В поисках новых лиц

В поисках новых лицНакануне большой предвыборной гонки луганские элиты столкнулись с острой нехваткой кадров

Политический сезон уже фактически стартовал, но качественно поливать конкурентов в эфирах ток-шоу, агитировать за Таможенный союз или за интеграцию с ЕС, и даже баллотироваться в мэры городов и советы всех уровней просто некому! Чем грозит региону идеологическое и управленческое безрыбье, и где планируют отлавливать новобранцев опытные мастера «Игры престолов» по-лугански – в материале «РГ».

На стартовой площадке

Буквально через несколько месяцев, с начала 2014 года? в Украине начнется широкомасштабная кампания в рамках президентских и местных выборов. Пока улицы наших городов и сел не усеяны предвыборными плакатами, но обратный отсчет уже пошел – артподготовка активно ведется вокруг подписания Ассоциации с Евросоюзом.
И если с идеологией и главными лозунгами нового политического сезона в общих чертах все ясно, то лица персон, отвечающих за их внедрение в умы избирателей, покрыты мраком.
И дело не в интриге и не в умении театрально держать паузу. Ключевые игроки, может быть, и рады раскрыть карты, но в их руках пока слишком мало козырей.

Сколько шуму наделало появление в первых рядах активно раскручиваемой пророссийской организации «Украинский выбор» одиозного регионала Арсена Клинчаева! Эксперты до сих пор гадают, что это было. Консультанты Медведчука сделали ставку на скандал? Хитроумный ход троянским конем от луганского областного штаба ПР? Отнюдь – банальная нехватка кадров.

На луганскую площадку раз за разом приходят новые крупные игроки, но они вынуждены играть в политический покер одной и той же захватанной колодой. Все те же «дамы» и «короли» преспокойно кочуют из одного избирательного списка в другой, достаточно сменить масть: из бело-сердечной в красную, из красной в голубую, из голубой в фиолетовую… С одной стороны, от такой цветовой всеядности и кадровой стабильности должна выигрывать действующая власть, контролируя этот процесс, попутно отбирая себе лучшие козыри и сбрасывая неликвид конкурентам. С другой, накапливается усталость избирателя от одних и тех же примелькавшихся «лидеров», растут раздражение и апатия, грозящие снижением явки на избирательные участки.

Безрыбье

Кадровый дефицит в полной мере проявил себя еще на парламентских выборах прошлого года, когда Луганская областная ячейка Партии регионов была вынуждена по нескольким округам выдвинуть в народные депутаты действующих мэров городов. Алчевец Владимир Чуб сумел обеспечить своей громаде управленческую преемственность, а вот в Лисичанске после катапультирования молодого управленца Сергея Дунаева в Верховную Раду возникла брешь. Городская власть, на фоне временного закрытия основных промышленных гигантов, крайне плохо справляется с ростом безработицы и коммунальных неплатежей. И если теоретически в одном проблемном городе можно ввести прямое управление из областного «Домас шарами», то что делать с целым рядом территорий, где до сих пор нет первых руководителей де-юре или де-факто?

В Рубежном мэр-коммунист Константин Козюберда судится с низложившим его горсоветом, в Ровеньках Александр Есенков ушел в отставку по состоянию здоровья, а по последней информации, по той же причине и соседний Свердловск может лишиться своего бессменного мэра Александра Шмальца… Кто придет им на смену? Вопросов больше? чем ответов, уверен, и в головах тех, кто принимает подобные кадровые решения? – руководителя областной парторганизации Александра Ефремова и губернатора Владимира Пристюка.

Именно кадровым голодом в бело-голубом стане и воспользовались кандидаты-самовыдвиженцы Владимир Струк и Валерий Мошенский, сумев победить более слабых соперников на своих округах. Сегодня бывший юбилейнинский голова по сложившейся луганской традиции перешел во фракцию Партию регионов. Но завтра эта темная лошадка, к примеру, может вылететь из парламента, попав в «Список Кармазина», и начать борьбу за пост Луганского городского головы против Сергея Кравченко под чужими знаменами. Что делать в этом случае с проблемным округом? Кого противопоставить Струку? Слишком много вопросов.

И это только вопросы межвыборного затишья и грозящих перевыборов, а ведь луганским регионалам уже сейчас нужно думать, кем заполнять длинные списки в областной, городские и сельские советы, выдвигать кандидатов в мэры по всей области – предвыборный 2014 год на носу! Людей не хватает, а времена, когда жители области дисциплинированно голосовали «все равно за кого, лишь бы шел от Януковича», давно прошли.
Штабные аналитики хорошо понимают необходимость выдвижения новых «лидеров мнений», молодых политиков, способных увлечь словами и делами народ. Да только где их взять?

Ищу человека

Впрочем, у второй по популярности политической силы в регионе – у  КПУ – дела еще хуже.
Те же выборы в Раду 2012 года, что бы ни говорили по этому поводу сами коммунисты, обернулись для луганской «красной команды» сокрушительным поражением. Ни на одном из 11 одномандатных округов ни один из кандидатов-мажоритарщиков от этой политической силы не только не победил, но даже не смог составить реальной конкуренции регионалам или, что вдвойне обиднее, кандидатам-самовыдвиженцам! Притом что свои 25% КПУ на Луганщине набрала. Это означает только одно: при лояльном отношении к идеологии партии сами луганские коммунисты – как персоналии – не вызывают доверия у жителей области.

Кадровый кризис, угрожающий регионалам в скором будущем, уже нанес существенный электоральный урон их «заклятым» серпасто-молоткастым союзникам по парламентским голосованиям. И если бы луганские коммунисты следовали правилам избирательных кампаний, принятым в «империалистических», но многоопытных в вопросах выборной демократии, Соединенных Штатах Америки – когда проигравший кандидат считается «сбитым летчиком» и повторно не участвует в будущих выборах – идти в местные выборы на Луганщине команде Петра Симоненко было бы банально не с кем.
Примечательно, что даже лидер облисполкома КПУ Спиридон Килинкаров так и не рискнул идти в Верховную Раду по «мажоритарке» от одного из округов Луганщины, а предпочел спрятаться в партийном списке.

Впрочем, коммунистам, с их проблемой бойцовских качеств потенциальных кандидатов, могут только завидовать черной завистью немногочисленные представители оппозиционных сил. У них просто физически нет людей вообще.
Игорь Лиски, бывший лидер областного «Фронта Змiн», радовавший луганчан продвинутыми прожектами вроде бесплатного WI-FI по всему областному центру, завязал с политикой и сосредоточился на решении своих бизнесовых угольных проблем. Местная «Батькивщина» так и не оправилась от поражения 2010 г., ее лидер Ирина Веригина изредка появляется разве что в сети «Фейсбук». А луганская «Свобода» – сравнительно новая звезда политического небосклона области – до сих пор управляется в ручном режиме из Харькова командой народного депутата Игоря Швайки.

 

Выборы в масках

С такой расстановкой сил (а точнее, бессилий) местные выборы превращаются в полную невнятицу. А излюбленным приемом политической агитации становится доведенная до абсурда реклама-загадка: «Голосуйте за нашего (народного, правильного и т.д.) кандидата! Угадайте, как его зовут? Если угадаете, сообщите нам!»

До последнего момента штабы будут скрывать лица своих кандидатов, оттягивать момент оглашения списков.
И как в классическом покере не обойдется без блефа. Скажем, тот же Спиридон Килинкаров будет в течение следующих 6–7 месяцев делать заявления, полные намеков на его возможное участие в выборах Луганского городского головы, но в итоге, с большой вероятностью – так и не решится второй раз сойтись в битве с Сергеем Кравченко.

Впрочем, последнему больше стоит бояться амбициозных однопартийцев. В первую очередь тех, кто успел завоевать популярность в Луганске, – речь, конечно же, о новоиспеченных нардепах Владимире Струке и Сергее Горохове. От нынешнего статуса народного депутата тяжело добиться существенных преференций, и почему бы не конвертировать свой луганский рейтинг в реальную власть?
Но и оба эти тяжеловеса, новички в большой политике, не будут торопиться со стартом кампании, опасаясь гнева партийного руководства.

Тем временем в штабе на Карла Маркса, 7 прекрасно понимают: кампания 2014 2015 без достаточного количества харизматичных лидеров, способных «зажечь» словом и делом, может быть проиграна. Причем проиграна не слабым конкурентам, страдающим от той же кадровой болезни, а безразличию избирателей, «голосующих ногами». Не будем забывать, что, кроме местных керманычей, страна готовится выбирать Президента. И будущее луганской элиты будет напрямую зависеть от количества голосов, отданных за действующего Президента.

Можно сколько угодно рассчитывать на хитрые избирательные технологии, но Партии регионов сегодня не добиться высокой явки на участки и лояльного голосования без достаточного количества вменяемых «новых профессионалов». Без людей, способных компетентно разъяснить разочарованным луганчанам политику партии по всем острым вопросам, презентовать «дорожную карту» решения основных проблем и, главное, вселить в жителей региона надежду. Надежду на то, что страна движется правильным курсом.

Политический инкубатор

Разумеется, проблему кадрового голода штабы понимают. Но из каких «инкубаторов» будут набраны политические новобранцы? Как будут выглядеть новые лица «молодых и перспективных»? Назовем несколько основных типажей-масок, готовящихся завлекать жителей области на избирательные участки:

Маска «Сделай себя сам»
Удачно раскрученный Сергей Горохов стал, пожалуй, самым успешным проектом партийных тимбилдеров прошлого политического сезона. Производственник-общественник вызвал симпатию у избирателей. Значит, стоит ожидать появления множества «маленьких Гороховых» в студиях региональных ток-шоу, на полосах газет и в бюллетенях.

Маска  «Блоггер общественник»
Доморощенные навальные авторы резонансных антикоррупционных расследований, борцы с маршрутками, гаишниками и каштановой молью – все они имеют неплохие шансы засветиться в партийных списках. А при должной удаче осесть в тех самых кабинетах, с обитателями которых эти активные граждане вели бескомпромиссную борьбу.

Маска «Любимец публики»
Те, о ком жители области с гордостью рассказывают случайным попутчикам в поездах: «Он наш, луганчанин!» Знаменитые спортсмены, актеры и певцы обязательно будут ослеплять нас своими белозубыми улыбками с многочисленных предвыборных билбордов  и маскировать своих менее популярных соседей по спискам.

Маска «Глава коллектива»
Далеко не все директора коммунальных предприятий, главврачи и шахтерские «генералы» умеют связать пару слов без мата. Но за ними стоят сотни работников, десятки партнеров по бизнесу и клиенты. Есть надежда, что вдохновившись политическими перспективами, большой босс сможет сагитировать хотя бы своих знакомых и подчиненных.

Маска «Простая доярка»
Заезженный до блеска способ сымитировать народовластие. Списки будут добивать представителями профессий, вызывающих у избирателей чувство родства и домашнего уюта: простые хирурги и шахтеры, простые учителя и фрезеровщики, простые колхозники и домохозяйки… Кстати, домохозяек в списках традиционно мало!

В общем, худо-бедно политические элиты наберут себе бойцов. Более того, кадровый голод дает неплохой шанс сделать карьеру многим амбициозным жителям региона. И сейчас самое время устраиваться на предвыборную «работу». Но все же стихийный предвыборный рекрутинг чреват для элиты снижением общего управленческого уровня. Хронически парализованная Верховная Рада – красноречивый симптом того, что элита страны больна, а ее отдельные члены в большинстве своем мало компетентны. Пока в регионах под вывесками неформальных клубов или общественных объединений не откроются настоящие политические и управленческие школы, готовящие кадры для государства, пока выпускники этих школ не составят костяк избирательных списков, страна обречена на бесконечный карнавал. Карнавал, грозящий сползанием в кровавый хаос.

Сергей Караваев

 

Залишити відповідь