировался голым. Был лютый мороз. В момент, когда я натягивал подштанники, появился охранник и сказал: «Я вижу, вы люди интеллигентные, бежать не будете». А я сижу в противогазе и красных подштанниках, в комнате, полной снега, и говорю: «Не будем», – это из интервью интернет-журналу Свои.City.

Почти 15 лет Vanishing Soil, в последние несколько лет – еще один проект tеменъ. Все это без какого-либо материального выхлопа, без заработка, без продажи фото, громких выставок… Как бы просто для себя. Но все же – не только.

– Благодаря нашим работам у зрителя меняется восприятие места, которое он видит ежедневно. Он начинает понимать, что это вовсе не уродство. Иногда увидевшие такие фото потом хотят пойти с нами, – делился Ярослав в интервью для интернет-журнала Katacult.

И там же – о природе своих работ:

– Когда ты обрабатываешь фото, то входишь в некий транс, смотришь в пустоту на фотографии, вспоминаешь, как это было, и переносишься в место, которое на ней изображено. Ты просто проживаешь снимок. Это как «замороженные образы» у Дали: ты поймал момент и все — он теперь живет своей жизнью. Я считаю наши снимки эстетическими. В юности я очень увлекался сюрреализмом и дадаизмом, и есть в нашем творчестве что-то от них. Мы любим оставлять открытые финалы, непонятные итоги.

Земной путь Ярослава Воронина оборвался в 42. Но работы его продолжают свою жизнь в интернете, который «все помнит», и продолжают находить своих зрителей и поклонников.

Больше работ – в Instagram, Facebook и Вконтакте.

Проект tеменъ – Instagram, и Вконтакте.

Залишити відповідь